Файл: Практическая работа 1 к разделу 1 Ценности и их роль для человека и общества Практическая работа состоит из двух частей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 1 к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»
Практическая работа состоит из двух частей:
1. Изучение учебных материалов по теме
1. Изучила представленную главу монографии А.В. Серого,
М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
2. Составила конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
Задача воспитания – обеспечить адекватное понимание и принятие ценности, превращение ее в жизненный неотъемлемый принцип жизнедеятельности человека. Почему это важно? Да по той простой причине, что ценности – это не «правила дорожного движения», в которых все просто и однозначно разъяснено. К примеру, возьмем такой ценностный регулятор как свое мнение?.. Честность – это не инструкция, не набор предписаний о том, как себя вести. Она требует духовных исканий, волевых усилий, поступка. И так обстоит со всякой подлинной ценностью. Она ожидает жизнетворчества, а не механического следования неким правилам. Человек должен сам решить, как быть полезным Родине в трудную для нее минуту, как остаться человеком, когда кто-то ради денег и «красивой жизни» готов предать свою землю и тех, кто вырастил его!
Очень важно, чтобы этот увлекательный мир
самопреодоления, творческих устремлений, духовных открытий, каковым является процесс становления ценностных ориентаций, открылся нашим воспитанникам! И это, еще раз отметим, – важнейшая задача воспитателя! Чтобы успешно ее решать, классный руководитель должен знать особенности «работы» с ценностно-смысловой сферой воспитанников. Само название этой сферы говорит о том, что ценность становится действенной и определяет поведение ребенка лишь в том случае, когда обретает для него смысл – личностную значимость, а следование ей становится внутренней потребностью. Говоря другими словами, работа над ценностными ориентациями – это решение важнейшей педагогической задачи – как общественно значимые ценности сделать личностно значимыми для детей, их значение превратить в личностный смысл.Известный психолог А.Н. Леонтьев предлагал различать «знаемые» и реально действующие мотивы. Как же сделать, чтобы ценность стала реальным регулятором поведения? Для этого она должна быть пережита, встреча с ней должна стать событием для воспитанника, ее смысл ребенок по возможности должен открытьсам. Живой,
не «словесный» образ ценности, ее подлинное содержание открывается ребенку в поступке героя любимой книги, в образцах поведения окружающих его людей, в неожиданном суждении и ярком слове учителя. Иначе говоря, для принятия ребенкомценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и других социально значимых ценностей.
Подростковый возраст с присущей ему ориентацией ребенка на самореализацию в сообществе сверстников, на интимно-личностные формы общения характеризуется резким возрастанием интереса подростков к ценностным регулятивам сознания и поведения человека, к подлинному
содержанию тех или иных ценностей. Подросток избирателен и эмоционален, он нуждается в ценностно-смысловом диалоге со сверстниками и взрослыми, хотя и не всегда проявляет это, стремится идентифицировать себя с принимаемой им группой, коллективом. Это как раз тот возраст, в котором как никогда востребованы разговорыоважном. Подросток нуждается в поддержке, стремится к пониманию и счастлив,когдаегопонимают
. Осмысление и интерпретация ценностей становится при этом важнейшим содержанием бесед и классных часов (часов классного руководителя).
Потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих – лейтмотив развития личности вюношескомвозрасте. Ценностные ориентации на этом возрастном этапе выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности. Признаком нормальной социализации юноши становится его автономность: ему не нужно напоминать о ценностях, он сам не желает отступать от своих принципов. Эти новообразования требуют уважительного отношения со стороны классного руководителя без попыток манипуляции молодыми людьми.
Но в какой бы форме ни протекала воспитательная акция, она должна неизменно отвечать таким психолого-педагогическим требованиям, как:
- постановка школьников в позиции субъектов – организаторов данной акции;
ролевое распределение функций, обеспечивающее личностный рост и возможность самореализации каждого участника;
- обогащение знаний и наглядно-образных представлений школьников о Родине, ее истории и национальных ценностях;
- социальная направленность мероприятия, его вклад в развитие школы, российской территории, помощь ее жителям, развитие региональных традиций;
- возможность проявить свою гражданско-нравственную позицию, оценить свой собственный социально-личностный рост.
3. Проверила свой конспект по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесла с таблицей интерпретации результатов.
4. Сделала вывод, насколько обогатились мои представления
о ценностных ориентациях и путях их формирования.
5. Сделала вывод, насколько обогатились мои представления
о читательской грамотности и путях ее формирования.
Критерии оценивания:
В конспекте зафиксированы:
Критерий оценивания | Баллы |
1. Найти и извлечь информацию из текста | |
В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность» | 1 |
В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций | 1 |
В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга | 1 |
В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности | 0 |
В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности | 1 |
В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека | 1 |
В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности | 0 |
В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности | 1 |
В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития | 1 |
В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения | 0 |
2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста | |
Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов | 1 |
3. Осмыслить и оценить сообщения текста | |
Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности | 1 |