Файл: Мастер класс Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кара-Хаакская средняя общеобразовательная школа
муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва
Мастер -класс
«Развитие устной речи младших
школьников на уроках русского языка»
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ Кара-Хаакской СОШ
Хомушку Светлана Сергеевна
Кара-Хаак-2015
Мастер-класс
«Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка»
Актуальность.
Развитие связной устной речи учащихся приобретает в методике начального обучения все большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса обучения. Во-вторых, это продиктовано увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. Следовательно, детей необходимо учить строить связные устные высказывания в целях повышения их коммуникативных способностей. И основной целью всего обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения. Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.
Цель мастер-класса
Знакомство с методами и приемами педагога. Обмен опытом. Освоение и отработка практических умений.
Задачи
-
Передача педагогом-мастером своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности. -
Создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы. -
Совместная отработка методических приёмов педагога – мастера, приёмов решения проблемы поставленной в программе мастер-класса.
Содержание занятия
(Методы, приёмы и формы)
Нормы произношения и ударения (орфоэпия).
Система работы по развитию речи осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.
Словарная работа
Приёмы разнообразны: раскрытие значения путём показа предмета, использование толкового словаря, синонимизация, морфологический анализ, использование контекста, некоторые элементы этимологического анализа, работа с фразеологическими оборотами, антонимами, и др.
Синтаксис и стилистика
Словосочетание (ошибки в согласовании и управлении)
Составление словосочетаний, включение словосочетаний в предложение, правильное употребление предлогов с падежными формами существительных.
Предложение
-
Распространение предложений -
Построение разнообразных типов предложений в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, добиваясь их точности и выразительности. -
Упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.
Связная речь
В форме диалога, пресс-конференции.
Редактирование данных учителем текстов, сочинение загадок и стихов, демонстрация приёмов, способствующих речевой креативности.
Рефлексия
Произносительная культура речи
“Профессиональные заморочки”
В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения, а также интонация в предложении. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.
Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе по развитию речи, осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений (в данном случае фонетических), с основными правилами литературного произношения дети знакомятся при изучении морфологии. Стимул в работе в этом направлении часто возникает в результате общения с людьми, обладающими правильной, красивой речью или умеющими выразительно читать художественные произведения. Поэтому эффективно использовать прием подражания образцам речи, в частности преподавателя.
Игра “По секрету всему свету”
Дети встают цепочкой и проговаривают скороговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.
Дети стараются произнести скороговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.
Работа со словом
Игры с мячом. Игра «Горячий-холодный».
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков или слов-антонимов(слова-враги).
Ход игры: Учитель, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением.
Учитель Дети
Горячий холодный
Умный глупый
Веселый грустный
Острый тупой
Большой маленький
Белый черный
Игра “Пойми меня”
Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово. Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет лексическое значение в контексте. (Карточка с предложением)
(Например, Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.
Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.
Игра-ассоциация “Словесная цепочка”
Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”… «Дерево»-корень, лист, ствол.
Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде .Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.
Синонимы
Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного в активный словарь.
Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, различаются оттенками значений или употребления в речи; второй – синонимы - это разнозвучащие слова; третий - синонимами могут быть лишь слова, относящиеся к одной части речи.
Такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.
Работа над словосочетанием и предложением
Игра с перебрасыванием мяча. Составление предложений по картинкам:
Река широкая, а ручеек (узкий).
Медведь большой, а медвежонок (маленький).
Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение».
Мячик прыгать я заставлю,
Предложение составлю.
Цель: развитие фразовой речи, развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры: учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (Девочка играть кукла). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов(Девочка играет с куклой) и бросает мяч учителю.
Игра «Хорошо-плохо».
Мир не плох и не хорош-
Объясню, и ты поймешь.
Цель: развитие связной речи, воображения и ловкости; знакомство детей с противоречиями окружающего мира.
Ход игры: Учитель задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч друг другу, рассказывают, что , на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях, событиях.
Учитель. Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо –намочит нас, бывает холодным.
Учитель: город.
Дети. Хорошо, что можно ездить на автобусе, много магазинов, есть музей, театр. Плохо- не увидишь живого петуха, коровы, душно, пыльно.
Вариант. «Нравится, не нравится» (о временах года).Учитель. Зима.
Дети. Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело, Мне не нравится, то зимой холодно, дует сильный ветер.
Игры с мячом оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
“Угадай-ка”:
Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.
Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
“Рифмовальщик”
1.По данному началу стихотворения сочинить своё продолжение.
2.Дана рифма. Задача: устно сочинить стихотворную строчку.(ох-ох-ох- на столе горох, да-да-да –в ванне плещется вода..)
Такая работа очень нравится детям. Творческая работа не предполагает образца. Умение строить предложения в свободных условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения очень ценны для развития речи.
Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой креативности младших школьников:
1.Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение “О чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику”,
2.Придумать другой конец известной сказки, например “Колобок”, по своему желанию.
3.Составить высказывание по готовому началу, в котором отражена основная мысль. Озаглавить.
А)В школьном саду поспели яблоки и груши. Много работы у ребят осенью. Надо собрать…
Б)Максим и Алеша пошли в лес за грибами. Долго бродили они по лесу. Вдруг под кустом…
Такие задания позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно. Для активизации деятельности использовала нестандартные задания.
Работа над устной научной речью
1.Работа в парах, в форме интервью, когда к доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по изученной теме.
2.Устраиваются минутки «Почемучки». И здесь инициатива принадлежит учителю: «А не скажете ли вы в каких странах живут верблюды?». Дети подражая учителю, задают свои вопросы: «Как зовут детеныша собаки? Кошки? Что делает зимой медведь?...»Дети задают вопросы в парах по пройденной теме. Еще практикую прием, когда учащиеся задают вопросы товарищам или учителю.
3.Или показывается рисунок, например, пингвина, и предлагается задать любые вопросы к этому рисунку. Дети спрашивают: «Кто это: птица или рыба? Где живет? Как называются его ноги? Умеют ли пингвины летать? Что умеют делать пингвины? Привыкли ли они к морозам или льдам? Чем питаются? Предлагается детям домашнее задание: подобрать рисунок какого-нибудь животного(или нарисовать) и придумать как можно больше вопросов. Ученики с удовольствием соревнуются между собой: кто больше вопросов сочинит об одном предмете или объекте.