Файл: Иван Константинович Айвазовский моря пламенный поэт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Напряжённо-катастрофическая картина «Девятый вал» даёт зрителю полное впечатление безбрежного морского пространства. Своим названием картина обязана распространённому мнению, будто бы каждый девятый вал во время шторма является особенно большим, превосходящим все другие.
В центре сюжета картины шторм на море и моряки, которые потерпели бедствие. Стоит сказать, что картина является несколько "мифологической". Дело в том, что у моряков существует легенда о том, что апогеем шторма, то есть наивысшей точкой его разрушительной мощи, является девятый вал. Вслед за штормовыми волнами идёт волна огромной высоты, которая разрушает всё на своём пути. Именно это поверье моряков и описал в своей картине Иван Айвазовский.
На картине предрассветное море. Солнце начинает вставать над горизонтом. Ночью бушевал сильный шторм, который разбил корабль, но оставшиеся в живых моряки ещё цепляются за мачту и обломки потонувшего судна. Люди изо всех сил противостоят разбушевавшейся стихии и готовы почувствовать на себе силу и ярость девятого вала. Полная драматизма картина, кажется, оставляет зрителя без ответа - останутся ли моряки в живых или нет? Однако сама атмосфера картины, которая пронизана лучами яркого солнца, встающего над горизонтом и побеждающего мрак жуткой ночи, подсказывает нам, что у картины будет счастливый конец.
Существует версия, что здесь Айвазовский написал собственное приключение в Бискайском заливе, кода в 1844 году он потерпел кораблекрушение и чудом остался жив.
Картина стала самым известным шедевром творчества И. К. Айвазовского. Она была куплена императором Николаем I для Эрмитажа, а потом в 1897 году передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она и находится.
Таким море вошло и в сформировавшееся сознание молодого Айвазовского. Художник сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.
Таким образом, за свою жизнь великий художник написал огромное количество замечательных работ, посвящённых морю во всех его проявлениях, а также многочисленным победам российского военно-морского флота. Все его произведения отличаются высоким качеством исполнения и большой художественной ценностью.
Глава 4. Значение творчества Айвазовского
Творчество Ивана Константиновича Айвазовского – своего рода морская энциклопедия, из которой можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия: штиле, лёгком волнении, шторме, буре, потопе как вселенской катастрофе, и т.д. Можно увидеть эту стихию в любую пору суток и в любое время года, а также насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны: от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты.
Чтобы так воспевать море в красках, как делал Иван Айвазовский, нужно действительно знать его с детства. Художник, родившийся в Феодосии, как никто знал, как море прекрасно и что оно может ежеминутно меняться, выражая свое отношение к ветру, солнцу. Во множестве своих эпических по масштабу произведений Айвазовский полнее всего воссоздал основные состояния моря, его чарующую гладь, бескрайнюю даль и волнующую пучину.
В творчестве Айвазовского воплотился духовный опыт человечества, которое испокон веков любовалось великолепием водной стихии. Художник научил многие поколения людей наслаждаться потрясающей красотой моря. Однако следует отметить, что воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение. Все искусствоведы отмечают, что зрительная память у Айвазовского была блестящей. Свидетельством тому служат не только его живописные шедевры, но и несравненные воспоминания об увиденных местностях, событиях и людях.
Художник, видевший в водной стихии свою жизнь, он, в сущности, не изображал реальное море, а создавал на полотне своё, рассказывал некую сказку о море, отдавая ему собственные чувства, настроения, грезы. Нельзя забывать, что в творчестве художника весьма заметную роль играет иносказательность.
Айвазовскому, кроме того, присуща совершенно самобытная система живописного мышления, выводящая его искусство за рамки принятых в то время канонов. Эта особенность сказалась в отмеченных иногда чрезвычайной условностью, даже абстрактностью цветовых решениях его картин. Таким образом, великий русский живописец вошёл в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения.
В основу творчества Айвазовского положена идея безграничности природы, её могучей созидательной силы. Более половины его работ – это виды штормового моря. И, как правило, изображая разбушевавшуюся стихию, художник изображал и борющихся с этой стихией, помогающих друг другу людей. Человек не сдаётся, человек победит – в этом девизе художника отразились народный оптимизм и жизнестойкость. Основа романтики Айвазовского – это великая вера в природу и жизнь, неизбывная вера в родной народ, который в политических штормах XIX столетия упорно боролся за самоутверждение.
Важную роль в творчестве Айвазовского играет свет. Свет в его искусстве – символ жизни, надежды и веры, символ вечности. Это не что иное, как по-своему переосмысленная идея созидающего божественного света, света познания, имеющая давнюю устойчивую традицию в армянской культуре.
Страстное, проникновенное и поэтическое творчество Айвазовского, чутко отзывавшееся на запросы времени, привнесло в русскую живопись свежее дыхание. Художник стал одним из наиболее признанных во всем мире представителей русской школы. В этом качестве он был удостоен чести, вторым после О. Кипренского, представить во флорентийский музей Питти автопортрет.
Айвазовский снискал себе славу русского художника и, устроив свыше ста выставок во многих европейских и американских городах, принес русскому искусству широкую известность. Его творчество до сих пор пользуется огромной популярностью. «За последние 15–20 лет цены на картины Айвазовского непрерывно возрастали».
За свою жизнь великий живописец создал около 6 тысяч произведений. Иван Константинович был не только «певцом моря». У него есть серия полотен, посвященных Колумбу, и «Наполеон на острове Св.Елены», и собственная «Гибель Помпеи», и «Пожар Москвы 1812 г.», и «Древняя беседка готическая», и прославленный «Хаос», и «Сцена из каирской жизни», и «Чумаки», где степь – как море, пыль – как монохромная радуга, а ветряная мельница – как маяк. Они украшают многие музеи мира. Но главной сокровищницей его творений была и остаётся картинная галерея в Феодосии. В ней выставлено более 400 картин художника.
Таким образом, Айвазовский – это великий российский художник, который внёс большой вклад в развитие как российской, так и мировой живописи, прежде всего маринизма как художественного направления.
Заключение
Айвазовский отдал много сил благоустройству Феодосии.
На заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии. Стал основоположником Киммерийской школы живописи. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию.
Его усилиями в городе были сооружены Археологический музей, школа искусств, клуб. Был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 90 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа). В 1880 году открылась картинная галерея. После смерти Айвазовского картинная галерея по завещанию перешла в собственность города. Ныне здесь крупнейшее собрание картин мастера.
Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет. Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв корабля», которая осталась незаконченной. Иван Айвазовский был женат дважды. У него осталось четыре дочери.
Иван Константинович Айвазовский – великий российский художник, один из величайших мировых маринистов, создавший огромное количество работ, сделавший большой вклад в дело развития русской живописи и способствовавший славе русского искусства во всём мире.
Творчество Айвазовского – своего рода гимн морю и «морская энциклопедия», из которой можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает море в любое время суток и года. В работах художника воплотился духовный опыт человечества, которое испокон веков любовалось великолепием водной стихии.
Как правило, изображая непокорное море, великий русский живописец изображал в нём и людей, борющихся с этим морем, помогающих друг другу. Человек не сдаётся и побеждает – в этом девизе художника отразились его оптимизм и жизнестойкость. Основа романтики Айвазовского – это великая вера в природу и жизнь.
Список использованной литературы
1. Алексеева, Е.Н. Деятельность И.К. Айвазовского и формирование школы пейзажной жизни в Феодосии. // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств. 2011. № 6.
2. Великие художники. Том 2. Айвазовский. – М.: Директ - Медиа, Издательский дом «Комсомольская правда». 2009.
3. Жиркевич – Подлесских, Н. В гостях у Айвазовского… // Третьяковская галерея. 2010. № 2. –
4. Орлова, Е. Великие художники России. И. К. Айвазовский / Е.Орлова. – М.: РИПОЛ Классик, 2014. – 40 с.
5. Пятьдесят художников. Шедевры русской живописи. Айвазовский. – Киев: Де АгостиниПаблишинг, 2010. – 31 с.
6. Картинная галерея Айвазовского. Основная экспозиция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aivazovsky.euro.ru/az_expo.htm, свободный.
7. Киммерия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kimmeria.com/index.htm, свободный.
8. Художники в сети [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-on-web.ru/, свободный
9. Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyclowiki.org/wiki/, свободный.
10. Шедевры русской живописи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tanais.info/, свободный.