Файл: 41.Основные направления социально-педагогической работы в образовании.docx
ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 310
Скачиваний: 4
Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:
деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, педагогической, психологической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;
деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:
непосредственную работу с ребенком;
посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.
По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время эта задача непростая, поскольку сфера практической социально- педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально-возможные ее применения.
Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми.
С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:
социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;
социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;
социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;
социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;
социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без решения которых сложно добиться хороших результатов. Возникающие проблемы разрешаются при условии сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности. Умение сотрудничать с различными людьми на благо конкретного ребенка, считаю одним из основных условий формирования положительного педагогического опыта и накопления положительных результатов в своей деятельности.
Основные направления моей социально-педагогической работы в школе:
-помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
- помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;
- распознание, диагностирование и разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов;
- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений;
- помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми;
- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов.
Для реализации этих направлений применяю различные методы социально-педагогической деятельности, которые подбираю в зависимости от проблемы, стоящей перед ребенком, от особенности его личности, от состояния семейных взаимоотношений, от уровня социальной адаптации, от тех возможностей, которыми располагаю.
Наиболее часто использую следующие методы:
- методы диагностики личности, семьи, социума;
-словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);
- методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивация и приобщение к действию;
-организационно- распорядительные методы (инструктирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика);
-связь с организациями и общественностью.
В процессе моей профессиональной деятельности решаются следующие задачи:
- работать над повышением уровня воспитанности ( патриотизм и культура общения);
В течение учебного года эта задача решалась через различные мероприятия, проводимые мной, а также при сотрудничестве с коллегами. В частности:
·· Проводилась большая индивидуальная работа с учащимися, не соблюдающими нормы общения ( ссоры, драки, оскорбления и другие нарушения школьной дисциплины, совершающиеся учащимися).
· Индивидуальная работа с родителями, через которых проводились воспитательные воздействия на детей по развитию их патриотизма и культуры общения).
· Различные общешкольные мероприятия с воспитательным воздействием.
· Совместные мероприятия воспитательного характера с участковым инспектором и инспектором ПДН.
- работать над созданием системы физического совершенствования учащихся, охрана здоровья.
- Борьба с курением и профилактика алкоголизма.