Файл: Практическая работа 1 к разделу 1 Ценности и их роль для человека и общества Практическая работа состоит из двух частей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 1 к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»


Практическая работа состоит из двух частей:

1. Изучение учебных материалов по теме

1. Изучила представленную главу монографии А.В. Серого,
М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».


2. Составила конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».

Задача воспитания – обеспечить адекватное понимание и принятие ценности, превращение ее в жизненный неотъемлемый принцип жизнедеятельности человека. Почему это важно? Да по той простой причине, что ценности  это не «правила дорожного движения», в которых все просто и однозначно разъяснено. К примеру, возьмем такой ценностный регулятор как свое мнение?.. Честность – это не инструкция, не набор предписаний о том, как себя вести. Она требует духовных исканий, волевых усилий, поступка. И так обстоит со всякой подлинной ценностью. Она ожидает жизнетворчества, а не механического следования неким правилам. Человек должен сам решить, как быть полезным Родине в трудную для нее минуту, как остаться человеком, когда кто-то ради денег и «красивой жизни» готов предать свою землю и тех, кто вырастил его!

Очень важно, чтобы этот увлекательный мир 
самопреодоления, творческих устремлений, духовных открытий, каковым является процесс становления ценностных ориентаций,   открылся   нашим   воспитанникам! И это, еще раз отметим, – важнейшая задача воспитателя! Чтобы успешно ее решать, классный   руководитель   должен   знать   особенности   «работы» с ценностно-смысловой сферой воспитанников. Само название этой сферы говорит о том, что ценность становится действенной и определяет поведение ребенка лишь в том случае, когда обретает для него смысл – личностную значимость, а следование ей становится внутренней потребностью. Говоря другими словами, работа над ценностными ориентациями  это решение важнейшей педагогической задачи – как общественно значимые ценности сделать   личностно    значимыми    для    детей,    их    значение    превратить в личностный смысл.Известный психолог А.Н. Леонтьев предлагал различать «знаемые» и реально действующие мотивы. Как же сделать, чтобы ценность стала реальным регулятором поведения? Для этого она должна быть пережита, встреча с ней должна стать событием для воспитанника, ее смысл ребенок по возможности должен открытьсам. Живой,

 не «словесный» образ ценности, ее подлинное содержание открывается ребенку в поступке героя любимой   книги,    в    образцах    поведения    окружающих    его    людей, в   неожиданном   суждении    и    ярком   слове    учителя.   Иначе    говоря, для принятия ребенкомценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и других социально значимых ценностей.

Подростковый  возраст   с   присущей    ему   ориентацией    ребенка на самореализацию в сообществе сверстников, на интимно-личностные формы общения характеризуется резким возрастанием интереса подростков к ценностным регулятивам сознания и поведения человека, к подлинному





содержанию тех или иных ценностей. Подросток избирателен и эмоционален, он нуждается в ценностно-смысловом диалоге со сверстниками и взрослыми, хотя и   не   всегда   проявляет   это,   стремится   идентифицировать   себя с принимаемой им группой, коллективом. Это как раз тот возраст, в котором как никогда востребованы разговорыоважном. Подросток нуждается в поддержке, стремится к пониманию и счастлив,когдаегопонимают
. Осмысление и интерпретация ценностей становится при этом важнейшим содержанием бесед и классных часов (часов классного руководителя).

Потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих – лейтмотив развития личности вюношескомвозрасте. Ценностные ориентации на этом возрастном этапе выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности. Признаком нормальной социализации юноши становится его автономность: ему не нужно напоминать о ценностях, он сам не желает отступать от своих принципов. Эти новообразования требуют уважительного отношения со стороны классного руководителя без попыток манипуляции молодыми людьми.

Но в какой бы форме ни протекала воспитательная акция, она должна неизменно отвечать таким психолого-педагогическим требованиям, как:

-   постановка школьников в позиции субъектов – организаторов данной акции;

  ролевое распределение функций, обеспечивающее личностный рост и возможность самореализации каждого участника;

-    обогащение знаний и наглядно-образных представлений школьников о Родине, ее истории и национальных ценностях;

-   социальная направленность мероприятия, его вклад в развитие школы, российской территории, помощь ее жителям, развитие региональных традиций;


-       возможность проявить свою гражданско-нравственную позицию, оценить свой собственный социально-личностный рост.

3. Проверила свой конспект по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесла с таблицей интерпретации результатов.

4. Сделала вывод, насколько обогатились мои представления
о ценностных ориентациях и путях их формирования.


5. Сделала вывод, насколько обогатились  мои представления
о читательской грамотности и путях ее формирования.


 

Критерии оценивания:

В конспекте зафиксированы:

Критерий оценивания

Баллы

1. Найти и извлечь информацию из текста

 

 

В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность»

1

В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций

1

В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга

1

В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности

0

В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности

1

В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека

1

В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности

0

В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности

1

В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития

1

В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения

0

2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста

 

Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов

1

3. Осмыслить и оценить сообщения текста

 

Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности

1