Файл: Правовой статус и социальная поддержка безработных. Правовая организация трудоустройства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, на сегодняшний день, безработными признаются граждане, которые:

а) являются трудоспособными

б) не имеют работы и заработка (при этом не учитывается выходное пособие и средний заработок, выплачиваемые при высвобождении с предприятий, а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости)

в) зарегистрированы в службе занятости

г) готовы приступить к работе.

1.2 Правовой статус безработного

Контактируя со службой занятости, безработный имеет право на:

- консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой им информации в органах службы занятости;

- самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;

- обжалование решений, действий или бездействия органа службы занятости и его должностных лиц - как в вышестоящий орган службы занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. и доп. от 6 февраля 2012 г.) // РГ от 20 ноября 2002 г. № 220;

- заключение договора добровольного страхования со страховыми организациями на случай потери работы;

- оплату их затрат, вызванных тем, что их направили на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости (с его согласия);

- выплату пособия по безработице;

- выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Безработному немало важно знать, что если он как безработный утратил право на получение пособия по безработице из-за истечения сроков его выплаты, а также если безработный проходит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органа службы занятости, то органом службы занятости ему может оказываться материальная помощь.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации возможны, если безработный :

- не имеет профессии (специальности);

- не может найти подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной подготовки;

- ему необходимо переменить профессию (специальность) из-за того, что нет работы, отвечающей его профессии;


- он больше не может работать по прежней профессии.

Профессиональная консультация предполагает, что безработному окажут помощь в профессиональном самоопределении - то есть, помогут выбрать свой профессиональный путь с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также с учетом потребностей общества в работниках определенной сферы деятельности.

Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться в следующих вариантах:

- профессиональная подготовка для ускоренного приобретения необходимых для работы навыков;

- переподготовка для приобретения новых профессий;

- обучение работников, имеющих профессию, другим профессиям для получения возможности работать, совмещая их;

- повышение квалификации рабочих для обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства, для изучения новой техники и технологий, нужных для выполнения профессиональной деятельности;

- повышение квалификации для обновления теоретических и практических знаний, если повышаются требования к уровню квалификации и необходимо освоение новых способов работы;

- стажировка для специалистов для формирования и использования на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения организаторских и профессиональных качеств.

Помимо прав безработный наделен так же рядом обязанностей, так он обязан: безработный гражданин правовой социальный

- активно искать работу, быть готовым принять предложение о трудоустройстве или обучении, а также совершенствовать свои профессиональные навыки так, как это согласовано с бюро занятости;

- прибыть по приглашению бюро занятости на собеседование по поиску работы;

- совместно с бюро занятости разработать план трудоустройства, в котором согласуются способы поиска работы и совершенствования профессиональных навыков для дальнейшего обеспечения занятости;

- действовать согласно совместно разработанному плану трудоустройства и информировать бюро занятости о выполнении плана;

- участвовать в мероприятиях по содействию занятости, организованным бюро занятости, например, принять приглашение для прохождения стажировки;

- информировать бюро занятости об изменении своих контактных данных или данных о поиске работы.

Так же важной обязанностью является предоставление о себе достоверных сведений как при постановке на учет в качестве безработного и после.



Кроме того согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 г. № 847н, граждане, не явившиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения для предложения им подходящей работы, могут представить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченными органами и организациями (листок нетрудоспособности; повестка о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу, на военные сборы, привлечении к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе; документы, подтверждающие участие в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя; повестка в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого; документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления, и других чрезвычайных обстоятельств, противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; иные документы, обосновывающие причины неявки гражданина). Если же этого не происходит, то лицу теряет статус безработного.

Решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается государственным учреждением службы занятости населения в следующих случаях:

- отказа граждан в течение 10 дней со дня их регистрации в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

- неявки граждан без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственных учреждениях службы занятости населения для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения для регистрации их в качестве безработных;

- представления гражданами, документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представления других недостоверных данных для признания их безработными.


Решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Сведения об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным вносятся в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов. Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 г. № 847н // РГ от 3 ноября 2010 г. № 249.

Таким образом, безработный имеет множество прав, наиболее значимыми из которых на наш взгляд являются: право получать информацию о свободных рабочих местах, о возможностях переквалификации и по иным, связанным с трудоустройством вопросам; получать услуги, связанные с профессиональной ориентацией; участвовать во всех мероприятиях по занятости, проводимых в центре занятости. Помимо прав безработный наделен так же и обязанностями: так, он обязан соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, а так же обязан предоставлять о себе достоверные сведения. Не выполнение данных обязанностей влечет потерю статуса безработного.

Глава 2: Гарантии лицам идущих на работу

2.1 государственная поддержка

Одной из задач государственной политики занятости является материальная поддержка безработных, которая в большинстве стран мира реализуется через систему социального страхования.

Финансирование системы социальной защиты в связи с безработицей в Российской Федерации, как это принято и в мировой практике, ведется через специализированное финансово-кредитное учреждение - Фонд занятости населения (ФЗН). В мировой практике формирование средств на социальные нужды происходит за счет обязательного или добровольного страхования.

Преимущества обязательного страхования очевидны: оно, вовлекая в этот процесс государство, создает надежные гарантии в критической ситуации. В нашей стране в условиях административно-командной экономики у населения сложилась прочная ориентация на государственные гарантии и поддержку в социальной сфере. Кроме того, уровень доходов основной части населения России чрезвычайно низок. Эти обстоятельства сдерживают возможности внедрения добровольного страхования. Поэтому формирование средств на социальные нужды за счет обязательных страховых взносов, установленных законодательством России, кажется нам наиболее верным. Рынок труда и доходы населения.


В соответствии со ст. 28 Закона о занятости населения государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержден приказом Минздравсоцразвития от 30.11.2006 г. № 819. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2006 г. № 819

1. Пособие по безработице. Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Между тем гражданам, уволенным в связи с сокращением численности или штата либо ликвидацией организации и не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата, пособие начисляется, начиная с первого дня, по истечении указанного периода (п. 3 ст. 31 Закона о занятости). Само пособие должно выплачиваться ежемесячно при условии прохождения безработным лицом перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

При этом, обязанность Центра занятости выплачивать пособия по безработице установлена законом и не зависит от оснований утраты работы лицом, признаваемым в спорный период безработным.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия, однако, общий период выплат не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев (п. 5 ст. 31 Закона о занятости).

Лицам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно, а также необходимый стаж, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Однако общий период выплаты пособия все равно не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев (п. 1 ст. 32 Закона о занятости).