Файл: Текст экскурсии По памятным местам Ворошиловского района.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ
«По памятным местам
Ворошиловского района»
Город-герой на Волге. Мы привыкли к Волгограду сегодняшнему, к его широким улицам и проспектам, просторным площадям. Однако он не всегда был таким. Теперь осталось уже совсем немного людей, помнящих довоенный Сталинград, еще меньше – дореволюционный Царицын, поэтому в последние годы усилился интерес к прошлому. Краеведы по крупицам собирают материал о поселках, появившихся рядом с Царицынской крепостью. Один из таких вырос на правом берегу р. Царицы в первой половине ХУШ века. Потом его стали называть Зацарицынским форштадтом. В начале 19 века предместье стало частью Царицына. В 1932 году был образован Ворошиловский район Сталинграда, переименованный в 1958 году в Советский. В 1975 году он был разделен на две части Советский и Ворошиловский. Ныне Ворошиловский район начинается у р. Царицы и тянется до Ельшанского оврага. В нем проживает около 100 тысяч жителей. Истории района посвящена эта экскурсия.
Зацарицынский форштадт.
В начале ХУ1 века закончилась объединение русских земель в единое государство с центром в Москве. С присоединением Казанского (1552г.) и Астраханского (1556г.) ханств вся Волга стала русской рекой. Торговые караваны, которые следовали по ней нуждались в защите, особенно в районе Астрахани и Переволоки, в междуречье Волги и Дона. «Слово «Переволока», - писал в 1579 году английский путешественник Христофор Берроу, - «на русском языке означает узкую полоску земли между двумя водными пространствами». Волжско-Донской переволокой люди пользовались уже много столетий. Здесь суда волоком перетягивали между волжскими и донскими притоками. Один из путей был связан с речкой Царицей. Из Волги судно поднималось до верховья Царицы, потом его волоком тащили до верховьев Россошки (район Гумрака), из Россошки - в Карповку, из Карповки - в Дон. Торговые пути всегда привлекали к себе любителей легкой наживы, поэтому царское правительство и решило обезопасить Переволоку.
В 1589 году на Царицынском острове (о.Голодный) была заложена крепость. Название она получила по острову: Царицын (видоизмененное татарское «сары-чин» – желтый песок). Князь Григорий Осинович Засекин, выбирая место для крепости, не учел, что весной остров заливается водой. В конце ХУ1 – в начале ХУП века крепость была разрушена паводком. Отстроили ее на правом берегу Волги и левом берегу Царицы. Крепость должна была оберегать Нижнюю Волгу от нашествия кочевников и казачьих разбойных набегов. Первыми жителями Царицына были стрельцы и «горододельцы» (каменщики, плотники). К концу ХУП века город становится и торговым центром. В Царицыне останавливались иностранные купцы, сюда на продажу пригоняли скот, привозили рыбу. Росло количество кораблей, пристававших к Царицынской пристани. Суда, пройдя почти всю Волгу или Каспийское море, часто требовали ремонта. В 1728
-2-
жения фашистов под Сталинградом. 19 ноября в наступление перешли войска Донского и Юго-Западного фронтов севернее города. 20 ноября к ним присоединились войска Сталинградского – южнее города. 23 ноября кольцо сомкнулось в районе Калача (80 км южнее Сталинграда). В окружении оказалось 22 дивизии врага (330 тысяч гитлеровцев). В ходе операции по уничтожению фашистов, в январе 1943 года началось освобождение территории Ворошиловского р-на. Ожесточенные бои развернулись с 24 января за элеватор. Гитлеровцы, превратив его в мощный узел сопротивления, вели из здания сильный минометный огонь по войскам 64 армии. 25 января подразделение 154-й морской стрелковой бригады, приблизившись к зданию на 200-300 метров, стремительно атаковала врага. Гитлеровцы упорно сопротивлялись. Шла ожесточенная борьба, переходящая в рукопашные схватки. На третий день моряки сломили сопротивление противника.
Продолжая стремительное наступление, воины 64й армии к концу января освободили территорию Ворошиловского района.
2 февраля 1943 года противник капитулировал и Сталинградская битва закончилась.
Сейчас элеватор – настоящая фабрика по хранению зерна. Его 105 емкостей вмещает более 100 тонн зерна. Около 300 электромоторов приводят в движение механизмы самых разных назначений. Они перемещают зерно, чтобы оно не залежалось, подрабатывают (очищают) до товарных и семенных кондиций, сушат. Самая высокая часть элеватора – башня – имеет высоту 22х этажного дома. В ней размещены мощные сепараторы, очищающие до 250 тонн зерна в час. Из элеватора по специальному путепроводу (часть которого проходит под землей) зерно поступает к речному причалу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Жизнь не стоит на месте. Ворошиловский район постепенно меняет свой облик. Сносятся старые дома предвоенной и послевоенной постройки. Появляются новые высотные здания из стекла и бетона. Прокладывается под улицей Рабоче-Крестьянской трасса скоростного трамвая.
Однако нельзя забывать и прошлое Зацарицинского форштадта, так как только человек, знающий свою историю, не равнодушен к окружающему, к сегодняшнему.
-11-
слова: «Навстречу раскатам ревущего грома мы в бой поднимались светлом и сурово, на наших знаменах написано слово «победа», победа во имя Отчизны, победа во имя живущих, победа во имя грядущих, победа.» (Р. Рождественский).
14 сентября 1942 года гитлеровцы вышли в район элеватора, где сражались остатки 35 гвардейской стрелковой дивизии и 131 стрелковой дивизий. С 16 сентября бои разгорелись за само здание. Фашисты во что бы то ни стало стремились овладеть самым высоким сооружением., господствующим над местностью. В ночь на 17 сентября командование фронта переправило в город 92 морскую стрелковую бригаду, укомплектованную североморцами. Они получили приказ занять участок обороны по железной дороге в границах: с севера – р. Царица, с юга–треугольник, образуемый железными дорогами. Ливень свинца обрушился утром на моряков, но они не дрогнули. В непрерывных контратаках, рукопашных схватках моряки полностью освободили прибрежную зону от р. Царицы до консервного завода, вырвались на улицы КИМ, Рабоче-Крестьянскую, Баррикадную.
В ночь на 18 сентября к элеватору перебрасывают пулеметный взвод бригады. Утром с южной стороны здания появился танк с белым флагом. Из люка показались двое: офицер и переводчик. Они стали уговаривать советских бойцов сдаться, уверяя, что оборона элеватора бесполезна. Наши открыли огонь. Вскоре с южной и западной стороны в наступление пошли немецкие танки и пехота. Атаки следовали одна за другой. Над элеватором висела «рама» – самолет-разведчик – корректируя огонь. За 18 сентября было отбито 9 атак Фашисты в 15-20 раз превосходили по силам наш гарнизон .
В элеваторе горела пшеница, в пулеметах испарялась вода, раненые просили пить. От жары и дыма у бойцов трескались губы, но они самоотверженно сражались. Вильгельм Гофман (267-й полк 97 немецкой дивизии) оставил такую запись в своем дневнике: «… Бой за элеватор продолжается. Русские ведут огонь со всех сторон. Сидим в подвале дома, на улице находиться нельзя… Таких ожесточенных боев наши старые солдаты не помнят. Если все дома Сталинграда будут так обороняться, то никто из нас не вернется в Германию». Днем советские солдаты забирались на верхние этажи и оттуда вели огонь, ночью спускались вниз и занимали круговую оборону. Радиостанция вышла из строя, и связь с командованием прекратилась, боеприпасы были на исходе. 20 сентября с западной стороны подошли 12 немецких танков и начали в упор обстреливать элеватор. Затем, показались автоматчики. Бой разгорелся внутри здания. К вечеру боеприпасы у наших солдат закончились. В ночь на 21 сентября они решили прорываться к своим. По некоторым данным, выстрелы в здании были слышны и 22 сентября, видимо, отдельные солдаты продолжали сражаться.
Тяжелые уличные бои, сковывающие большие силы и технику противника, позволили советскому командованию подготовить план уничто-
-10-
году на правом берегу реки Царицы поселились ремесленники, их обслуживающие. Когда в 1733 году было учреждено Волжское казачье войско для охраны водных торговых путей, здесь разместилась казачья Царицынская станица.
С присоединением к России Крыма и Кубани надобность в крепости отпала. Царицын стал уездным городом Саратовской губернии. До середины Х1Х века зацарицынская часть его называлась Зацарицынским форштадтом (предместьем) и представляла собой несколько кварталов, расположенных рядом с устьем Царицы (район ресторана «Нептун»).
В 1814 году здесь была сооружена пристань для перевозки грузов с Волги на Дон, в Калачевские хутора. В течение всего лета у нее выгружались товары с судов и на фурах (большие длинные крытые телеги) перевозились в другие губернии.
В 1820 году царь Александр 1 подписал новый план Царицына. Зацарицынский форштадт должен был иметь 33 квадрата (6 продольных и 5 поперечных улиц). Улицы получили названия уездных городов России: Княгининская (Рабоче-Крестьянская), Азовская (Калинина), Дубовская (Академическая), Каширская (Циолковского), Козловская, Липецкая (Баррикадная), Сердобская и Хвалынская (КИМ), Царевская (Пугачевская), Елецкая (Огарева).
В 1838г. в Зацарицынском предместье насчитывалось более двухсот домов. За 20 последующих лет здесь практически ничто не изменилось, строительство почти не велось.
Сонное существование Царицына было нарушено после отмены крепостного права в 1861г. В России начинает быстро развиваться промышленность. Царицын, с его выгодным географическим положением, привлек внимание предпринимателей. Важной предпосылкой быстрого развития города стало строительство железных дорог. К 60-м годам Х1Х в. перевалка грузов через Царицын с Волги на Дон достигла громадных размеров: сплавного леса –до 20 млн. пудов, рыбы – 1 млн. пудов, других товаров– свыше 1,5 млн. пудов ( 1 пуд – 16 кг). Например, донецкий каменный уголь перевозили гужом с Дона на Волгу. На эти цели тратили в год до 700 т. рублей. Правительство принимает решение построить железную дорогу, которая соединила бы реки. К строительству ее приступили в 1859 году, закончили - в 1862г. Волго-Донская дорога начиналась недалеко от Царицынского форштадта, в хуторе Новоникольском (улица Тулака в Советском районе) и заканчивалась в Калаче-на-Дону. В 1870 году закончилось строительство железной дороги Царицын – Грязи, которая связала город с центром России. В 1897 году построили дорогу Царицын-Тихорецкая, связавшую нас с югом. В Зацарицынской части появился Владикавказский вокзал ( станция Волгоград -2). В 1899 году был открыт Тихорецкий мост через р. Царицу, соединивший два вокзала Юго-Восточный (Волгоград – 1) и Владикавказский. Это было сложное инженерное сооружение (161,8 м – длина, 44,7 м – высота). Часть грузов, которая попадала в город по Волге и железным дорогам, оседали в Царицыне. Это привело к появлению
-3-
промышленных предприятий. В Зацарицынской части появились 5 заводов по переработке леса, который плотами приходил с верховьев. Предприятия размещались по берегу Волги, начиная от устья Царицы. Газета «Биржевой листок» (г. Казань) писала в 1888г., что в Царицыне «на крутой, почти отвесный берег ежегодно выгружается до миллиона бревен и бруса, а количество досок, подтоварников и прочих мелких лесных материалов исчисляется десятками миллионов.»
Быстрый рост промышленности вызвал усиленную застройку города. Царицын не имел плана размещения заводов, фабрик. Предприятия строились там, где их будущим владельцам удавалось приобрести участок земли. Часто заводы вклинивались в жилые кварталы, возводились там, где их строить по санитарно-гигиеническим условиям было нельзя. На узких полосках царицынских берегов скучились рыбокоптильный, два горчично-маслобойных, мыловаренный заводы, ватная и чулочно-трикотажная фабрики, паровая мельница и т.д. Прижатые к ответным берегам, они находились так близко друг к другу, что пройти между заводами было невозможно. Все сточные воды выливались в Царицу. Она превратилась в зловонное место. В народе этот поселок называли «Шанхай» ( Шанхай - китайский город, с узенькими кривыми улочками и большим количеством населения в Х1Хв).
Зацарицынское предместье очень долго было отрезано от центра города. В 1868 году через Царицу был сооружен деревянный мост, который в 1911 году заменили железобетонным. По нему в 1914 году пустили трамвай. За мостом он поднимается на правый берег Царицы и по Княгининской (Рабоче-Крестьянской) – Липецкой (Баррикадной)– Новокузнецкой шел до Владикавказского (Тихорецкого) вокзала ( станция Волгоград – 2). Стоимость проезда – 6 копеек.
Зацарицынское предместье во второй половине 19 – начале 20 века неузнаваемо изменилось, превратившись из небольшого поселка в городской район Царицына. Зацарицынская часть занимала площадь длиною 3 версты (3,2 км) и шириною 2 ¾ версты (2,8 км).
Справка
Территория Центрального и Ворошиловского районов связывает пятиарочный железобетонный мост через р. Царицу, построенный в 1963г. Пойма Царицы представляет собой зеленый коридор шириной 600-700м. Еще полвека назад речка представляла собой незначительный ручеек, который в паводок превращался в бушующий поток. Сейчас Царица заключена в подземный коллектор. Здесь планируется создать детский парк отдыха: сказочные городки, технические станции, зоологический сад, спортивный комплекс, аттракционы, игровые площадки. Сюда уже перенесли Детскую железную дорогу. На левом берегу, за строящейся гостиницей, расположен ГДЮЦ, где занимаются в кружках и творческих коллективах сотни ребят. Вниз, к реке, спускается широкая лестница, которая должна заканчиваться
-4-
В конце сентября, когда фашисты заняли территорию Ворошиловского района, Саша решил перейти линию фронта и связаться с нашими частями. Отец посоветовал: «Чтобы не идти к нашим с пустыми руками, надо выяснить, где, сколько немецких складов расположено, скопление техники». Он передал сыну немецкую карту, солдатские книжки, которые нашел в карманах убитых фашистов.