Файл: "Музыкальная азбука".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж» (ГБПОУ РО "ЗернПК")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

проведенного 05.02.2022г. в 1 классе

на тему: "Музыкальная азбука"

студенткой группы П-41

ГБПОУ РО «ЗернПК»

специальности 44.02.02. "Преподавание в начальных классах"

Залевской Евгении Ивановны.


Методист: _____________________
_____________________

(подпись)

г. Зерноград

2022г.

Технологическая карта урока музыки

Класс, предмет 1, музыка

Тема: «Музыкальная азбука»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель: формирование целостного представления о музыкальной грамоте

Задачи:

Дидактические:

-актуализация знаний о значении азбуки для человека;

-создание условий для освоения знаний о нотах, нотной записи мелодии и нотном стане;

-формирование умения слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.

Развивающие:

- развивать  музыкальную речь, музыкальный слух,  учить применять  в музыкально-творческой деятельности певческие умения и навыки (выразительное исполнение песен, использование жестов, мимики), расширять кругозор.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- формировать позитивные отношения в детском коллективе.


Коммуникативные:  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы учителя, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. (КУУД1)

Регулятивные: оценивать правильность/неправильность своих действий. (РУУД1)

Познавательные: выражать настроение и характер музыки словами; стремиться к познанию нового. (ПУУД1)

- познакомиться с новыми музыкальными терминами – «звукоряд», «нота», «нотный стан», «скрипичный ключ» и др., ролью этих понятий в музыке;

- учиться оперировать в речи новыми понятиями.


Оснащение урока:

Музыкальный ряд: «Азбука» А.Островского, З.Петровой, «Семь нот» М. Дунаевского в исполнении Ж. Агузаровой.

Материалы для учащихся: текст песни

Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация.
ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу. Самоопределение к деятельности.


Организует вход обучающихся на урок под музыку песни «Азбука» А.Островского, З.Петровой.

Создает эмоциональный настрой на урок. Организует приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Ивановна. Я рада вас приветствовать на уроке музыки. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!».
-Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и произнесите следующие слова…
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

- Замечательно, присаживайтесь!

Входят в класс под музыку, занимают свои места.
Настраиваются на работу. Приветствуют учителя.

Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.


(ЛУУД1) формировать позитивные отношения в детском коллективе.


Формирование готовности восприятия учебного материала.


Метод музыкального обобщения.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

- Ребята, а чем мы занимались на прошлом уроке?

- Какие песни разучивали?

- А сегодня мы познакомимся с новой песней.

- Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

-Где вы встречались с азбукой?

-Что такое азбука?

-Какую музыку вы услышали в начале сегодняшнего урока? О чем она?

Отвечают на вопросы учителя.

-«Азбука, азбука каждому нужна»

- на уроках чтения и письма

- все буквы русского алфавита - это азбука

- Веселую, об азбуке.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы учителя, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. (КУУД1)

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание (выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности).

3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности).

3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении).

Физкультминутка

3.2.2. Вокально-хоровая работа (исполнение распевок, попевок, вок.хор.упражнений; повторение или разучивание песни).

3.3. Повторение и включение в систему знаний.

Создает проблемную ситуацию. Подводит к новой теме.

-На прошлом уроке мы решили, что цифры - это тоже своеобразная азбука. Только азбука математики. А как вы думаете: в музыке есть своя азбука?

-Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке?

-Да, тема нашего урока «Музыкальная азбука».

- Что мы узнаем и чему можем научиться на уроке?

-Сегодня мы узнаем всё про музыкальную азбуку, послушаем и споём её, а также узнаем ещё много нового и интересного.

В нашем русском языке азбука - это буквы, в математике - это цифры.

А из чего состоит мелодия?

Значит, музыкальная азбука должна представлять собой звуки.

Послушайте (на имитаторе пианино проигрывает звукоряд).

Какой инструмент звучит?

А теперь?

В чем сходство этих мелодий?

-Ребята, сейчас вы услышали музыкальную азбуку – звуковой ряд (звуковой ряд)

-Послушайте еще раз, как звучит звукоряд... в нём всего 7 нот. Каждая из них имеет своё имя: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Давайте повторим...

-Пропоем их под музыку, но перед исполнением вспомните правила правильной посадки при пении...

Пропевают звукоряд под звук пианино.
Осуществляет ознакомление с новой темой по материалу учебника с.22 по плану:

1) Когда возникла музыкальная  азбука.

2) Беседа на тему «Почему важна  музыкальная азбука».

3) Где записывают ноты.

4) Что такое "скрипичный ключ".

- У каждого из вас на парте лежит нотный стан. Но что с им не так?

Откройте с. 22 учебника.

- Предлагаю вам дополнить его нотами так, как это изображено в учебнике. Теперь закрасьте их карандашами.

Организует слушание и анализ музыки

-Под звуки какой песни вы вошли сегодня в класс?

-О чём эта песня?

-Сейчас мы послушаем песню о музыкальном алфавите - нотах. Она так и называется «Семь нот» (М. Дунаевского в исполнении Ж. Агузаровой).

-Как звучала песня?

-Какое настроение у певицы. исполняющей её?

Посмотрите на фото - это исполнительница Жанна Агузарова.

-С чем сравниваются ноты?

-Как вы понимаете «7 - малое число, но музыкой всей ведает оно»?
Организует проведение физкультминутки -Послушаем песню еще раз и выполним под неё упражнения разминки.
Организует повторение песни «Азбука" А. Островского.

Хоровое исполнение песни. Анализ исполнения, разбор ошибок, повторное исполнение.

Организует игру «Музыкальная лесенка»

- Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

-Когда мы поём ноты, звук идёт либо вверх (от «до» к «си»), либо вниз (от «си» к «до»). Сейчас я буду играть ноты, а вы должны ладошками изобразить, куда движется звук - вверх или вниз.
Чем сегодня на уроке мы занимались?

- Что такое звукоряд?

- Сколько нот на нотном стане?

- Кто помнит название?

- Какие песни мы сегодня слушали?

- Какую песню разучивали?

- Да, наверное.
- с музыкальной азбукой.


Отвечают на вопрос, предполагают.
Слушают учителя.

Смотрят слайды презентацию.

-звук.

Слушают звукоряд.
-скрипка.

-пианино.

-это одна мелодия.
Слушают учителя.

Заучивают названия.

Повторение правил посадки при пении.

Распеваются в соответствии с заданиями учителя
Слушают учителя.

Смотрят слайды презентации.


- он пустой.
Открывают учебник.

Оформляют нотный стан.


- «Азбука» А.Островского, З.Петровой

- о нужности азбуки.
Слушают композицию.

- быстро, энергично.

- весёлое.

Смотрят слайд.

- с днями недели.

Высказывают предположения.


-участвуют в разминке.

Участвуют в исполнении песни.

Учатся передавать настроение и характер музыки.

Отгадывают загадку.

- это ноты.



Принимают участие в игре.

Отвечают на вопросы учителя.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы учителя, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. (КУУД1)

Выражать настроение и характер музыки словами; стремиться к познанию нового. (ПУУД1)

Оценивать правильность/неправильность своих действий. (РУУД1)

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы учителя, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. (КУУД1)

Выражать настроение и характер музыки словами; стремиться к познанию нового. (ПУУД1)

Оценивать правильность/неправильность своих действий. (РУУД1)


Проблемный диалог.

Создание ситуаций успеха в обучении.

Рассказ.

Метод наблюдения за музыкой.
Метод закрепления знаний в разных видах музыкальной деятельности школьников.
Объяснение.

Практическая работа.
Работа с учебником.


Метод закрепления знаний в разных видах музыкальной деятельности школьников.


Демонстрация.
Метод наблюдения за музыкой.


Рассказ.


Игровой метод.

Обобщающий диалог.

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности).

Учитель оценивает и благодарит детей.

- Что нового вы узнали на уроке? 

- Как, по вашему мнению, вы справились с работой на уроке?

- Что было трудно? Что особенно удалось или понравилось?

- Как оцените свои успехи? Выберите соответствующий смайлик.

(Изображение на интерактивной доске)

- Спасибо за работу. До свидания.


Под руководством учителя подводят итоги урока и осуществляют рефлексию учебной деятельности.

 

 

 

Дорисовывают смайлик.

Оценивать правильность/неправильность своих действий. (РУУД1)


Рефлексия.




Самоанализ урока

Класс работает по линии УМК Е.Д.Критской. Музыка (1 кл). Урок проходил в 1 классе. Тема урока: «Музыкальная азбука». Данный урок связан с предыдущей темой о видах азбуки. Цель данного урока: формирование целостного представления о музыкальной грамоте.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Дидактические:

-актуализация знаний о значении азбуки для человека. Решалась на этапе «Актуализация опорных знаний» с помощью метода музыкального обобщения;

-создание условий для освоения знаний о нотах, нотной записи мелодии и нотном стане. Решалась на этапах «Открытие нового знания» и «Восприятие» с помощью методов: рассказ, метод наблюдения за музыкой, метод закрепления знаний в разных видах музыкальной деятельности школьников, объяснение, практическая работа, работа с учебником, метод закрепления знаний в разных видах музыкальной деятельности школьников, демонстрация, метод наблюдения за музыкой;

-формирование умения слушать музыку и эмоционально на нее откликаться на этапах «Восприятие» и «Вокально-хоровая работа». Использовались методы: метод закрепления знаний в разных видах музыкальной деятельности школьников, демонстрация, метод наблюдения за музыкой, рассказ, игровой метод.

Развивающие:

- развивать музыкальную речь, музыкальный слух, учить применять в музыкально-творческой деятельности певческие умения и навыки (выразительное исполнение песен, использование жестов, мимики), расширять кругозор. Решалась в ходе всего урока.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Решалась на всех этапах урока.

Урок способствовал формированию следующих УУД:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

(ЛУУД1) формировать позитивные отношения в детском коллективе


Коммуникативные:  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы учителя, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. (КУУД1)

Регулятивные: оценивать правильность/неправильность своих действий. (РУУД1)

Познавательные: выражать настроение и характер музыки словами; стремиться к познанию нового. (ПУУД1)

-познакомиться с новыми музыкальными терминами – «звукоряд», «нота», «нотный стан», «скрипичный ключ» и др., , ролью этих понятий в музыке;

-учиться оперировать в речи новыми понятиями.


Для их формирования были организованы различные виды деятельности: игровая, речевая, практическая, вокально-хоровая, рефлексивная.

Я считаю, что на уроке удалось использовать запланированное с высокой степенью эффективности. Дети были включены в деятельность на всех этапах урока при помощи разнообразной деятельности, которая рационально сменялась.

Я знала материал урока, в моей речи присутствовала научная правильность освещения материала, его соответствие возрастным возможностям учащихся, воспитательная направленность. Стиль общения был демократический, проявлялась увлеченность.

Считаю, что поставленная цель была достигнута, так как учащиеся овладели знаниями о том, что такое музыкальная азбука, звукоряд. Дети активно работали на уроке, хорошо отвечали на вопросы. Так же учащимися была разучена новая песня «7 нот». Во время проведения урока учащиеся были очень вовлечены в деятельность, они проявляли положительные эмоции, весь класс принимал участие в занятии. Активность отдельных учеников, их высказывания, свидетельствуют о том, что урок вызвал непосредственный интерес.