Файл: Твой духовный мир.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное
учреждение "Средняя общеобразовательная
казачья  школа, с. Знаменка " Нерчинский район, Забайкальский край

Разработка занятия по факультативу

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

в 5 классе по теме:
«Твой духовный мир» Урок 1
по программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко,

А.В. Полякова



Составила: учитель музыки и искусства:

Трушина Светлана Юрьевна

Тема: «Твой духовный мир». Урок 1

Цель урока

- формирование представления о том, что человеческие ценности родились,

хранятся и передаются из поколения к поколению через культурные,

духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.

Задачи урока:

- способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный

человек могут благополучно существовать и развиваться, если есть стремление

к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.

- создать условия для становления ценностных ориентаций,

чувства любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их

культуре и традициям.
Ход занятия


  1. Организационный момент

Повторение темы прошлого урока- «Хранить память предков»

Ответим на вопрос: «Что значит „человек беспамятный“?» Объясним слова автора «Без памяти нет совести».


  1. Актуализация знаний.

- Повторим понятия, которые будут для нас сегодня важны. В этом нам поможет игра «Твой номер».

(на слайде пронумерованный список понятий)

1. Добро.

2. Зло.

3. Духовность.

4. Бездуховность.

5. Нравственность.

6. Безнравственность.
Задание:

Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие
, дополняя друг друга и помогая друг другу.
– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей? (учитель не даёт комментариев и оценок)


  1. Целеполагание. Формулирование темы урока.


У каждого из нас есть свои интересы, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. В процессе жизни мы приобретаем собственные убеждения и взгляды — на мир, на людей и на самих себя. Всё это составляет наш внутренний, духовный мир.

Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.

- О чём пойдёт речь на уроке? Какую цель поставим?

4. Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных ситуаций.

Что вы вкладываете в понятие «Духовный мир»?

Корзина идей: интересы, культура, знания, взгляды, нравственность,

религиозность, душевность, божественный, возвышенный и др.

- Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас ассоциируется душа человека, духовный мир.

(Слайд)- чаша, сосуд, кувшин

(Слайд)

Посмотрите на фотографию. Скажите, у кого, по-вашему, духовный мир более развит? (младенец, старец)

Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)

- Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли

-О душе можно услышать такие слова: «светлая душа», «добрая душа» или, наоборот, –«черствая душа», «мелкая душонка». Как вы понимаете эти выражения. Приведите пример.

- Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой, успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.

- В народе говорят: «Не хлебом единым жив человек»



– Как вы понимаете эти слова?

- Да, слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.
5. Выполнение продуктивных заданий по теме

А) .ТЕСТ - Практическая часть

- Распределите в две колонки то, что вы считаете духовными и материальными ценностями

(Слайд) Деньги, здоровье , семья , занятия творчеством, природа, знания, дружба, дача, развлечения, отдых , спорт , автомобиль

Б) .- Представьте , что у вас есть два часа свободного времени. Как вы им распорядитесь? Сколько времени потратите?

(Слайд)

На просмотр телевизора ________

Игру на компьютере________

Чтение книги_________

Разговор по телефону _________

Прогулку и игры с друзьями _________
- Проанализируйте полученные результаты: сколько времени вы отдаете чтению книг?

-Что нужно изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

В) Кого из известных нам литературных героев можно назвать

человеком духовным?
(Слайд)

- Кто из них совсем не подходит под это определение? Объясним почему.

- Какие занятия человека формируют круг его знаний, его культуру?

- Оценим следующий факт: в последнее время число читателей библиотек

снизилось, школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и компьютерными играми.

Выскажем свое мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение?
Г) . Объясни смысл пословиц. (Слайд)

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Книги читать — скуки не знать.

Много прочёл, да мало учёл.

Кто работает без книг, решетом воду черпает.

Объясните смысл пословиц и поговорок.

Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?

Д) Ученикам раздаются карточки . «Как ты пополняешь свои знания?» Нужное подчеркнуть .

  • Беседую с родителями и друзьями

  • Читаю книги и журналы

  • Посещаю музеи и выставки

  • Пользуюсь Интернетом

  • Посещаю библиотеку


6. Подведение итога урока (физкультминутка) (Слайд)

Ученики встают, если отвечают на вопрос «да», если ответ- «нет» хлопки в ладоши

Россия – многонациональное государство.

Человек обязан исповедовать какую-либо религию.

Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.

Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.

Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.

Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.

Твои нравственные качества

Обсудим вместе. Рассмотрим схему. Расскажем, какие нравственные качества мы считаем самыми важными. Дополним схему (составление кластера)



7. Домашнее задание

Дополнить фразы (письменно в тетрадях)

Я мечтаю увидеть и полюбоваться...

Я знаю, что красота души –это...

Самое главное в человеке доброта, потому что...
Духовное важнее материального, потому что...
Источники:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2016