Файл: Правовой статус и социальная поддержка безработных. Правовая организация трудоустройства.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так же следует отметить, что с 2009 года были сняты все ограничения по размеру пособий по безработице для уволенных по собственному желанию без уважительных причин. Таким образом, размер пособия по безработице гражданам, уволенным по сокращению численности или штата работников организации и уволенным по собственному желанию, будет совпадать.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить на 2021 год:
для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 342 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 454)
для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 342 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
При этом, в соответствии с п. 5 ст. 35 Закона о занятости размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
- неявки без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
- отказа без уважительной причины явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
И, согласно п. 3 ст. 35 Закона о занятости, выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа от двух вариантов подходящей работы;
- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение граждан, впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- явки на перерегистрацию в состоянии опьянения;
- увольнения с последнего места работы за виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение, за виновные действия;
- нарушения без уважительных причин условий и сроков перерегистрации (в этом случае приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию);
- самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости.
Причем указанное время, на которое приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
Между тем выплата пособия по безработице совсем не производится в периоды (п. 4 ст. 35 Закона о занятости):
- отпуска по беременности и родам;
- выезда из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
- призыва к исполнению государственных обязанностей.
2.Выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению Центра занятости населения, в том числе в период временной нетрудоспособности;
В период профессиональной подготовки, по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам: уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
- впервые ищущим работу, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.
Во всех случаях стипендия назначается не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан, на момент обучения.
Стипендия детям-сиротам в период профессиональной подготовки назначается в размере средней заработной платы, сложившейся в Забайкальском крае и выплачивается в течении 6 месяцев с момента регистрации в качестве безработного.
Стипендия гражданину, признанному в установленном порядке безработным, в период профессионального обучения предоставляется ежемесячно при условии успеваемости и регулярного посещения занятий. Стипендия начисляется с первого дня их обучения.
3.Безработным лицам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости органами службы занятости может оказываться материальная помощь .
4. Общественные работы. Согласно п. 1 ст. 24 Закона о занятости под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы требуют невысокой квалификации сотрудников.
В сфере ЖКХ они могут быть организованы по таким направлениям, как прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций, организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов, озеленение и благоустройство территорий, эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения.
Этот список не является закрытым, вместе с тем при выделении субсидий на компенсацию затрат работодателя органы власти устанавливают конкретные виды работ. Однако важно учитывать, что к общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Таким образом, государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
2.2 Прекращение и приостановление пособия по безработице
Орган службы занятости в определенных законом случаях может приостановить или прекратить выплату пособия или сократить его размер.
Так, выплата пособия по безработице прекращается в случаях:
1) трудоустройства безработного или признания гражданина занятым;
2)прохождения безработным профподготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органа службы занятости с выплатой стипендии;
3) истечения срока его выплаты;
4) получения пособия или попытки его получения обманным путем;
5) осуждения безработного по приговору суда к лишению свободы или к исправительным работам;
6) назначения безработному пенсии по старости или за выслугу лет;
7) длительной (более месяца) неявки безработного в орган службы занятости без уважительных причин;
8) переезда безработного в другую местность;
9) отхода от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
10) смерти безработного.
Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;
- увольнения за нарушения трудовой дисциплины и другие виновные действия;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органа службы занятости;
- нарушения безработным условий и сроков перерегистрации в качестве безработного;
- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором п. 1 ст. 29 Закона);
- явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.
Период приостановления выплаты пособия засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение трех дней со дня направления органа службы занятости;
2) отказа без уважительных причин явиться в орган службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Указанные меры дисциплинируют безработных.
О решении о прекращении, приостановлении или сокращении размера выплаты пособия по безработице орган службы занятости должен уведомить безработного.
Выплата пособия по безработице не производится в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профобразования; призыва на военные сборы; привлечения к исполнению государственных обязанностей. Эти периоды продлевают время выплаты пособия, так как они в него не засчитываются.
Выплата стипендии в период профподготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа службы занятости может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
Таким образом государство может прекратить выплату гражданину пособия по безработице.
Заключение
В определениях понятия «безработный» имеются различия между их трактовкой Международной организацией труда и российским законодательством.
Так, по методологии Международной организации труда, безработный -- это застрахованный (добровольное, обязательное или сочетание обоих способов страхования); ранее работавший, но потерявший заработок в результате безработицы; работающий при сокращенной нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени (частично безработный); работающий неполный рабочий день; работающий, но временно не получающий заработную плату; способный к систематической работе по какой-то либо профессии; способный и готовый работать; ищущий подходящую работу.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного.
В отличие от понятия безработного, закрепленного на международном уровне, российское законодательство в качестве безработных не рассматривает: частично безработных; работающих неполное рабочее время; работающих, но временно не получающих заработную плату, вследствие чего указанные лица лишаются права на государственные гарантии защиты от безработицы. Полагаем, что Россия как государство -- член МОТ, согласно Уставу МОТ даже при не ратификации указанных Конвенций должна следовать международным стандартам в сфере труда и занятости, защиты от безработицы.
Поэтому можно предложить соответствующее международным стандартам определение понятия безработного для применения его в российском законодательстве. Безработными являются незанятые (не имеющие работы и заработка), не полностью занятые (работающие неполное рабочее время по инициативе работодателя), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), граждане, достигшие трудоспособного возраста (16 лет), ищущие работу, готовые к ней приступить, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Предлагается внести соответствующие изменения в ст. 2 и в п. 3 ст. 3 Закона о занятости.