ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный лингвист»
(общекультурное направление)
5 класс
(основное общее образование)
Составитель: Долинская Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2022 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
• осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результатыосвоения курса внеурочной деятельности:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Повышение уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции, повышение успеваемости по русскому языку; Повышение речевой культуры учащихся, формирование коммуникативной компетенции.
• Совершенствование навыков лингвистического анализа.
• Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.
• Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
• Формирование социальной активности и коммуникабельности; активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах. Свободное и правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;
Умение грамотно оценивать языковые ситуации. Участие в различных конкурсах, проектной деятельности Осуществление речевого самоконтроля.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
• понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Ожидаемые результаты:
· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально¬делового стилей, языка художественной литературы;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• понимать цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию;
• создавать тексты различных стилей и типов;
• применять различные приемы сжатия текста;
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать на практике основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
Раздел 1 : Дорога к письменности. Введение Что такое лингвистика? Как обходились без письма. Древние письмена. Происхождение и развитие письма.
Зачем нужно знать алфавит.
Раздел 2: Секреты письменной речи. Как возникла наша письменность? А всё-таки она хорошая! (принципы русской орфографии). «Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Раздел 3: Тайны русского слова
На какие группы делится словарный состав русского языка. Слышится и пишется. Правильно ли мы говорим. «Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Суффиксы и их значения.Этимология — наука о происхождении слов. Омонимы и многозначность. Омоформы, омофоны. Омографы. Явление синонимии в русском языке. Как вас зовут? (имена, фамилии, прозвища) Где вы живёте? (топонимика) В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы. Фразеология в художественных произведениях.
Словари русского языка. Секреты морфологии и синтаксиса.
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Стойкость существительных. Семь падежей имени существительного. Всего полно: чулочки-носочки (категория числа).
Живость глагола. Цветные сны. Глаголы звуков и цветов. Преданность прилагательных. Прилагательные-эпитеты
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства м
а с
с о
в о
й и
н ф
о р
м а
ц и
и
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях
Раздел 4: Речевой этикет.
Правила речевого этикета. Поведение человека и к
у л
ь т
у р
а о
б щ
Раздел 5: Похвальное слово языку. Лингвистический праздник «По силе разума». Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятиях
проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Формы работы: индивидуальная работа, парная, групповая, КВН, викторины, предметная олимпиада, «Турнир смекалистых», «Турнир грамотеев», работа со словарями, с художественными текстами. Участие в олимпиадах по русскому языку и литературе различного уровня: муниципального, регионального,
Всероссийского, Международного (очно/заочно).
Виды деятельности
Участие в лингвистических играх , анализ звучащей речи, анализ различных произведений художественной литературы, работа над проектами, участие в творческих конкурсах и лингвистических играх, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой, работа со словарём, составление ребусов, диалогов
Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Количе ство часов
Наименование темы
1. Дорога к письменности
3
Введение Что такое лингвистика
2.
Как обходились без письма. Древние письмена
3.
Происхождение и развитие письма. Зачем нужно знать алфавит.
4. Секреты
письменной речи
8
Как возникла наша письменность
5.
6.
А всё-таки она хорошая! (принципы русской орфографии)
7.
8.
«Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
9.
10.
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
11.
12.
Тайны русского слова
19
На какие группы делится словарный состав русского языка
13.
Слышится и пишется. Правильно ли мы говорим.
14.
«Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Суффиксы и их значения.
15.
Этимология — наука о происхождении слов.
Формы работы: индивидуальная работа, парная, групповая, КВН, викторины, предметная олимпиада, «Турнир смекалистых», «Турнир грамотеев», работа со словарями, с художественными текстами. Участие в олимпиадах по русскому языку и литературе различного уровня: муниципального, регионального,
Всероссийского, Международного (очно/заочно).
Виды деятельности
Участие в лингвистических играх , анализ звучащей речи, анализ различных произведений художественной литературы, работа над проектами, участие в творческих конкурсах и лингвистических играх, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой, работа со словарём, составление ребусов, диалогов
Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Количе ство часов
Наименование темы
1. Дорога к письменности
3
Введение Что такое лингвистика
2.
Как обходились без письма. Древние письмена
3.
Происхождение и развитие письма. Зачем нужно знать алфавит.
4. Секреты
письменной речи
8
Как возникла наша письменность
5.
6.
А всё-таки она хорошая! (принципы русской орфографии)
7.
8.
«Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
9.
10.
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
11.
12.
Тайны русского слова
19
На какие группы делится словарный состав русского языка
13.
Слышится и пишется. Правильно ли мы говорим.
14.
«Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Суффиксы и их значения.
15.
Этимология — наука о происхождении слов.
16.
. Омонимы и многозначность. Омоформы, омофоны. Омографы.
17.
Явление синонимии в русском языке
18.
Как вас зовут? (имена, фамилии, прозвища)
19.
Где вы живёте? (топонимика)
20.
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
21.
О чём рассказывают фразеологизмы
22.
Фразеология в художественных произведениях.
23.
Словари русского языка.
24.
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
25.
Стойкость существительных
26.
Семь падежей имени существительного.
27.
Всего полно: чулочки-носочки (категория числа)
28.
Живость глагола
29.
Цветные сны. Глаголы звуков и цветов
30.
Преданность прилагательных. Прилагательные- эпитеты
31.
Речевой этикет. 3
Правила речевого этикета.
32.
Поведение человека и культура общения.
33.
Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.
34.
Похвальное слово языку
1
Похвальное слово языку