Файл: Василиса Коробейникова упи122404 Цивилизации и государства раннесредневековой Европы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Крещение Руси и древнерусская цивилизация
К концу X в. Русская земля все еще оставалась весьма неустойчивым объединением. Непосредственная власть князя едва ли простиралась дальше Киева и окрестных племен. В большинстве отдаленных племенных союзов были лишь пункты сбора дани – погосты. Святослав Игоревич первым из русских князей стал рассаживать своих сыновей по ключевым племенным княжениям. Старшему, Ярополку он дал Киев (на время своего отсутствия в походах), Олега отправил к древлянам, а младшего, Владимира в Новгород. После гибели отца Ярополк (972–980) начинает войну против Олега, в которой последний гибнет. Владимир бежал за море к варягам, вернулся с варяжской дружиной, разгромил Ярополка и стал Киевским князем (980–1015).
Во внутренней политике Владимир продолжает линию своего отца. Он отправляет своих сыновей княжить в крупные племенные центры, тем самым отодвигая от управления местную племенную элиту. Святополк отправляется в Туров, Ярослав в Новгород, Борис в Ростов, Глеб в Муром. Согласно летописи у Владимира всего было 15 сыновей. Но решающую роль в консолидации государства сыграло обращение в христианство.
Во внешней политике главной опасностью были печенеги. Против печенегов на юго-восточных рубежах Руси возводится система укреплений, строятся новые города, сигнальные башни. Эти события правления Владимира отразились в русских былинах. Крупнейшая битва с печенегами состоялась в 992 г. Согласно легенде, на месте битвы был основан г. Переяславль. Кроме того, Владимир предпринял поход на Польшу, присоединил Червонную Руси (современная Волынь и Галиция). Состоялся и поход против Волжской Булгарии.
Первоначально Владимир пытался проводить реформу языческого культа. Он объявил Перуна верховным богом, установил в Киеве идолы наиболее значимых божеств. Возможно, князем двигало желание через единообразный культ укрепить княжескую власть. Однако на основе язычества политическое и культурное объединение было невозможно.
На Руси были известны различные монотеистические религии (ислам, иудаизм, западное и восточное христианство). Соседние с Русью государства уже приняли одну из таких религий. ПВЛ рассказывает о выборе вер Владимиром. Согласно летописи, князь решился принять крещение из Византии, так как православный миссионер оказался наиболее убедительным, а послы Владимира сочли православное богослужение обращенным непосредственно к Богу. Это расхожий книжный сюжет. Подобные истории содержатся и в культурах других народов. В действительности Византия была главным политическим и культурным ориентиром для Руси в конце X в. Это обусловило принятие христианства именно из Византии.
Приняв решение креститься, Владимир действовал с позиции силы. Он захватил византийскую колонию Херсонес в Крыму. За возвращение Херсонеса Владимир потребовал от византийских императоров выдать за него замуж их сестру Анну и прислать епископа на Русь. Крещение Владимира состоялось в Херсонесе в 988 г. Вернувшись на Русь, князь крестил население Киева и других городов. Христианство стало государственной религией. В поздних источниках (XVII–XVIII вв.) можно встретить сообщения, что население (особенно в Новгороде) сопротивлялось крещению. Однако источники XI–XII вв. ни о чем подобном не сообщают. В Киеве был построен первый каменный храм – Десятинная церковь, на содержание которой, князь положил десятую часть своих доходов. Христианство способствовало культурному развитию Руси, упорядочивало отношения в обществе.
В христианстве существовала церковная организация, пронизывающая все государство. Крещение отвечало стремлению Владимира укрепить княжескую власть, установить прочные связи между регионами, привязать их к Киеву. Христианство позволяло укрепить внешнеполитические связи Руси, в первую очередь, с Византией. Главу русской церкви – митрополита – назначал константинопольский патриарх. Исторический выбор князя Владимира, крестившего Русь, определил культурный облик страны на столетия вперед.
5. Политическая раздробленность и культурное единство Руси
Владимир разделил Русь между своими сыновьями. Раздел был обусловлен двумя причинами: 1) каждый из сыновей имел право на часть владений отца, поскольку Русская земля понималась как совместное владение княжеского рода; 2) Владимир хотел надежнее контролировать отдаленные от Киева территории. После смерти отца между его сыновьями разгорелась усобица. Главными противниками были Святополк и Ярослав. Святополк первоначально одерживал победы: захватил Киев, убил своих братьев Бориса и Глеба, но затем был разбит Ярославом. Святополк вернулся в Киев при поддержке польского короля, но в 1019 г. был вновь разбит и бежал. За свои злодеяния Святополк заслужил у летописцев прозвище Окаянного, а погибшие князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми.
Победитель в междоусобной борьбе – Ярослав (1019–1054) – был силен тем, что опирался на помощь новгородцев и варягов. Однако последние были весьма беспокойными союзниками. Еще в 1016 г. они вступили в конфликт с новгородцами, в результате чего жители города устроили резню в варяжском квартале. Чтобы предотвратить дальнейшие конфликты князь Ярослав дал свод письменных законов (Русскую Правду), которые в дальнейшем распространил и на Киев. Позднее свод был дополнен сыновьями Ярослава и их потомками.
Ярослав Мудрый известен своей расчетливой внешней политикой, главным инструментом которой были династические браки. Сам князь был женат на шведской принцессе Ингигерд (в православии – Ирина). Его сыновья брали себе в жены представительниц европейских правящих родов: Изяслав женился на сестре польского короля, Святослав на австрийской принцессе, Всеволод на греческой царевне, дочери византийского императора Константина Мономаха. Сын от этого брака – Владимир Всеволодович получил прозвище «Мономах». Дочери Ярослава также были выданы за европейских правителей: Анна за французского короля, Анастасия стала женой короля Венгрии, а Елизавета норвежского короля.
Как и его отец Ярослав вел борьбу с кочевниками. Он разгромил печенегов (1036), после чего они покинули южнорусские степи. При Ярославе состоялся последний военный поход на Константинополь древнерусского войска (1044). Ярослав проводил независимую от Константинополя церковную политику, он впервые добился назначения митрополита (главы Русской церкви) из числа русских иерархов.
Ярослав разделил свои владения между сыновьями. Три старших получили самые значимые города: Изяслав – Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. Новое разделение земель было абсолютно оправданным с точки зрения древнерусского права: княжеский род совместно владел всей Русской землей, поэтому наследство должно было дробиться между сыновьями, как дробилось бы имущество. Вместе с тем, Ярослав оставил старшего сына Изяслава «во отца место», наказав остальным братьям слушаться его. Таким образом, причины дезинтеграции Русской земли лежали в области права – князья должны были делить княжество как имущество между сыновьями, которые становились полноправными князьями в своих владениях. Дезинтеграции способствовал натуральный характер хозяйства (отдельные регионы обеспечивали себя всем необходимым) и слабость аппарата власти.
Триумвират Ярославичей некоторое время правил в согласии, однако к началу 1060-х годов между ними стали нарастать противоречия. Недовольны были и младшие дети Ярослава, которых Изяслав Киевский мог переводить с одного «стола» на другой по своему усмотрению. Хуже всего было то, что Изяслав не пользовался любовью киевлян: жители города свергли его и, хотя князь позже смог вернуться обратно, но его авторитет и возможности были серьезно подорваны. После смерти Святослава (1076) и Изяслава (1078) власть перешла к Всеволоду.
Относительная стабильность продержалась до смерти последнего (1093) после чего конфликты между князьями резко усилились. Ситуацию осложняло то, что князья приглашали себе в союзники половцев – кочевников, пришедших на смену печенегам в середине XI в. С их помощью князь Олег Святославич смог вернуть себе Чернигов, где сидел сын Всеволода Владимир Мономах. Чтобы разрешить конфликты князья собрались на съезд в городе Любече (1097). В летописи решение съезда выражено словами «каждый да держит отчину свою». Это означало, что князья получали свои княжества в наследственные владения. Русь распалась на несколько крупных княжеств.
Тем не менее, князья согласились кооперироваться для отражения нападений половцев и других кочевых народов. По предложению Владимира Мономаха было организовано несколько походов в половецкие степи (крупнейший – в 1111 г.). Владимир стал весьма популярен и именно ему в итоге достался Киевский престол (1113–1125) Он и его сын Мстислав Великий (1125–1132) смогли некоторое время удерживать контроль над Русью. Однако господство киевского князя, державшееся на личном авторитете, закончилось со смертью Мстислава. После этого разворачивается борьба за Киев. В течение XII в. его захватывали несколько раз. Наибольшему разгрому город и его окрестности подвергся во время походов суздальских князей – Юрия Долгорукого (1155) и Андрея Боголюбского (1169). Археологи показали, что в середине XII в. наблюдался значительный отток населения с юга на северо-восток. Это было связано еще и с тем, что Киевское и Переяславское княжества очень страдали от набегов половцев, а наиболее могущественный князь северо-востока Всеволод Большое Гнездо (1176–1212) не торопился оказывать помощь своим родственникам. В начале XIII в. Киев во многом утратил своего значение, главенствующая роль переходила к городу Владимиру на северо-востоке Русских земель.
Владимиро-Суздальское княжество было относительно молодым – оно начало формироваться только во второй четверти XII в., когда князем стал Юрий Долгорукий. Политическая система княжества характеризовалось сильной властью князя. Иная ситуация была в Новгородской земле. Новгород традиционно пользовался широким самоуправлением, которое осуществляло вече и избираемые на нем должностные лица – посадник (гражданский руководитель города) и тысяцкий (руководитель ополчения и милиции). Позже новгородцы получили право избирать и главу своей епархии – архиепископа. С 1136 г. новгородцы начали избирать на вече также и князя, тем самым еще больше сократив влияние киевских (а позднее владимирских) князей на свои дела. Политическую систему Новгорода часто называют республиканской и сравнивают с итальянскими и немецкими городами-республиками средневековья. Особой политической системой отличалось и Галицко-Волынское княжество на юго-западе Русских земель. В княжестве значительным влиянием пользовалось боярство, была даже попытка сместить князя из Рюриковичей и посадить ставленника бояр (1203), однако она провалилась. В целом все княжества имели определенные особенности и, как правило, были управляемы одной из ветвей династии.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
-
Бугров К.Д., Соколов С.В. История России: краткий курс. Екатеринбург, 2018. http://elar.urfu.ru/handle/10995/62831 -
Онлайн-курс «История» https://openedu.ru/course/urfu/HIST/ -
Портал информационно-образовательных ресурсов УрФУ. URL: https://study.urfu.ru/Aid/Umk/10784?partId=3 -
История России: URL:http://russia.iratta.com/ -
Публичная историческая. URL:http://www.istmira.com/istoriya-rossii/ -
История России. URL:http://rhistory.ucoz.ru/ -
Материалы русской истории: URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm -
Университетская электронная библиотека. URL:http://www.infoliolib.info/ -
Государственная публичная историческая библиотека России. URL:http://www.shpl.ru/ -
Российская национальная библиотека. URL:http://www.nlr.ru/poisk/ -
«Историк»: Журнал об актуальном прошлом. URL:http://www. историк.рф