Файл: Правовой статус и социальная поддержка безработных. Правовая организация трудоустройства.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому можно предложить соответствующее международным стандартам определение понятия безработного для применения его в российском законодательстве. Безработными являются незанятые (не имеющие работы и заработка), не полностью занятые (работающие неполное рабочее время по инициативе работодателя), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), граждане, достигшие трудоспособного возраста (16 лет), ищущие работу, готовые к ней приступить, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Предлагается внести соответствующие изменения в ст. 2 и в п. 3 ст. 3 Закона о занятости.
Регистрация в качестве безработного проводится государственными учреждениями службы занятости населения. Сначала гражданин регистрируется в целях поиска подходящей работы.
Если в течение 10 дней с даты указанной регистрации не предложено мест для трудоустройства, физлицо признается безработным. Соответствующее решение должно быть принято не позднее 11 дней с момента предъявления им ряда документов.
Так, нужно представить паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию, и справку о среднем заработке за предыдущие 3 месяца по последнему месту работы. Впервые ищущие работу, у которых нет профессии (специальности), предъявляют паспорт и документ об образовании.
Безработными не могут быть признаны, в частности, осужденные к исправительным работам или лишению свободы, лица до 16 лет, граждане, которым назначена пенсия по старости либо за выслугу лет. Еще одно основание - представлены заведомо ложные сведения. Кроме того, поводом может стать двойной отказ физлица от предложенной подходящей работы или от получения переподготовки.
Безработный имеет множество прав, наиболее значимыми из которых на наш взгляд являются:
- право получать информацию о свободных рабочих местах, о возможностях переквалификации и по иным, связанным с трудоустройством вопросам;
- получать услуги, связанные с профессиональной ориентацией;
- участвовать во всех мероприятиях по занятости, проводимых в центре занятости.
При этом, государство гарантирует безработным:
- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Помимо прав безработный наделен так же и обязанностями: так, он обязан соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации. Так, безработные обязаны проходить перерегистрацию в установленные службой сроки, но не чаще 2 раз в месяц.
Так же он обязан предоставлять о себе достоверные сведения. Не выполнение данных обязанностей влечет потерю статуса безработного. Через месяц со дня получения отказа можно повторно обратиться в службу.
Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.
Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.
Пособие по безработице - денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону.
Несмотря на имеющиеся недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей стране отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.
Что касается общественных работ, то считаю, что в целях урегулирования финансирования общественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления целесообразно было бы разработать нормативную базу по организации общественных работ и их финансирования на соответствующих уровнях.
В отношении оказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
-
Конвенция Международной Организации Труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 г.) / Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX // Библиотечка Российской газеты, выпуск № 22-23. -
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с пол. изм. и доп. от 4 октября 2022 года.) -
Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) -
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. и доп. от 6 февраля 2012 г.) -
О занятости населения в Российской Федерации
(в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ)
(с изменениями на 28 декабря 2022 года) (редакция, действующая с 11 января 2023 года)
-
Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. № 2046 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год" -
Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 819 -
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) О занятости населения в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) -
Специальная литература -
Смирнова. Е.А. Безработный по трудовому праву и праву социального обеспечения России. Автореферат. / Е.А. Смирнова - Владивосток, 2022. -
Толкунова А.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебник. / А.Н. Толкунова, К.Н. Гусов - М., Легус, 2021. -
Ковылкин А.А. Права и обязанности безработного. Памятка. / А.А. Ковылкин - Омск, 2021. -
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. - М.: Юрайт, 2019 . -
Косульникова М.Л. Социальная поддержка безработных граждан. / М.Л. Косульникова - Кадровая служба и управление персоналом предприятия, 2019. № 4. -
Нестерова Т.А. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы./ Т.А.Нестерова. - Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2009. -
Панина А.Б. Трудовое право: схемы, комментарии: Учебное пособие. / А.Б. Панина - М., Либрусек, 2020. -
Российское трудовое право: Учебник / Отв. ред. А.Д. Зайкин. - М., Олма- пресс, 2020. -
Рофе А.И. Экономика труда. учебное пособие / А.И. Рофе - М., Риор, -
Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие / Под ред. Н.А. Волгина- М., Филинъ, -
Ткаченко С.В., Ткаченко В.В., Кудряшов А.В. Трудовой договор: теория и практика. Учеб. пособие. / С.В. Ткаченко, В.В. Ткаченко, А.В. Кудряшов -
11 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
2 Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. N 2046 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год"
3 Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. N 2046 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год"
4 О занятости населения в Российской Федерации
(в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ)
(с изменениями на 28 декабря 2022 года)
(редакция, действующая с 11 января 2023 года)