Файл: Правовое государство по дисциплине Обществознание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное профессиональное образовательное учреждение

«Северо-Кавказский техникум «Знание»

НАНЧПОУ СКТ «Знание»

350000, г. Краснодар, ул. Леваневского,66

тел./факс 8(861) 253-61-52, 8(861) 253-61-54 E-mail:skt-k-z@mail.ru; www.skt-k-z.ru

РЕФЕРАТ
на тему: «Правовое государство»
по дисциплине Обществознание

Выполнил:

студент 1 курса,

группы 17-Т

Алексеев Егор

Проверил:

преподаватель

Чернышова Н.Н.

Краснодар 2018г.
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:


  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

  • равенство всех перед законом;

  • разделение властей на три ветви;

  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;

  • взаимная ответственность личности и государства;

  • политический и идеологический плюрализм;

  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

  • признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права присваиваются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.


Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Социальное государство


Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов:

  • высокого уровня экономического развития страны;

  • наличия правового государства;

  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:



  • обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;

  • установление минимальною размера оплаты труда;

  • поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;

  • развитие системы социальных служб;

  • установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;

  • недопущение резкою имущественною расслоения;

  • осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества