Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Я исследователь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для разработки программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы внеурочной деятельности А. И. Савенкова «Я - исследователь» для 3 классов.
Направленность программы
Программа «Я - исследователь» общеинтеллектуального направления на уровне начального общего образования.
Цели и задачи изучения курса
Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи направлены на:
- Развитие познавательных потребностей младших школьников.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
- Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Сроки реализации программы, место в учебном плане
Срок реализации программы «Я - исследователь» 1 год. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Возраст и количество детей в группе, участвующих в реализации программы
В реализации программы принимают участие учащиеся 3 класса в возрасте 9 лет. Всего в группе – 2 человека.
Формы и режим занятий
Коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ. Режим занятий: 1 занятие продолжительностью 40 минут.
-
Планируемые результаты освоения программы и способы определения их результативности
Личностные результаты:
- формирование положительного отношение к исследовательской деятельности;
- формирование широкой мотивационной основы исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Формами и средствами контроля являются:
- консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
-
Содержание курса
Название темы, раздела, количество часов | Основное содержание | Формы организации, виды деятельности |
Введение (1 ч) | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь | Беседа; Виды деятельности: организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места; планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе деятельности; |
Организация исследования (18 ч) | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Какими могут быть проекты? Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы | Беседа, практическая работа, деловая игра Виды деятельности: -организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации рабочего места. |
Научные методы исследования (37 ч) | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Как сделать сообщение о результатах исследования | Беседа, практическая работа, анкетирование Виды деятельности: -организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации рабочего места. |
Презентация результатов исследовательской работы (12 ч) | Оформление работы. Оформление презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований | Беседа, презентация: -организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации рабочего места. |
-
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Поиграй со мной» на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Наименование разделов, тем | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||
Введение (1 ч) | |||
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | | |
Организация исследования (18 ч) | |||
2 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | | |
3 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | | |
4 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | | . |
5 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | | |
6 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | | |
7 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | | . |
8 | Какими могут быть проекты? | | |
9 | Какими могут быть проекты? | | |
10 | Какими могут быть проекты? | | |
11 | Какими могут быть проекты? | | |
12 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | | |
13 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | | |
14 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | | |
15 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | | |
16 | Планирование работы. | | |
17 | Планирование работы. | | |
18 | Планирование работы. | | |
19 | Планирование работы. | | |
Научные методы исследования (37 ч) | |||
20 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии | | |
21 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии | | |
22 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии | | |
23 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии | | |
24 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии | | |
25 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии | | |
26 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | | |
27 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | | |
28 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | | |
29 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | | |
30 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | | |
32 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | | |
33 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | | |
34 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | | |
35 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | | |
36 | Анализ прочитанной литературы. | | |
37 | Анализ прочитанной литературы. | | |
38 | Анализ прочитанной литературы. | | |
39 | Анализ прочитанной литературы. | | |
40 | Анализ прочитанной литературы. | | |
41 | Анализ прочитанной литературы. | | |
42 | Исследование объектов. | | |
43 | Исследование объектов. | | |
44 | Исследование объектов. | | |
45 | Исследование объектов. | | |
46 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | | |
47 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | | |
48 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | | |
49 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | | |
50 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | | |
51 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | | |
52 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | | |
53 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | | |
54 | Как сделать сообщение о результатах исследования | | |
55 | Как сделать сообщение о результатах исследования | | |
56 | Как сделать сообщение о результатах исследования | | |
Презентация результатов исследовательской работы (12 ч) | |||
57 | Оформление работы. | | |
58 | Оформление работы. | | |
59 | Оформление работы. | | |
60 | Оформление работы. | | |
61 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | | |
62 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | | |
63 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | | |
64 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | | |
65 | Мини конференция по итогам собственных исследований | | |
66 | Мини конференция по итогам собственных исследований | | |
67 | Анализ исследовательской деятельности. | | |
68 | Анализ исследовательской деятельности. | | |
-
Материально- техническое обеспечение.
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников /Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2020.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе/Зиновьева Е.Е., 2019.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2019
4. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2020
5. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 2020 г.
6. Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе / В.Я. Потанина, М.: Академия, 2019