Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Я исследователь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовые основания для разработки программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы внеурочной деятельности А. И. Савенкова «Я - исследователь» для 3 классов.

Направленность программы

Программа «Я - исследователь» общеинтеллектуального направления на уровне начального общего образования.

Цели и задачи изучения курса

Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи направлены на:

- Развитие познавательных потребностей младших школьников.

- Развитие познавательных способностей младших школьников.

- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

- Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

- Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Сроки реализации программы, место в учебном плане

Срок реализации программы «Я - исследователь» 1 год. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Возраст и количество детей в группе, участвующих в реализации программы

В реализации программы принимают участие учащиеся 3 класса в возрасте 9 лет. Всего в группе – 2 человека.

Формы и режим занятий

Коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ. Режим занятий: 1 занятие продолжительностью 40 минут.

  1. Планируемые результаты освоения программы и способы определения их результативности

Личностные результаты:


- формирование положительного отношение к исследовательской деятельности;

- формирование широкой мотивационной основы исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;



- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Формами и средствами контроля являются:

- консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

  1. Содержание курса

Название темы, раздела, количество часов

Основное содержание

Формы организации, виды деятельности

Введение (1 ч)

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь

Беседа;

Виды деятельности:

организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места; планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе деятельности;

Организация исследования (18 ч)

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Какими могут быть проекты? Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы

Беседа, практическая работа, деловая игра

Виды деятельности:

-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации рабочего места.

Научные методы исследования (37 ч)

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Как сделать сообщение о результатах исследования

Беседа, практическая работа, анкетирование

Виды деятельности:

-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации рабочего места.

Презентация результатов исследовательской работы (12 ч)

Оформление работы. Оформление презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований

Беседа, презентация:

-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации рабочего места.





  1. Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Поиграй со мной» на 2021-2022 учебный год




п/п


Наименование разделов, тем

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

Введение (1 ч)

1

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.







Организация исследования (18 ч)

2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.







3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.







4

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.




.

5

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)







6

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)







7

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)




.

8

Какими могут быть проекты?







9

Какими могут быть проекты?







10

Какими могут быть проекты?







11

Какими могут быть проекты?







12

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.







13

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.







14

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.







15

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.







16

Планирование работы.







17

Планирование работы.







18

Планирование работы.







19

Планирование работы.







Научные методы исследования (37 ч)

20

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии







21

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии







22

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии







23

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии







24

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии







25

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии







26

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.







27

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.







28

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.







29

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.







30

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.







32

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.







33

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.







34

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.







35

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.







36

Анализ прочитанной литературы.







37

Анализ прочитанной литературы.







38

Анализ прочитанной литературы.







39

Анализ прочитанной литературы.







40

Анализ прочитанной литературы.







41

Анализ прочитанной литературы.







42

Исследование объектов.







43

Исследование объектов.







44

Исследование объектов.







45

Исследование объектов.







46

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.







47

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.







48

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.







49

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.







50

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.







51

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.







52

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.







53

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.







54

Как сделать сообщение о результатах исследования







55

Как сделать сообщение о результатах исследования







56

Как сделать сообщение о результатах исследования







Презентация результатов исследовательской работы (12 ч)

57

Оформление работы.







58

Оформление работы.







59

Оформление работы.







60

Оформление работы.







61

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.







62

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.







63

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.







64

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.







65

Мини конференция по итогам собственных исследований







66

Мини конференция по итогам собственных исследований







67

Анализ исследовательской деятельности.







68

Анализ исследовательской деятельности.








  1. Материально- техническое обеспечение.


1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников /Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2020.

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе/Зиновьева Е.Е., 2019.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2019

4. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2020

5. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 2020 г.

6. Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе / В.Я. Потанина, М.: Академия, 2019