Файл: Урок русского языка в 9 классе. Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места Вид урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок русского языка в 9 классе.
Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места
Вид урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
- дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.
Задачи урока:
- формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений;
- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;
- правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;
- формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,
- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.
- развивать устную и письменную речь учащихся,
- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,
- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Я очень рада вас всех видеть. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями придаточных предложений. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с повторения.
Откроем тетради и подпишем число, классная работа.
2. Повторение изученного.
У доски работают:
1. карточка (выписать слова с чередующейся гласной в корне) задание группы А5
2. карточка (сосчитать количество букв и звуков)задание группы А4
3. карточка (составить схемы предложений и определить вид придаточного)
1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).
2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).
3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).
4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).
5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).
А остальные работают по орфограмме «Правописание приставок пре- и при-«. задание группы А6
Запишите слова в два столбика, первый с приставкой при-, а во второй с приставкой пре-.
Придорожный, прекрасный, присесть, привокзальный, прервать, пристроить, пригород, преувеличить, притворить, преградить.
- Проверяем.
- Настя, перечисли случаи, когда пишется приставка при- (обозначает присоединение, приближение, неполное действие, расположение вблизи)
- Проверяем задания на доске.
- ___________, перечисли все корни с чередующей гласной, которые тебе встретились.
- __________, когда гласные обозначают два звука?
- _________, схемы каких предложений ты построила?
Оценка.
2. Повторение сведений о сложном предложении.
Задание 1. Заполните схему:
- Расскажите о сложных предложения по схеме.
Задание 2. Придаточные предложения бывают:
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
? | ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ | |
? | ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ | ? |
На прошлых уроках мы с вами изучили придаточные определительные и придаточные изъяснительные. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(речь пойдет о придаточных обстоятельственных)
- Совершенно верно! Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными, но с какими придаточными мы познакомимся я пока не скажу …
Оставьте одну строчку для записи темы урока. Разделите страницу пополам.
3. Изучение нового материала.
Записываем предложение в первый столбик во вторую строчку.
1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой. (Работаем по алгоритму, который у вас на партах).
2. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
3. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.
- На что указывает придаточное? (на время)
- На какой вопрос отвечает?(когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)
- С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)
- К чему относится? (ко всему придаточному)
- Где может находиться? (до, после, внутри главного)
- Как называется такое придаточное? (Времени)
Записываем предложения во второй столбик:
1. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.
2. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краев темной зелени лугов.
3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.
- На что указывает придаточное? (место)
- На какой вопрос отвечает? (где? Куда? Откуда?)
- С помощью чего придаточное прикрепляется к главному?(Союзных слов- где, куда, откуда), кроме того в главной части могут быть ук.с. там, оттуда, всюду, туда.
- К чему относится? (ко всему придаточному)
- Где может находиться? (до, после, внутри главного)
- Как называется такое придаточное? (Места)
- С какими придаточнымимы познакомились?
- Запишите тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»
- На какие вопросы мы ответили? (на что указывает? на какие вопросы отвечает? С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? К чему относится? Где может находиться? )
4. Выполнение практических заданий по теме урока.
- А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.
– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями.
Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.
1. Как только папа ушел(когда? – придаточная времени), я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).
4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.(придаточное места)
5. Там, где кончалась чаща, белели березы.(придаточное места)
6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. (придаточное места)
– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (второе, пятое).
Задание 2 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером.
(19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные. (16)
Задание 3. Тест
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).
А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
А. Б. В. Г. Д.
2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.
А. Б. В. Г. Д.
3. Укажите СПП с придаточным места.
А. Б. В. Г. Д.
4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.
А. Б. В. Г. Д.
5. Найдите СПП с придаточным определительным.
А. Б. В. Г. Д.
5.Итоги урока.
1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились?
2. Как их различить?
Рефлексия содержания учебного материала
Оцените свою работу на уроке от 1 до 5
1. знаю о СПП с придаточными места и времени;
2. могу находить их в тексте;
3. могу самостоятельно построить данные предложения
4. умею чертить схемы предложений,
5. на уроке мне было интересно;
6. я отвечал на уроке устно
6. Оценивание работы учеников
Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.
7. Домашнее задание. 1. Заполнить таблицы.
2. с. 63, 65 упр. 135(выписать придаточные места), 143 (по заданию).