ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 904
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
160
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
2. Был определен алгоритм действий восстановления культовых право- славных объектов.
3. Выявлены методы и технологии восстановления храма иконы Божи- ей Матери «Знамение».
Список литературы
1. Разрушенные храмы в России: причины электронный ресурс] – Режим до- ступа: http: fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/460692/razrushennyie-hramyi-v-rossii- prichinyi-i-foto (Дата обращения: 20.11.22; 16:40).
2. Основы реставрации памятников архитектуры А.А. Кедринский Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. М.: Изобраз искусство, 1990. 184 с.: ил.
(Дата обращения: 15.11.22; 13:00).
3. Реставрация памятников архитектуры: учебное пособие для вузов /
С.С. Подъяпольский, Г.Б. Бессонов, Л.А. Беляев, Т.М. Постников; Под общ. ред.
С.С. Подъяпольского. М.: Стройиздат, 1988. 264 с. (Дата обращения: 26.11.22; 11:00).
4. Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры: Развитие теорети- ческих концепций. М., 1971. (Дата обращения: 26.11.22; 11:00).
5. Исследование методов инженерной реставрации памятников деревянного зодчества на примере церкви Покрова в селе Горенские Выселки Воронежской об- ласти / А.А. Щеглов, А.С. Щеглов [электронный ресурс] – Режим доступа: http://
repin-book.ru/scheglov-rest2018.pdf (Дата обращения: 20.11.22; 16:30).
УДК 721.012.27+69.032.22
Д. М. Гаврилова
Научный руководитель – Т. Б. Ефимова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ВО ВРЕМЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ
В современном мире, в связи с глобальной урбанизацией населения стран и перенаселением городов, актуальным вопросом стало возведение высотных зданий или же небоскребов – зданий высотой более 150 метров с несущим стальным или железобетонным каркасом.
Высотное здание – это здание с небольшой площадью основания, не- большой площадью крыши и огромными фасадами. Такие здания обладают потенциалом для предотвращения разрастания городов, поскольку они мо- гут решать проблемы высокой плотности населения и нехватки свободных земель для застройки. Они используются для широкого спектра целей – жилых квартир, гостиниц, офисных зданий, магазинов, а иногда и в ка- честве учебных заведений. Концепция строительства высотных зданий по сравнению с другими зданиями обладает определенными особенностями и характеристиками, что делает их уникальными и выделяющимися.
На этапах проектирования и строительства высотных зданий обыч- но учитывается множество факторов. Например, фундаменты, должны быть построены так, чтобы выдерживать очень большие нагрузки, а их структурные системы учитывают ветровые и сейсмические нагрузки. Это создает некоторые проблемы в архитектуре, конструкциях, строительстве
161
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина и обслуживании высотных зданий. В данной статье мы рассмотрим основ- ные проблемы, возникающие во время проектирования и строительства небоскрёбов (рис. 1).
Рис. 1. Небоскрёбы Москва Сити
1. Вес конструкции
Первая проблема, с которой сталкиваются при строительстве небо- скреба, – это огромный вес конструкции. По мере увеличения высоты возрастает и необходимость учета веса дополнительных этажей.
Сталь на сегодняшний день является наиболее широко используемым материалом при строительстве высотных зданий. Он легкий, прочный, долговечный и относительно недорогой, что делает его идеальным вы- бором для многих проектов. Сталь используется для изготовления кон- структивных элементов, таких как колонны, балки, а также для других компонентов, таких как поручни и лестницы. Стальные колонны и балки часто заключают в бетон для дополнительной прочности.
Другим популярным материалом, используемым в строительстве небо- скребов, является железобетон. Он гораздо более устойчив к возгоранию, чем обычный бетон, и часто используется при строительстве высотных зданий.
Арматурные стальные стержни встроены в бетон, что помогает равномерно распределить вес здания и предотвращает раскачивание или смещение.
Помимо стали и железобетона при строительстве небоскрёбов так же широко используют и другие материалы, например, алюминий, дерево, стекло, кирпич и камень.
2. Ветровые и сейсмические нагрузки
В дополнение к весу небоскреба, проектировщики также должны учи- тывать проблемы, вызванные ветром. Обычно ветровые нагрузки явля- ются определяющим фактором проектирования конструкций в случае
162
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin высотных зданий. Форма здания играет жизненно важную роль в мини- мизации силы ветра, и поэтому предпочтение отдается зданиям круглой, квадратной или квадратной формы со скошенными углами. Силы ветра являются наиболее преобладающими нагрузками, которые требуют по- перечного проектирования конструкций.
Также присутствуют и сейсмические силы, которые необходимо учи- тывать при строительстве небоскрёба. Сейсмические силы вызываются землетрясениями и крайне непредсказуемы, поэтому важно, чтобы не- боскреб был спроектирован так, чтобы выдерживать сильные сотрясения без разрушения. Для этого инженеры должны использовать специальные методы сейсмического проектирования и сейсмостойкие материалы для смягчения последствий землетрясения.
Высотные здания особенно подвержены вибрации, вызванной ве- тром и землетрясениями, что может привести к опасному раскачиванию конструкции из стороны в сторону. Поэтому жители могут испытывать дискомфорт при особо сильных порывах ветра и землетрясениях, сле- довательно здания должны быть спроектированы как для сейсмической безопасности, так и для комфортных условий.
Рис. 2. Рациональные формы высотных зданий
3. Пожарная безопасность
Противопожарные и другие защитные свойства высотных зданий и со- оружений имеют важное значение. Высотные здания рассматриваются как продукт современной эволюции. Он состоит из сложных систем и ос- новных компонентов. Эти элементы играют эффективную роль в общей работе пожарной службы. Большинство компонентов в высотном строи- тельстве ориентированы на безопасность во время аварийной ситуации или риска пожара. Следовательно, это потребует более дорогостоящих строительных систем и уникальных правил пожарной безопасности.
163
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Наличие нескольких этажей в высотном здании заставляет большое количество людей преодолевать большие расстояния по лестнице во вре- мя эвакуации.
Для создания системы противопожарной защиты в высотном зда- нии очень важно иметь исчерпывающие знания о встроенных систе- мах противопожарной защиты. Водоснабжение так же является важ- ной заботой о мерах пожарной безопасности. Необходимо определить режим подачи воды для системы противопожарной защиты, а также источник и поток воды.
Высотные здания спроектированы так, чтобы быть безопасными при любых нежелательных условиях. Но когда возникает необходимость в полномасштабной эвакуации, необходимо будет быстро взять на себя ответственность за собственную безопасность и спланированные действия со стороны пожарных.
4. Геотехнические исследования
Фундаменты высотных сооружений требуют особого внимания, как во время геотехнических исследований, так и при строительстве.
Геотехнические исследования (ГТИ) – это совокупность мероприя- тий, включающих изучение грунта в том месте, где планируется воз- ведение объекта или где уже существует объект, к примеру, морская платформа. ГТИ являются необходимостью при проектировании со- оружений. Основной принцип геотехнических исследований заклю- чается в том, чтобы углубляться в землю на высоту здания. Кро- ме того, может потребоваться уникальная конструкция фундамента с подробным анализом.
5. Ремонт и техническое обслуживание
Ремонт и техническое обслуживание высотных зданий и услуг, вклю- чая ручную очистку фасадов, являются еще одной проблемой. Затраты на техническое обслуживание и ремонт высоки в таких зданиях. Обеспечение легкого доступа для обслуживания служб также является проблемой для архитекторов и инженеров. При строительстве высотных зданий следует уделять приоритетное внимание использованию материалов, не требую- щих или требующих минимального обслуживания. Материалы, используе- мые в службах, и труднодоступные компоненты должны быть совместимы со сроком службы зданий, поскольку техническое обслуживание и их за- мена в высотных зданиях затруднены
В целом, строительство небоскреба – это сложный инженерный подвиг, требующий глубокого понимания задействованных сил и ма- териалов. От учета огромного веса конструкции до смягчения послед- ствий сейсмических воздействий, каждая деталь должна быть тщатель- но продумана для обеспечения безопасности и целостности здания.
Поскольку технологии продолжают развиваться, мы можем ожидать появления еще более инновационных решений и дизайнов при строи- тельстве небоскребов.
164
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Рис. 3. Многофункциональный комплекс Raffled City Chongqing
Список литературы
1. Дэвид Маколи / Как это построено. От мостов до небоскребов
2. А.Терранова / Небоскребы
3. https://tigertmt.com/blog/challenges-of-designing-and-constructing-high-rise.php
УДК 72.036
Ш. Э. Гитон
Научный руководитель – О. В. Орельская
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,
Нижний Новгород, Россия
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЛЕКСОВ ФУТБОЛЬНЫХ АКАДЕМИЙ
1. Анализ детских спортивных школ европейских стран
Каждая страна должна развивать свой собственный уровень футболь- ных навыков, чтобы игроки могли повышать уровень национального футбола. Для совершенствования архитектурной типологии Академий футбола необходимо провести аналитический обзор этих спортивных ми- ни-городков, определить их функциональный состав и их архитектурно- планировочные особенности.
Для анализа были выбраны примеры частных детско-юношеских спор- тивных футбольных школ. Комплекс «Ciudad Real Madrid» (табл. 1, цвет- ная вкладка) в г. Мадрид (Испания) был официально открыт в 2005 году.
На тот момент это был крупнейший учебно-спортивный комплекс, по- строенный по проекту архитектора Карлос Ламела. Расположение школы
165
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина особенно удачно – недалеко от парка Вальдебебас, который стал зна- чимым проектом городского развития в истории Мадридского сообще- ства. Парк служит зелеными легкими столицы. Именно в этом огром- ном многофункциональном комплексе, простирающемся на 9000 м2 есть спортивные залы с раздевалками, конференц-залы, офисы, гидротерапев- тическая зона, здание для проживания членов команды, школа, медицин- ский центр, пресс-центр и т. д. Он имеет 10 травяных и синтетических футбольных полей, окруженных трибунами вместимостью 11 000 человек.
Отдельные помещения комплекса акцентируются на самом главном: на зеленых футбольных полях вокруг них.
Следующий комплекс, заслуживающий внимания, был построен в Ту- рине (Италия) в 2017 году (табл. 1, цветная вкладка). Проект был выпол- нен студией Laura Studio в Турине. Ультрасовременный комплекс име- ет площадь около 4500 м
2
и включает в себя учебный центр Ювентуса.
Здесь – четыре футбольных поля, одно из которых имеет синтетическое покрытие, медиа-центр, новая штаб-квартира команды, в которой рабо- тает около 200 членов клуба, жилое здание на 155 комнат, 32 из которых резервируются для команды. Существует также международная школа, которая может вместить до 600 учащихся [3].
В настоящее время европейские детские спортивные школы расши- ряют свою спортивную сферу за пределами школ и университетов. Это позволяет охватить большее число детей и подростков, проверить их способности в различных видах спорта и дать им возможность выбрать профессиональное спортивное направление. Эти специализированные спортивные комплексы-школы отличаются развитым функциональным составом зданий и помещений, занимая значительные территории.
2. Новые детские спортивные (футбольные) школы в России
Футбольная академия «Зенит» расположена в г. Санкт-Петербурге.
Этот спортивный учебно-тренировочный центр по футболу для мальчиков в возрасте от 6 до 20 лет может вместить до 600 учеников (табл. 2, цветная вкладка). Инфраструктура комплекса не только обеспечивает все необ- ходимое для проведения тренировочных и учебных процессов, но и дает возможность организовать различные виды мероприятий для молодежи команды «Зенит». Дети из других регионов России могут жить в интер- нате (рассчитанном на 40 мест). В комплексе также есть столовая, кино- театр и зал для пресс-конференций. В главном здании школы имеются футбольные, баскетбольные залы и залы для общей физической подго- товки наряду с учебными комнатами [2]. Академия ЦСКА была основана в 1954 году как тренировочная для группы молодых футболистов и была преобразована в 1970 году в спортивную школу для детей и подростков
(табл. 2, цветная вкладка). Молодые спортсмены из разных возрастных групп посещают спортивную школу, в которой обучается около 400 уча- щихся. На территории Академии ЦСКА в Москве есть 2 футбольных поля с искусственным покрытием. Функционально-планировочная структу- ра школы включает в себя тренажерный зал, один крытый футбольный
166
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin манеж для зимних тренировок, медицинский реабилитационный ком- плекс и крытый бассейн, общежитие для школьников и молодых спор- тсменов из разных городов страны [1].
Анализируя спортивные академии России, можно отметить большин- ство этих объектов имеют собственные спортивные площадки и спор- тивные сооружения, но иногда тренировки проходят и в дополнительно арендованных помещениях или спортивных комплексах. Как правило, спортивные Академии в России расположены за пределами города, что не всегда удобно для учащихся и родителей. Аналитический обзор учеб- но-спортивных комплексов в мировой архитектурной практике позволил выявить ряд принципов (правил) по которым проектируются подобные комплексы, как в России, так и за рубежом:
●принцип удобства территориальной доступности;
● принцип полифункциональности (комплекс состоит из ряда зданий различного функционального назначения, которые взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, а также различных открытых спортивных площадок);
● принцип компактного рационального и целесообразного размещения объектов, входящих в комплекс;
● принцип комфортной организации пространства комплекса;
● принцип учета климатических факторов и их влияние на архитек- турное решение;
● принцип включения зеленого рекреационного пространства в терри- торию комплекса;
●принцип композиционного и стилистического единства всех состав- ляющих спортивно-образовательного комплекса.
Список литературы
1. Академия ЦСКА по футболу // fb URL: https://fb.ru/ (дата обращения:
08.12.2017).
2. Как устроена футбольная академия «Зенита» // s-bc URL: https://s-bc.ru/
(дата обращения: 02.04.2015 ).
3. Началось возведение «J-Village» // juventus.sportland24 URL: https://www.
juventus.sportland24.ru/ (дата обращения: 18.10.2015).
УДК 378.1
Е. А. Голумбиевская
Инженерная академия, Российский университет дружбы народов,
Москва, Россия
МЕТОДЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИРЕЧНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
В статье рассмотрены тенденции формирования приречных городских зон и выделены основные направления их градостроительного развития.
Представлены примеры организации пространства на берегу реки, сгруп- пированные по архитектурно-планировочному решению.
167
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Введение
Взаимосвязь человека с рекой становится очевидной уже когда мы об- ращаемся к истории первых поселений. Реки притягивали людей благодаря своей возможности снабжать их едой, водой, обеспечивать транспортную и промышленную доступность. Однако с развитием человечества изменя- лись и связи. Образовавшиеся мегаполисы и хаотичная застройка «разорва- ли» город с водой и начали шаг за шагом вытеснять ее и с карт. Реки же стали терять свою первоначальную природную красоту, чистоту, функции.
К счастью, 21-й век принес понимание подобного разделения и, как след- ствие, методы их решения [1]. С каждым годом этот вопрос поднимается все чаще. Появляется ряд конкурсов, а архитектурные бюро предлагают все больше проектов по организации приречного пространства, что помогло бы вернуть реку в город и вновь объединить с человеком.
Приречная территория – это зона связи природных и урбанизирован- ных объектов, которые прилегают к реке. Именно она является основой градостроительного и ландшафтного водного фасада и требует опреде- ленных методов ее организации. Для многих столичных городов такие территории лежат в основе градоформирующих факторов [2].
С ростом экологической осознанности на первый план выходят ее со- циальная и экологическая функции, а не промышленная. Поэтому ны- нешняя тенденция градостроительного развития приречных территорий базируется на четырех основных направлениях.
Первое направление представляет собой передачу функциональной обще-
ственно-пешеходной среды в приречной зоне. Подобная тенденция выстраи- вается благодаря эко-реконструкции урбанизированных и антропогенных городских ландшафтов.
Определенный сценарий разрабатывается организацией линейной функции берега, которая подразумевает под собой пешеходные набе- режные, променады и др. Их целостность формируется благодаря проду- манному подходу в разработке линейного маршрута, где прослеживается такие связанные компоненты, как: маркеры, мизансцены, тематические зоны и их интегральный сценарий [3].
Подобный подход имеет несколько вариаций в планировочном решении.
Для первого характерным является параллельное движение относительно реки и берега. Связь пешеходных путей мостами, плавучими решениями и смотровыми площадками на воде или над ней (рис. 1, цветная вкладка).
Следующий вариант представляет собой сложный сценарий маршрута, где сменяются или пересекаются направления и пешеходные связи (рис. 2, цветная вкладка). Отдельно можно выделить поперечную модель архитек- турно-планировочного решения, самым простым примером которой являют- ся мосты, связывающие противоположные приречные пространства. Более сложным и интересным является многоуровневое решение эстакад и мостов.
Также существуют радиальная, лучевая, кольцевая, комбинированная и дискретная модели [3]. Радиальная модель представляет дугообразное пе- шеходное движение за счет надводных зон, искусственных пирсов и вну- тренних бассейнов. Лучевая – связывает локальные общественные места,