Файл: Сочинение рассуждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заданием 9.1
План сочинения:

  1. Цитата. Пояснение смысла цитаты.

  2. Первый аргумент (пример из текста) + пояснение.

  3. Второй аргумент (пример из текста) + пояснение.

  4. Вывод.

Речевой конструктор для написания сочинения-


рассуждения 9.1
    • Тезис и рассуждение на его основе .

    • Тезис/ Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) ФИО утверждает (или пишет, замечает): «ЦИТАТА». Рассуждение на её основе. Я понимаю это высказывание следующим образом: …./ По-моему, в этом высказывании речь идет о… /
    • Пример.

    • Тезис. Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то

служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». Рассуждение на его основе. Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого.

А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы

получим общий смысл слова.




  • Аргумент 1.

Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста ФИО… /Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к тексту ФИО.

/Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста ФИО. Пример этого языкового явления можно найти в предложении …./ Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения… Рассмотрим предложение… Предложение подтверждает мысль о том, что ….




Аргумент 2.

Также убедительным аргументом может стать… качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения /Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…

ПОМНИМ: после каждого примера-аргумента из текста нужно указывать его роль в данном тексте!!!!




    • Аргумент 1 Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (предложение 20) в корне –нес- содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени –л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание –а указывает на форму единственного числа женского рода.

    • Аргумент 2. Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня

-сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс –ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны

чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.




      • Вывод.

      • Итак, наблюдение за лингвистическим особенностями текста … помогло мне убедиться в справедливости высказывания лингвиста .. о..

      • ВАЖНО!!!! Чтобы не повторять тезис, лучше выстроить обратное тезису суждение.




    • Тезис: эпитет это образное определение. Являясь средством художественной выразительности, он позволяет более ярко характеризовать предметы, явления и обогащает содержание текста.

    • Обратное суждение: безусловно, без использования этого лексического средства речь автора станет бедной, невыразительной. Вот

почему так важно применять эпитеты при создании художественного произведения.




Типичные ошибки


      • Отсутствие тезиса. Нет тезиса – аргументы не засчитываются. (Следовательно, и по СК1, и по СК2 ученик получает 0 баллов).

      • Экзаменуемый не проводит рассуждение на теоретическом уровне, а выражает формальное согласие. Например, «Я согласен с высказыванием известного лингвиста ФИО, который писал: (далее - цитата)». Это приводит к тому, что ученик по первому критерию получает 0 баллов, да ещё и по СК3 происходит снижение баллов за логическую ошибку.



Типичные ошибки


    • Экзаменуемый рассуждает на теоретическом уровне, но даёт так называемый «пустой» комментарий. Он представляет собою заранее выученный фрагмент, где содержится обобщенное суждение о языке, формально соотнесенное с цитатой: «В этих словах раскрывается одна из главных особенностей языка как главного средства мышления…» Такие фразы-заготовки могут быть приложены к разным высказываниям, они содержат логически правильные утверждения, включают лингвистические термины, но не являются результатом осмысленного понимания конкретного высказывания, поэтому они не могут приниматься как полноценный комментарий.



ВАЖНО!!!!


Неможетсчитатьсякомментарием:

  • воспроизведение несколько изменённой цитаты;

  • формально правильное суждение о языке, не раскрывающее смысл цитаты;

  • указание на какое-то языковое явление без выявления его функций в тексте и определения его связи с авторским замыслом;

  • рассуждение на бытовом уровне без анализа


использованных лексических и грамматических средств языка, без раскрытия их роли в тексте.

В сочинениях 9.1 и 9.2 аргументы не

из прочитанного текста

Аргументы не из текста в первых двух темах не будут засчитываться экспертами, в отличие от

сочинения 9.3, где аргументы должны быть из двух

источников:

  • из текста;

  • из жизненного опыта (помним, что прочитанные

книги - это тоже жизненный опыт учеников, поэтому о них тоже можно писать) .

Лучше лишний раз перечитать тексты, чтобы в сочинении 9.1 и 9.2 не потерять баллы из-за других аргументов.

Типичные ошибки при написании сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.


    • Учащийся не объясняет смысл высказывания, а соглашается со словами лингвиста: «я согласен», нельзя не согласиться».

    • Строит общие умозаключения: «…- такая часть речи, которая делает наш язык богатым».

    • Не объясняет смысл высказывания, а пересказывает это высказывание.

    • При аргументации делает ссылки на предложения, не приводя конкретных примеров, то есть аргументирует своё суждение формально.

    • Примеры приводит правильные, но не указывает их роль в тексте.