Файл: Протокол 1 Приказ от 24. 08. 2021г. 153 рабочая программа внеурочной деятельности Театр 7 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
Принята решением педагогического совета 24.08.2021г., протокол №1
Приказ от 24.08.2021г. №153
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Театр +»
7 класс
Составитель: Чубова Светлана Алексеевна,
учитель математики и физики
высшей квалификационной категории
2022-2023 учебный год
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Театр +» для 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
2.Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Основная образовательная программа МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №25" г. Орла;
4. Авторская программа Груненковой Н.В. «Программа театрального кружка "Творческая мастерская", – М.: «Вако», 2006;
5. Образовательная программа «Театр» (вариант наполнения художественно- эстетического профиля). Автор Е.И.Косинец. М.: МИОО.2014 года в соответствии с ФГОС ООО;
6. Программа: Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014г.
В УМК входят:
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок. – М.: «Вако», 2006.
- Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
На освоение программы в 7 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности объединения «Творчество и театр»
Личностные результаты
1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
5.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
7.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
Метапредметные результаты:
1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2.Овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
4.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предполагаемые умения и навыки детей по окончании курса
Ребенок должен знать:
-
Основные театральные термины. -
Основные постановочные единицы: миниатюра, этюд, пьеса. -
Профессии театра, устройство сцены, технику грима. -
Наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов. -
8-10 скороговорок. -
Театральные игры, техники восстановления дыхания.
Ребенок должен уметь:
-
Произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. -
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке. -
Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки. -
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера. -
Запоминать заданные педагогом мизансцены. -
Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия. -
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики. -
Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему. -
Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. -
Менять по заданию педагога тембровую окраску голоса. -
Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах. -
Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие. -
Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. -
Читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. -
Строить диалог с партнером на заданную тему. -
Подбирать рифму к заданному слову. -
Составлять диалог между сказочными героями.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД
1. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к литературе, как одному из видов искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей
2. В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- решать художественные задачи с опорой на знания о литературе, театре, актерском мастерстве;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка литературы и искусства, в собственной художественно – творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами художественного творчества.
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
3. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в художественном труде;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям литературы и искусства;
Школьники получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в мире искусства, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в художественной деятельности в целом.
4. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничеству и взаимопомощи, доброжелательному и уважительному общению со сверстниками и взрослыми;
- формированию собственного мнения и позиции;
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Содержание программы внеурочной деятельности
объединения «Творчество и театр» в 7 классе
Программа состоит из четырех разделов
I раздел « Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
II раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
III раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
IV раздел «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Формы организации занятий:
- лекция-беседа;
- беседа;
- дискуссия ;
- тренинг;
- репетиция;
- показ театральной постановки (миниатюры);
- дискуссия (обсуждение после показа);
- тренинг;
- участие в школьных мероприятиях;
- театральные игры;
- конкурсы;
- викторины;
- праздники
- ролевые игры;
-проекты;
- рефлексифная беседа;
- поход в театр
- творческий отчёт
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности объединения «Творчество и театр» в 7 классе ( 34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Цель, виды деятельности | Планируемая дата изучения | Фактиче-ская дата изучения и ( или) коррекции |
| Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. | Восстановление нужной атмосферы. Стирание комплекса "первой встречи". | 05.09. | |
| Что такое речь? Что необходимо для выразительного чтения? | Определить степень подготовки уч-ся к последующей работе. | 12.09. | |
| Отработка шипящего чтения. Отработка скороговорение. | Дать возможность уч-ся попробовать собственные силы в достижении предлагаемой цели с применением различных способов убеждения. | 19.09. | |
| Былины — русский народный эпос. Патриотический пафос былин. Былина «На заставе богатырей». | Знать характерные истины для народной нравственности, лежащие в основе обрядов и обычаев; | 26.09. | |
| Инсценировка былины «Святогор - - богатырь». Герои, их облик, поступки. | Научиться анализировать и понимать сущность образа, предложенного другим автором. Понимать его замысел и преобразовывать эту мысль, привязывая к современному миру. | 03.10. | |
| Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | Знать характерные истины для народной нравственности, лежащие в основе обрядов и обычаев; | 10.10. | |
| Интонационная окрашенность фразы. | Научиться анализировать и понимать сущность образа, предложенного другим автором. | 17.10. | |
| Пейзажная лирика. Настроение природы Стихотворения лирические. Природа и мы. | Понимать влияние художественного слова на общественные отношения в деревне к человеку и его самооценку. | 24.10. | |
| Моя любимая сказка. Художественное чтение. | Дать понятие как рождается сюжет, на чём основывается и из чего формируется. Определить сюжет ранее просмотренного произведения. Вывод формулы сюжета. Выявление основной мысли произведения. | 07.11. | |
| Музыка стихотворений (поэтическая фантазия). Учимся читать прозу. | Определять суть вещей и выражать к ним своё отношение в определённом творческом виде. | 14.11. | |
| Стилистическое использование многозначности. Смешение созвучных слов и фраз. | Уточнить на сценическом материале, что действительно заслуживает высмеивания, а что является примитивным позёрством. | 21.11. | |
| Скороговорки, каламбуры. Разработка артикуляции Пословицы и поговорки. | Определить жанры сатиры и юмора и цели их применения. | 28.11. | |
| Русские народные сказки. Художественное чтение. | Знать о календарной обрядовой культуре своей деревни, об образах природы, Вселенной и человека в конструкции дома; | 05.12. | |
| Народные приметы. Хвала урожаю. | Привлечь учащихся к анализу собственного поведения в обществе через практический этюд. | 12.12. | |
| Капустные посиделки. | Восстановить способность анализа событийного ряда от предложенной краткой информации. | 19.12. | |
| Отработка навыков монологической художественной речи. | Понимать влияние художественного слова на общественные отношения в деревне к человеку и его самооценку. | 26.12. | |
| Отработка навыков сценического чтения прозаического текста по ролям. Художественное чтение, интонация, мимика, жесты. | Теоретически рассказать о приёмах общения между людьми и попробовать проанализировать примерные ситуации из жизни. Дать понятие компромисса. | 16.01. | |
| Выразительное чтение стихов и сказок на экологическую тему. | На примере зримого материала дать понятие о выразительных средствах сценического искусства. | 23.01. | |
| Постановка сказок на экологическую тему. Знакомство со сказками «Колобок», «Экология и мы», «Сказка об одиноком дубе». | Донести материал во время прослушивания и проработки. | 30.01. | |
| Распределение ролей. Совмещение художественного чтения с развитием действий пьесы. Индивидуальная работа с уч-ся. | Совершенствование восприятия сценических приёмов, развитие, соответствующих способностей. | 06.02. | |
| Звуковое, музыкальное сопровождение. Запись. Постановка. | Дать понятие о соответствии действия с окружающей средой. Окрас происходящего посредством В/С | 13.02. | |
| Проверьте старые приметы. Народный календарь. | Научиться сопоставлять, анализировать, делать выводы и правильно излагать свои мысли через этюд – импровизацию. | 20.02. | |
| Рождественский праздник. Выработка речи. | Дать понятие об этикете сценическом, бытовом, «вычурном». пробудить желание к познанию норм поведения в обществе. | 27.02. | |
| Стихотворения, которые мне близки. Выразительное чтение. | Дать понятие о сверх задаче в произведении и выделении, или подведении к морали. | 06.03. | |
| Отработка скороговорения. Звукоподражание. | Дать возможность проявить сценические, литературные, организационные способности. | 13.03. | |
| Стихи и сказки на тему: «Будьте добрыми и человечными». | Научить понять уч-ся проанализировать событие с подвигшее написание данного эпизода. | 20.03. | |
| Скороговорки. Омофоны. Разработка артикуляционных упражнений. | Дать понятие о важности выразительных средств. | 10.04. | |
| Ролевые игры, для чего они необходимы. Ролевые игры. «Если бы я был учителем физкультуры ,что бы я делал и с какой целью». | Добиться проявления способности от наблюдения, воспоминания перейти к формированию сюжета. Научить детей понимать художественный образ изобразительного искусства, видеть в картине не сиюминутность происходящего, а воспринимать изображение как плод определённых жизненных обстоятельств. | 17.04. | |
| Здоровый образ жизни - необходимость для всех. Познавательная беседа. Здоровый образ жизни — глазами людей разного возраста. | Познать подтекст (2-й план). Выражение в сцен. образе полож. отриц. Осознать и донести мораль. | 24.04. | |
| Миниатюры о положительном влиянии ЗОЖ на человека. Знакомство со сказкой «Репка», которую сочинил Ю. Кушак по мотивам русской народной сказки. | Совершенствование восприятия сценических приёмов, развитие, соответствующих способностей. | 08.05. | |
| Работа над сказкой «Репка», миниатюрой «О вредных привычках, сказка- миниатюра «О вреде курения». | Привлечь ребёнка к глубокому анализу воспринимаемого видео ряда, определяя последовательность структуры текущих событий. Научить оформлять свою мысль так же последовательно и закономерно. | 15.05. | |
| Совмещение художественного чтения с развитием действий в миниатюрах. Выбор декораций, костюмов к сказкам. Первичная постановка. Постановка сказок. | Научить уч-ся находить правильные оттенки, соответствующие желаемой передачи информации. Развить способность всестороннего, полного воссоздания в воображении не только картинки, но и соответствующего звукового сопровождения и художественного оформления. | 22.05. | |
| ЗОЖ. «дети и алкоголь». Инсценировка басни С. Михалкова «Пьяные вишни», «Непьющий воробей». | Дать понятие фрагмента, как составной части сюжета. Научить доносить сюжет (пересказ) по фрагментарно. | | |
| Вербальные и невербальные средства общения. Подведение итогов. | Сценическое воплощение, совершенствование актёрского мастерства. | | |