Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное профессиональное образовательное учреждение «Северо-Кавказский техникум «Знание» НАНЧПОУ СКТ «Знание» 350000, г. Краснодар, ул. Леваневского,66 тел./факс 8(861) 253-61-52, 8(861) 253-61-54 E-mail:skt-k-z@mail.ru; www.skt-k-z.ru |
РЕФЕРАТ
на тему: «Правовое государство»
по дисциплине Обществознание
Выполнил:
студент 1 курса,
группы 17-Т
Алексеев Егор
Проверил:
преподаватель
Чернышова Н.Н.
Краснодар 2018г.
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.
Признаки правового государства:
-
главенство права и закона во всех сферах жизни общества; -
равенство всех перед законом; -
разделение властей на три ветви; -
реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность. -
признание прав и свобод человека высшей ценностью; -
взаимная ответственность личности и государства; -
политический и идеологический плюрализм; -
стабильность законности и правопорядка в обществе.
Базовыми принципами функционирования правового государства являются:
-
господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти; -
признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права присваиваются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями; -
взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»; -
разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране; -
разграничение полномочий между органами власти различных уровней; -
контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.
Социальное государство
Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.
Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.
Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов:
-
высокого уровня экономического развития страны; -
наличия правового государства; -
соответствующего уровня политической культуры граждан.
Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.
Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.
Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:
-
обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан; -
установление минимальною размера оплаты труда; -
поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.; -
развитие системы социальных служб; -
установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты; -
недопущение резкою имущественною расслоения; -
осуществление перспективной демографической политики.
Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества