Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 64 города Новокузнецка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
Критерии результативности проекта
● Изучение строения и функций белковой молекулы;
● Исследование свойств белковой молекулы;
● Актуальность полученной информации;
● Возможность применения результатов работы над проектом;
● Оформление буклета и слайд-презентации.

14
Практическая часть
Оборудование:

Спиртовка

Пробирки

Универсальная индикаторная бумага

NaOH (
Каустическая сода
)

Pb(NO
3
)
2
(Динитрат свинца)

CuSO
4
(Медный купорос)

HNO
3
(
Селитряной спирт)

Pb(CH
3
COO)
2
(Свинец уксуснокислый)

Белок куриного яйца

Белок клейковины пшеничной муки
3.1.Исследование химического состава
1. Предположим, что в состав белков входят: C, H, O, N, S, P и ионы ме- таллов.
2. Для подтверждения предположений, были проведены опыты по опреде- лению качественного состава белков
Опыт №1
В трех пробирках соответственно находились клейковина и яичный бе- лок. Нагрели их на пламени спиртовки
Наблюдали :на стенках пробирок продукты горения(H
2
O,C) (Указано стрелками).
Вывод:
в составе белков присутствуют C, H, O.
Опыт №2
1.Нагревали яичный белок с раствором NaOH, затем помещали влажную универсальную индикаторную бумагу в горлышко пробирки.
Наблюдали: что голубая окраска индикатора указывает на щелочную реакцию раствора, ощущается запах аммиака.
Вывод:
в состав белка входят атомы азота.
Опыт №3
1.К раствору яичного белка и раствора клейковины добавляли NaOH и несколько капель Pb(NO3)2..
2.Нагревали содержимое пробирки.

15
Наблюдали : Выпадение желтого осадка в первой пробе
Вывод
: в состав яичного белка входят атомы серы.
3.2 Исследоване химических свойств белка
Опыт №4 « Биуретовая реакция.»
1.Возьмем пробирки с раствороми белка и прильем раствор сульфатам ме- ди (CuSO
4
) и раствор NaOН
Наблюдали :красно-фиолетовое окрашивание раствора
Вывод : Эта реакция является качественной на пептидные связи и под- тверждает наличие их в белках и полипептидах. Для различных полипеп- тидов окраска, возникающая при взаимодействии с солями меди, неодина- кова:

дипептиды дают синюю окраску,

трипептиды – фиолетовую,

более сложные полипептиды – красную.
Опыт №5 «Ксантопротеиновая реакция.»
1.Нагреваем растворы белка с концентрированной азотной кислотой
(HNO
3
)
Наблюдали: раствор окрашивается в жёлтый цвет.
Вывод :Реакция объясняется наличием в белках аминокислот, содер- жащих ароматические углеводородные радикалы (С
6
Н
5
–), которые при взаимодействии с азотной кислотой образуют нитросоединения, окра- шенные в жёлтый цвет.


16
Ресурсная обеспеченность проекта
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
● источники информации с описанием разных типов белковых молекул;
● реактивы и химическое оборудование для проведения исследо- вания свойств белковой молекулы;
● наличие мобильных устройств с выходом в Интернет, досту- пом к облачному хранилищу и наличие на них мобильных приложе- ний для работ.
По ходу выполнения работы будут востребованы консультации со специалистами: учителями биологии, информатики, экологии.
Возможные риски
1) Не удастся цветная реакция в связи с качеством реактивов, исследуемо- го вещества
2) Отсутствие подключение к Интернету и затруднение актуализации дан- ных
− хранение копий материалов

17
План выполнения работы
Задача
Содержание
деятельности
Сроки
Ресурсы
Консультант
Выявить имею- щиеся у обуча- ющихся трудно- сти, связанные с изучением цветных реак- ций белковой молекулы
;
поиск в до- ступных ис- точниках све- дений
(опросник)
20.11.19
Учитель био- логии, эколо- гии
Найти описания строения, свойств и функ- ций белковой молекулы
;
поисковая ра- бота на ре- сурсах Ин- тернета
25.11.19-
20.12.19 компьютер с
ПО для работы с текстом и с выходом в Ин- тернет самостоя- тельно, учитель ин- форматики
Определить ме- тоды исследо- вания свойств белковой моле- кулы; работа со справочной литературой
11.01.20-
23.01.20 учитель хи- мии
Создать буклет, содержащий информацию о строении, свой- ствах и функци- ях белковой мо- лекулы. поисковая ра- бота на ре- сурсах Ин- тернета
25.01.20 компьютер с
ПО для работы и с выходом в
Интернет учитель ин- форматики
Предваритель- ная презентация родителям и од- ноклассникам на zoom демонстрация презентации, буклета
02.02.20 самостоя- тельно
Подготовка к защите проекта оформление документации по проекту, подготовка выступления
02.02.20 компьютер с
ПО для работы с текстом, с ре- дактором пре- зентаций, и с выходом в Ин- тернет учитель ин- форматики
(оценка пре- зентации)
Презентация и защита проекта выступление на конферен- ции
06.02.20 компьютер с проектором самостоя- тельно

18
Реализация плана
В результате работы над проектом работе при помощи схем и рисунков, опытов были рассмотрены особенности белков, их классификация, состав, строение, а также свойства этих важных органических веществ. Были рас- смотрены и основные функции белков, их значение в природе и жизни че- ловека.
В ходе написания работы убедились в том, что белки являются обязатель- ной, составной частью всех живых клеток. Они играют важнейшую роль в живой природе, являются главным, незаменимым компонентом питания.
Белки - незаменимый строительный материал. Велика роль белков в транспорте веществ в организме. Регуляторную функцию выполняют в организме белки-гормоны, активно участвующие в гуморальной регуляции организма.
Белки являются одними из четырех основных органических веществ жи- вой материи (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры), но по своему значению и биологическим функциям они занимают в ней особое место.
Около 30% всех белков человеческого тела находится в мышцах, около
20% - в костях и сухожилия х и около 10% - в коже.


19
Заключение
Подводя итог, следует сказать, что своим бесконечным разнообразием всё живое на Земле обязано именно уникальным молекулам белка. Белки, или протеины (от греч. "протос" - "первый"), - это природные органические со- единения, которые обеспечивают все жизненные процессы любого организма.
Из белков построены хрусталик глаза и паутина, панцирь черепахи и ядови- тые вещества грибов. С помощью белков мы перевариваем пищу и боремся с болезнями. Благодаря особым белкам по ночам светятся светлячки, а в глуби- нах океана мерцают таинственным светом медузы. Белковых молекул в жи- вой клетке во много раз больше, чем всех других (кроме воды, разумеется).
Учёные выяснили, что у большинства организмов белки составляют более половины их сухой массы.
Белок - важная составляющая каждой клетки нашего организма. Это органи- ческое соединение, состоящее из 20 аминокислот, которые также известны как строительные элементы жизни. Как из 33 букв алфавита мы можем соста- вить бесконечное число слов, так из аминокислот - бесконечное множество белков. В организме человека насчитывается до 100 000 белков.
В результате реализации проекта разработан буклет.
Без белков невозможна жизнь на земле. Они присутствуют во всех живых организмах, и в каждом выполняют свои, необходимые для существования организма, функции.

20
Самооценка
Поначалу работа темой «Многолики» казалась простой и лёгкой в исполнении. В процессе выполнения возникли трудности. Было сложно собрать статистику по накопленным знаниям о белковой молекуле в про- цессе обучения с 1по 9 класс, пришлось много работать с различными ис- точниками и печатными экземплярами и Интернет ресурсами.
В целом, проделанной работой я довольна. Открыла для себя новые знания и навыки. В дальнейшем мой буклет «Белки многолики» поможет изучать белки в курсе биологии и органической химии.

21
Список источников
1. Кузьменко Н.Е. Пособие по химии для старших классов. 8-
11кл./Н.Е.Кузменко, В.В.Ерёмин, В.А.Попков.-М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,
2003.-544с.
2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов/Под редакцией
А.И.Ермакова.- изд.30-е, исправленное-М.: Интеграл-Пресс, 2005.-
728с.
3. Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н., Титова И.М. Химия 10класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уро- вень)/Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н., Титова И.М./ Под редакцией профес- сора Н.Е. Кузнецовой.-3-е изд. перераб.- М.: Вентана-Граф, 2008.-384с.
Электронные ресурсы
1. https://docs.google.com/spreadsheets https://www.bio-faq.ru/zubr/zubr048.html
;
2. http://biologyonline.ru/index.php/2-uncategorised/4-stroenie-i-funktsii-belkov-konspekt
;
3. https://himija-online.ru/organicheskaya-ximiya/belki/ximicheskie-svojstva-belkov.html


22
Приложение
овой молекулы
Белки́ (протеи́ны, полипепти́ды
высокомолекулярные
органические вещества
, с
стоящие из альфа-
аминокислот
, соединённых
цепочку
пептидной связью
. В живых организмах
аминокислотный состав белков определяет-
ся
генетическим кодом
, при синтезе в большинст
случаев используется 20
стандартных аминоки
лот
. .
БЕЛКИ МНОГОЛИКИ
МБОУ «СОШ №64»
Белки многолики
Итоговый проект ученицы 9
рахтиной Марии Сергеевны
в

23
Функции белков
Каталитическая
Структурная
Защитная
Регуляторная
Сигнальная
Транспортная
Запасная (резервная)
Рецепторная