Файл: Теоретические основы готовности детей дошкольного возраста 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека. Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.
Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.
2.2РЕКОМЕНДАЦИИ
Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к сверстникам.
Рассмотрим анализ результатов социометрического метода «Два домика». Согласно классификации, предложенной Я.Л. Коломенским, можно выделить две существенные категории: членов группы с благоприятным статусом (I и II категории), и членов группы с неблагоприятным статусом (III и IV категории). Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, который квалифицируется как «коэффициент благополучия взаимоотношений».
Были получены следующие результаты: 20% детей в группе это «социометрические звезды» - внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети. У второй группы, таких детей не оказалось.
% детей исследуемой группы «предпочитаемые» - эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
«Пренебрегаемых» детей в группе было 16% - этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками.
Так же в диагностирующей группе оказались и дети «изолированные». В группе количество таких детей составило по 16% - это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
Заключение
Таким образом, по результат диагностического исследования, мы получили подтверждение поставленной нами цели о том, что существует соотношение между социально-психологической готовностью к обучению в школе и интеллектуальной готовностью к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста. Изучив особенности социально-психологической готовности, мы пришли к выводу, что у большинства детей старшего дошкольного возраста сформирован уровень социально-психологической готовности детей к школе, который проявляется в уровне общительности, восприятия со стороны сверстников, уровне самооценке.
Для исследования взаимосвязи интеллектуальной готовности и социально-психологической готовности с использованием метода математической обработки мы получили следующие высокие корреляционные связи: положительные связи - между уровнем межличностных взаимоотношений со сверстниками и наглядно-образным мышлением, между уровнем межличностных взаимоотношений и вниманием, между уровнем межличностных взаимоотношений и самооценкой; между самооценкой и вниманием; отрицательная корреляционная связь была установлена между моторикой и самооценкой, и между уровнем межличностных взаимоотношений и моторикой, между уровнем коммуникативной сферы и познавательными процессами: мышлением, памятью, вниманием, а также моторикой.
Исходя из этого, результатом нашего исследования является подтверждение гипотезы.
Готовность к школе детей является результатом всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от зрелости основных психических процессов. Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами готовности к школьному обучению являются: интеллектуальная, личностная и социально-психологическая и волевая готовность. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Исходя из результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что наша цель достигнута: что существует соотношение между социально-психологической готовностью к обучению в школе и интеллектуальной готовностью к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Для профилактики школьной дезадаптации будущего школьника необходимо комплексное развитие всех компонентов психологической готовности к школе, для этого необходимо комплексная коррекционно-развивающая работа по подготовке детей к школе в дошкольном возрасте.