ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 905
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
168
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin расположенные на воде, с сушей. Для кольцевой характерным является объединение водного и наземного пространств замкнутым непрерывным движением. В таком случае мизансцены и маркеры выносятся в зону аква- тории, оставляя основную застройку и тематические зоны на суше. Ком- бинированный путь передает сложную береговую линию, которая может включать полуострова, мысы и др. В таком случае все знаковые объекты являются природными. Связь между ними прокладывается по воде. Дис- кретная модель также передает сложные линии берега, но при этом она может включать острова, заводи, которые находятся непосредственно в во- доеме отдельно от суши. В этом случае появляется несколько сценариев маршрута, которые объединяют природные достопримечательности между собой и с сушей, связывая маркеры и тематические зоны акватории.
Тем не менее часто на первый план выходит не полная эко-рекон- струкция береговой линии реки, а сохранение существующего потенциала.
Второе направление градостроительного развития приречных территорий
заключается в улучшении и развитии имеющейся приречной территории и ее экологическое улучшение. В таких случаях для восстановления ис- пользуют организацию биоплато, заводей, расширение берегов водоема
(рис. 3, цветная вкладка).
К сожалению, проблема игнорирования внутригородских пространств вблизи рек очень актуальны в настоящее время и приводят к их большо- му загрязнению и упадку. Реабилитация проходит с помощью трансфор- мации рельефа, восстановление озеленения и эко-баланса и добавления точек притяжения, в том числе в виде утраченных природных.
Третье направление – согласованность с архитектурных ансамблей вбли-
зи водоема с приречной территорией. Это достигается за счет повторения существующего ландшафта в архитектуре, компромиссности между ними или усложнения существующей прибрежной территории для интегриро- вания в нее объектов. Последнее возможно в случае полного симбиоза антропогенного и природного за счет поиска новых методов и решений, в результате которого будет создан запоминающийся образ.
Четвертое направление подразумевает создание связи между городом и ре-
кой за счет организации общественных пространств на ней. Для этого важ- но продумать удобные пешеходные пути, мосты, спуски и выходы к воде, а также продумать максимально комфортные видовые точки (как со сторо- ны воды, так и по отношению к ней). Подобные решения помогут сделать приречное пространство и пространство самой реки своеобразной точкой притяжения и усилят ее значимость и эмоциональный облик.
Выводы
Со стороны градостроительногоформирования пространств вдоль рек предложены основные методы и направления их развития через выявле- ние отношений относительно человека и антропогенных факторов. Как следствие, возможное размещение пространств и пешеходных связей, экологическое восстановление приречной территории и самой реки, пути гармонизации ее ландшафтов.
169
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Список литературы
1. Aleksander Wolski, Grzegorz Jankowski. Riverside space and local communities.
Selected theoretical aspects // Open access scientific journal of the European Ecocycles
Society. 2019. С. 33–38.
2. Гуськова Е.В. Принципы архитектурной ревитализации приречных про- странств (из опыта России и Франции): автореф. дис.. канд. архитектуры: 05.23.20 /
Е.В. Гуськова. Н. Новгород, 2010.
3. Аборас А.Ю., Скопинцев А.В. Модели архитектурного формирования об- щественных пространств в структуре городских акваторий // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2020. № 5. С. 64–74.
4. Современные общественные пространства как инструмент развития городской среды: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 29–30 ноября
2018 года: СПбГАСУ. СПб., 2018. 160 с.
5. Ge Dan. Landscape Design Method of the Urban Waterfront Slow-motility
Space. URL: https://pea.lib.pte.hu/bitstream/handle/pea/18088/ge-dan-tezis-eng-2018.
pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 15.11.2021).
6. Навести мосты: Человек и вода. Как реки вписываются в модель идеального города ХХ века? URL: https://kp.vedomosti.ru/humans/article/2020/11/13/846857-kak- reki-vpisivayutsya (дата обращения: 15.11.2021).
УДК72(470.40-21)
Д. К. Гончарук
Научный руководитель – В. Г. Шаронова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА ПЕНЗЫ
Введение
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 38
Тема исследования: архитектурный образ города Пенза.
Гипотеза исследования: создание архитектурного образа, который под- чёркивает уникальность города Пенза.
Объект исследования: здания и сооружения города Пенза, как как от- личительные символы края.
Предметы исследования: символика города.
Актуальность исследования: архитектура на протяжении всей истории является одним из важнейших показателей культуры, отражая в себе внутренние процессы общества. Петер Беренс сказал: «Архитектура служит двум идеалам: практицизму и красоте». Архитектура по при- роде своей бинарна, т. е. объединяет в себе материальное и духовное
(образно-художественное) начала. Согласно этой теории, она способна не только «воспроизвести собственную структуру» человека в том со- стоянии, в котором она находится на данный момент, но и оказать влияние на формирование мировоззрения, систем ценностей и образа жизни человека или социальной группы в дальнейшем.
170
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Образ каждого здания должен быть эмоциональным, впечатляющим и не похожим на другие. Архитектура может и должна оказывать воз- действие на человека. Совершенно справедливы слова Гегеля, что архи- тектура – окаменевшая музыка. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и отчужденными от внешнего мира и, наоборот, привлека- тельными, светлыми, легкими, оптимистичными по своему характеру.
Следовательно, актуальность создания определённого образа для каж- дого города всё более очевидна. Это будет не только яркий архитектурный образ, который будет проявляться в деталях здания, но и избавит города от однообразия и безликости.
Цель статьи: выявить существующие и предложить новые решения по созданию уникального архитектурного образа в Пензе.
Задачи исследования:
–рассмотреть архитектурные постройки, как уникальные сооружения;
– поднять проблематику однотипной архитектуры в современных домах;
– рассмотреть и сравнить спальные районы города Пенза со спальны- ми районами других городов;
171
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
– найти уникальность города Пенза и использовать её для создания образа города.
Теоретическая значимость: обращение к данной теме позволит оценить город, как объект оригинальной, единичной, уникальной архитектуры.
Практическая значимость: строительство зданий с добавлением особен- ных конструктивных, цветовых и других элементов, которые будут под- чёркивать архитектурный образ определённого населённого пункта, по- зволит показать лицо именно нашего города.
Методы исследования: анализ литературы по теме работы, теоретическое обобщение и систематизация материала, наглядно-аналитический метод, опрос.
Архитектурные постройки, как уникальные сооружения
Архитектура любого города, непременно создает материально-органи- зованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в со- ответствии с современными техническими возможностями и эстетически- ми воззрениями общества в тот или иной период.
Показаны фото всеми известного оперного театра в Сиднее, который сразу же ассоциируется у всех с Австралией. На нижнем фото можно уви- деть яркие голограммы на здании.
К архитектуре относится облик зданий, сооружений, сами здания и сооружения собирательно.
172
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства, но в тоже время, архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей, отражая при этом жизненные процессы.
Архитектура Пензенской области и самой Пензы выражена в народ- ном зодчестве, различных архитектурных стилях, гражданской архитекту- ре, садово-парковой архитектуре.
Приведу в пример постройки, которые дошли до нашего времени и выполняют современные функции.
Итак, начало 20 века, Гостиница Россия (ул. Московская 91).
● Дата строительства: 1899–1901 г.
● Первоначальная функция: Усадьба купца А.А. Лжунина, гостиница
Россия, Дом крестьянина, гостиница Сура.
● Современная функция: Торговый дом «Гостиный двор».
● Стиль: Эклектика.
Мясной пассаж (ул. Московская 85)
● Дата строительства: 1896–1897 г.
● Первоначальная функция: мясной пассаж, ДЮСШ.
● Современная функция: торговый центр, бургер кинг, блин бери.
● Стиль: эклектика (русский стиль, Кирпичный стиль).
173
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Рыбный корпус (ул. Московская 13)
● Дата строительства (перестройки): 1900–1902 г.
● Первоначальная функция: каменные двухэтажные линии, швейная фабрика Клары Цеткин, ателье «Силуэт», магазин «Татьяна».
● Современная функция: ТЦ «Империя».
● Стиль: эклектика (кирпичный стиль).
Посмотрев на эти здания, можно сделать вывод, что раньше одним из часто используемых материалов нашего города являлся красный кирпич, так же похож узор наличников у окон.
Итак, можно сделать вывод, что современные здания в нашем городе оригинальны, но в тоже время очень похожи с жилыми комплексами других городов.
Окунувшись в спальные районы различных уголков городов России, порой сложно отличить, в каком именно городе находятся эти здания.
Пенза Санкт-Петербург
Чтобы город не становился безликим, я предлагаю найти «изюминку» в каждом городе, которая сделает его узнаваемым, имеющим своё уни- кальное «лицо». Этой «изюминкой» могла быть определённая цветовая гамма, которая ассоциировалась с тем или иным городом. Современные высотки дополнялись бы световой инсталляцией или граффити с изо- бражениями символов города или национальных узоров, придающих им образ того города, в котором они расположены. Интересным решением
174
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin было бы создание своего колорита города, который прочитывался бы осо- бенно в спальных районах. Разработка малых архитектурных форм, вклю- чающих символику города, например, Пензы, тоже помогла бы создать свой уникальный образ города.
Перед началом работы над статьёй я провела небольшой опрос среди жителей города (см. приложение 1). Мною были опрошены 370 человек раз- ных возрастных категорий. Большинство 80 % не смогли различить спальные районы одного города от спального района другого. Считают это пробле- мой города, которая лишает его индивидуальности 93 % опрошенных. 83 % респондентов ответили, что изюминкой нашего города является ласточка.
Итак, одним из главных неофициальных символов Пензы является
«ласточка», олицетворяющая свободу, трудолюбие, процветание в семье и заботу о детях. В 2019 году «ласточка» была утверждена в качестве эле- мента эмблемы города. В советское время изображение ласточки украша- ло герб Пензы, которое теперь запечатлено на фасаде здания Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого.
Символ ласточки отражен во многих местах Сурского края: на ло- готипах, сувенирной и рекламной продукции, открытках; использует- ся в оформлении графической продукции на городских мероприятиях и праздниках. Отдельные пензенские компании используют одноимённое с негласным брендом название: гостиница «Ласточка», расположенная в районе Пензы – на Западной поляне; эко-парк «Ласточкины горы»; международный фестиваль молодежи и студентов «Ласточка»; оздорови- тельный детский лагерь «Ласточка».
175
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
В советский период Пенза славилась изготовлением качественных ча- сов и фортепьяно «Ласточка».
Итак, ласточка является символом Сурского края, но что если бы она присутствовала не только на магнитиках, названиях гостиниц и сувени- рах. Что если наш город сделать уникальным с помощью нашего символа?
Если эту самую ласточку зашифровать в узор, символически показывать в малых архитектурных формах.
Все мы знаем о цветных городах мира, их действительно очень много, где фасады домов пестрят своим разноцветьем. А есть ли города, все дома которых окрашены в один цвет? Конечно, такие города есть, но их очень мало. Именно одноцветным городам, которые являются одним из попу- лярных туристических направлений, посвящен данный рейтинг.
Например, Джодхпур, Индия. Согласитесь, такой цветной колорит яв- ляется той самой «изюминкой», которая лишает город безликости.
Подао, Португалия. Дома построены из местного материала, что и яв- ляется одним из отличий от других городов – сланцевые стены, крыши покрыты каменными плитами. Также отличительной чертой местных до- мов являются деревянные двери и окна.
Город Казань, республика Татарстан. Является примером, где ярко выражено отличие благодаря национальному колориту. Единственный город в Российской Федерации, где наиболее ярко проявился симбиоз двух культур. В Казани бок о бок располагаются мечети и православные соборы, этнические кварталы и старинные улицы в европейском стиле.