Файл: Совет экономической взаимопомощи (сэв).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кРАевОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

ПРОФЕССИОНАЛЬНОе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине

«ИСТОРИЯ»

Тема: «Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)»

Выполнила студентка гр. 9Ф201

Скопинцева Алена Константиновна

Проверила Юферева Н.И

Оценка_______________


БАРНАУЛ 2021

Оглавление

2.Деятельность СЭВ 6

3. Причины распада и значение СЭВ 7

Введение

Образование в середине XX века Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) явилось важной вехой в истории всего мирового сообщества. За время своего существования Совет превратился в авторитетную динамичную экономическую интеграционную структуру во главе с СССР. Несмотря на то, что СЭВ самоликвидировался в 1991 году, анализ и изучение его экономической деятельности, развития интеграционных процессов и по сей день крайне актуальны.



  1. Образование СЭВ


Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная в 1949 году. Одним из главных обстоятельств, предопределивших создание СЭВ, было тяжелое экономическое положение восточноевропейских стран в первые годы после Второй мировой войны. Налаживание сотрудничества стран Восточной Европы между собой и Советским союзом позволило постепенно преодолеть экономический упадок и разруху. Экономическая помощь со стороны США, равно как координация торгово-экономических связей, предусмотренные планом Маршалла, также не распространялись на Восточную Европу, как сферу влияния СССР. СЭВ создавался на основе принципов равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием и т. п. Это было ответом изоляционной политике Запада.

Основными органами управления СЭВ являлась Сессия Совета, Совещание представителей стран в Совете, Постоянная комиссия и Секретариат. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам. Как отмечают Логинова и Травина «Решения органов СЭВ не имели обязательной юридической силы
, применялись только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе». Таким образом, особенностью СЭВ была полная суверенность участников, процесса, добровольность, уважение национальных интересов, невмешательство во внутренние дела друг друга, полное равноправие.

Новая международная организация была создана, прежде всего, по политическим мотивам. Именно политика и идеология стали у истоков экономического объединения ранее мало экономически связанных между собой стран. Для стран Восточной Европы, вошедших в число учредителей СЭВ, взаимные связи ранее не являлись ведущим направлением внешнеэкономической деятельности.
















































  1. Деятельность СЭВ


В первые полтора-два десятилетия экономика и взаимные связи стран СЗВ развивались достаточно динамично: в тот период, как свидетельствовали объективные сопоставления, они неуклонно улучшали по многим показателям свои позиции в экономическом соревновании двух систем. На фоне успехов родилась идея не только координировать друг с другом пятилетние народнохозяйственные планы, но и согласовывать перспективы развития на более длительный период в 10-15 лет. А для этого важно было наметить общие стратегические ориентиры в экономическом сотрудничестве.

Сессия СЭВ в 1958 г. поручила Секретариату этой организации разработать «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Как отмечается в журнале о бизнесе и экономике «Коллективный документ рождался в ходе достаточно острых обсуждений, отражавших взгляды представителей стран-членов СЭВ на перспективы развития национальной экономики и ее место как в системе СЭВ, так и в мире» .

Среди принципиальных свойств новой системы международного разделения труда отмечалась необходимость соблюдать соответствие между потребностями и имеющимися возможностями их удовлетворения, спросом и предложением, как в пределах отдельных стран, так и во всем сообществе стран СЭВ. Получив одобрение на сессии СЭВ, а затем и в июле 1962 г. на совещании руководителей стран-членов СЭВ

, «Основные принципы международного социалистического разделения труда» превратились в документ программного характера, своего рода коллективное средство развития взаимного экономического сотрудничества.


3. Причины распада и значение СЭВ


На сегодняшний день существует разнообразные оценки причин распада СЭВ. Командная экономика выстраивала неэффективную организацию управления. СЭВ, по оценкам сторонников такого подхода к оценке кризиса СЭВ, был исключительно бюрократизированной организацией. Из-за политической отстраненности от экономических реалий искажение цен и торговых потоков в рамках СЭВ достигло еще больших размеров, нежели внутри каждой отдельной страны. В торговых операциях участников совета увеличивался разрыв между ценами на ресурсы и готовую продукцию, что приводило к скрытому субсидированию СССР своих партнеров по СЭВ. В результате диспропорции углублялись, что приводило все к большему оттеснению СЭВ на периферию мировой экономики, практически во всех отраслях, кроме сырьевого и оборонного. Следует еще раз подчеркнуть, что данный подход к оценке деятельности СЭВ основывается на идеологии капиталистического рынка.

Среди причин кризиса и распада СЭВ выделяются также более конкретные причины – главенство идеологии над экономикой, сверхцентрализованную модель развития, замедленная реакция на изменения в технологическом и информационном развитии мировой экономики, невыгодная денежная политика (переход на использование твердой валюты для оплаты экспортно-импортных операций между странами). Также исследователями указывается на основной двигатель интеграции – административный механизм, основывающийся не на выгоде, а на подчинении приказу, а с другой стороны – на мягких принципах социалистической интеграции, не предполагающих создания четких и жестких наднациональных институтов, как это сделано в ЕС.

Реализация Комплексной программы социалистической экономической интеграции позволила странам СЭВ добиться стабильного роста общественного производства, улучшить материально-техническую базу, достичь экономического прогресса. Можно сказать, что благодаря Комплексной программе сотрудничество стран-членов СЭВ поднялось на новую ступень развития интеграционных процессов.




































Заключение
Спустя годы после распада СЭВ, можно констатировать тот факт, что в 1950-1980 годы в Восточной Европе международная система экономического сотрудничества стран «социалистического лагеря» сделала первые шаги в сторону более справедливого выравнивания экономических показателей, чем достигнутый сегодня уровень развития ЕС. Несмотря на распад, социалистическая интеграция стала примером развития новой международной экономической общности суверенных социалистических государств, создавшей предпосылки для более тесного экономического сближения стран бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Главное в опыте СЭВ состоит в том, что его история дает возможность избежать ошибки прошлого в поисках новой модели экономического сотрудничества новых государств в рамках СНГ.



















Список литературы


  1. https://otherreferats.allbest.ru/international/00171080_0.html

  2. https://infourok.ru/doklad-na-temu-sovet-ekonomicheskoj-vzaimopomoshi-4674274.html

  3. https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_4/998_02_economica_referati_02/30777.htm