Файл: 69 роль экспериментирования в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69
РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
Казарина Е.С.
Казарина Е.С. РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Казарина Елена Станиславовна - воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 178, г. Иваново
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность использования
экспериментирования в процессе познания ребенка. Показана роль данной
деятельности в развитии познавательной активности и развитии речи детей.
Согласно
федеральному
государственному
образовательному
стандарту
дошкольного образования главной задачей в системе образования является
формирование активной личности, которая будет ориентироваться в окружающем
мире и будет проявлять исследовательскую направленность. Экспериментирование
основывается на природной любознательности и познавательной потребности
детей, что является средством и механизмом социально-коммуникативного
развития дошкольников.
Ключевые
слова:
дошкольный
возраст,
педагогика,
детский
сад,
экспериментирование, познавательное развитие, социально-коммуникативное
развитие.
Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам
Мы живем в ХХl веке время информационных технологий, постоянно меняющейся информации и чтобы человек был успешным хорошо ориентировался в этом потоке, нужно научить его легко и быстро воспринимать, анализировать, осваивать новое, находить неординарные решения в различных моментах своей жизни.
С самого рождения у детей в месте с игровой деятельностью, большое значение имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, навыков и умений, а главное как поиск, приобретение знаний самостоятельно или с помощью взрослого. Экспериментирование помогает выработать у детей дошкольного возраста самостоятельные исследовательские умения, учить собирать и обрабатывать полученную информацию. Это поможет развить у ребёнка творческие способности и логическое мышление. Ребенок – природный исследователь и неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать помогает лучше узнать окружающий его мир [2, с. 26].
Развитие познавательной активности у детей очень актуальный вопрос в данный момент. Федеральные государственные требования направляют нас на достижение у дошкольников постоянных познавательных интересов, интеллектуального развития и детской одаренности. Попытаться сформировать у выпускников детского сада такие качества как креативность и способность к поиску знаний. Опираясь на слова
Н.Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Необходимо поощрять по возможности направлять в познавательную деятельность, чтобы они могли обнаружить все новые и новые свойства предметов. Познавательная активность это актуальная проблема потому что взаимодействие ребенка с окружающим миром зависит от его активности и деятельности. Этой проблемой занимались такие видные ученые как
Е.Э. Баранова, Н.В. Зайцева, А.Н. Поддъков, Н. Минакова, А.И. Савенков, и др.
Но что же такое эксперимент и экспериментирование. Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба»,
«опыт». Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом


70 явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
(Большая советская энциклопедия) А вот что говорит краткая философская энциклопедия эксперимент – «… планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении». Появление термина
«экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что детское экспериментирование дает представление о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимосвязи с другими объектами [1, с. 88].
По словам Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование – это активно – преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты.
«Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам». Часто взрослые говорят: «Снег есть нельзя»,
«К луже не подходи», «Песок в руки не бери испачкаешься» и т.д.
Но дети с самого рождения хотят быть первооткрывателями, исследовать окружающий мир это естественное состояние ребенка. В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, а это ведет к интеллектуальному и умственному развитию.
Активную деятельность детей которая способствует дальнейшему развитию надо направить в нужное русло, сделать их полезными.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Очевидно, и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. И в активном процессе познания у ребенка задействованы все органы чувств. Каждому чувству и органу чувств соответствуют объекты чувственного восприятия:

орган чувства нос - воспринимает запах. Запах, это объект чувственного восприятия;

органы чувств глаза - воспринимают свет, цвет, формы предметов, их разнообразие, действия, движения;

орган чувств язык – воспринимает вкус;

орган чувства кожа - воспринимает механические воздействия и тепловую энергию

органы чувств уши – воспринимают звук;

орган чувства мозг – воспринимает мысли и образы;

седьмое чувство, которое человеку известно, называют чутьем, а ученые интуицией.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в экспериментальном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность[3, с. 32].
Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он дает детям представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Во время эксперимента идет развитие памяти ребенка происходит мыслительный процесс так как постоянно необходимость совершать различные операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Можно отметить большое влияние экспериментов на эмоциональное влияние ребенка на развитие творческих способностей, а так же развитие трудовых навыков и укрепления здоровья в связи двигательной активности.


71
Как было сказано выше дети очень любят экспериментировать это связано с возрастными особенностями так как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод помогает в познание окружающего мира.
Можно сделать вывод, что детское экспериментирование оказывает огромное влияние на развитие многих других детских деятельностей (конструирование, труд в природе, изобразительная деятельность, игры, развитие речи).
Список литературы
1. Макейчик А.О., Левшина Н.И. Детское экспериментирование как средство развития дошкольника. // Международный студенческий научный вестник, 2017.
№ 4-5.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л.Н. М: АРКТИ, 2005.
3. Харитонов З. Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание, 2001. № 7. С. 32.