Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 912

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

192
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin и промышленными изменениями побудила многих архитекторов во всем мире изменить свой подход к архитектурному проектированию.
Среди выдающихся представителей этого стиля: Ричард Роджерс, Нор- ман Фостер, Ренцо Пиано, Николас Гримшоу, Жан Нувель, Сантьяго
Калатарва, Брюс Грэм, Минору Ямасаки, Майкл Хопкинс и др.
Одно из ранних произведений в стиле хай-тек создает эффект «пере- вернутости» – центр Помпиду в Париже (рис. 1, цветная вкладка), где лестницы, опорные конструкции и металлические каркасы размещены с внешней стороны здания, тем самым делая акцента на демонстрации технических и сервисных элементов. За это здание получило прозвище bowellism (от англ. Bowel – внутренности). Критики назвали его «экс- прессивной пародией на индустриальное зодчество»
В 1986 г. был закончен еще один «монстр» с внутренностями наружу – штаб-квартира страхового агентства «Ллойд» (рис. 2, цветная вкладка).
Здание представляло собой огромный бетонно-стальной массив с выне- сенными на внешние стены шахтами лифтов и другой инженерией.
Здание состоит из трех главных башен и трех служебных башен, окру- жающих прямоугольное пространство в центре. Высота крыши здания
Ллойда составляет 88 метров, в нем 14 этажей. Каждый сервисный центр оснащен моющим краном, общая высота которого достигает 95,10 метров.
Модульная планировка перегородок и стен, которые можно добавлять или
Одна из самых узнаваемых работ Нормана Фостера – небоскреб
«Мэри-Экс, 30» (рис. 3, цветная вкладка), который стал современным символом Лондона. Это 40-этажный небоскреб, конструкция которо- го выполнена в виде сетчатой конусообразной оболочки с центральным опорным основанием. Диаметр основания здания составляет 49 метров, затем оно постепенно расширяется, достигая максимального диаметра в 57 метров на уровне 17 этажа. Затем конструкция сужается, достигая минимального диаметра в 25 метров. За зеленоватый оттенок стекла фа- садных панелей и характерную форму здание получило прозвище «Огу- рец», или «Корнишон».
Небоскрёб не имеет углов, что не позволяет ветровым потокам стекать вниз. Аэродинамические испытания модели небоскреба показали, что строительство здания существенно улучшит воздушные потоки в окружа- ющем район. Кроме того, естественное движение воздуха вокруг здания создает постоянную разницу давлений у разных фасадов, что позволяет вентилировать здание естественным путем. В результате чего 40 % време- ни системы искусственного кондиционирования могут быть отключены.
Проект «Эдем» (рис. 4, цветная вкладка) – это уникальный ботани- ческий сад с тремя самыми распространенными климатическими зонами
Земли. Это райский уголок состоит из двух оранжерейных комплексов, каждый из которых представляет собой несколько соединённых геодези- ческих куполов, под которыми содержится множество видов растений со всего мира, и экспозиции под открытым небом.
Купола соединены сотнями шестиугольниками и несколькими пятиу- гольниками. Каждый шестиугольник и пятиугольник изготовлен из прочного


193
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина светопроницаемого пластика. В первой оранжерее представлена тропи- ческая растительность, во второй – средиземноморская растительность.
Самым грандиозным и амбициозным архитектурным проектом в Рос- сии является Московский международный деловой центр «Москва-Сити», который уже более 25 лет возвышается на левом берегу Москвы-реки. За этот период его уже прозвали «Русским Манхеттеном».
В середине 1990-х годов на месте бывшей шахты и карьера у Пре- ненской набережной началась стройка века. Это был начальный этап огромного проекта «Большой Сити», который должен был завершиться в 2020 году, но сильно затянулся.
В результате у этого футуристического комплекса отсутствует единый стиль. Объекты имеют признаки нео-конструктивизма, хай-тек и некото- рых других архитектурных стилей сегодня состоит из более чем 23 крупных объектов, общей площадью более 60 гектаров. Среди них завершены и вве- дены в эксплуатацию следующие объекты (рис. 5–15, цветная вкладка).
Небоскреб Лахта-центра в Санкт-Петербурге удивляет не только своей архитектурной сложностью, но и функционалом. В здании установлена уникальная система обслуживания фасадов, которая не имеет аналогов.
Направляющие этой системы изготовлены из нержавеющей стали толщи- ной 2 мм, для дополнительной защиты от коррозии, когда объект под- вергается воздействию морского воздуха. Стальная поверхность покрыта стеклянными шариками для получения красивого жемчужного блеска. Та- кая обработка дополнительно повышает коррозийную стойкость нержаве- ющей стали, что очень важно при эксплуатации здания.
Высокотехнологичная архитектура чаще всего используется для зданий заводов, корпоративных офисов, художественных галерей, музеев, а так же других зданий, которые могли бы эффективно использовать промыш- ленную эстетику, и нашли бы применение для гибкого пространства. Ис- пользование технологических мотивов в стиле хай-тек призвано передать дух науки и прогресса. Несмотря на то, что прозрачность и честность материалов высоко ценятся, дизайн в стиле хай-тек стремится вызвать ощущение движения и перемен. Адаптивность, гибкость и открытость – важные цели стиля. Четкое и творческое отображение функциональности элементов обслуживания и ясное понимание текучести создаваемых про- странств – важные цели для большинства высокотехнологичных зданий.
Современная высокотехнологичная архитектура – это синтез архитек- туры и науки, которая по возможности стремится выразить давнюю мечту человека – преодолеть время и пространство. Она охватывает все аспекты жизни человека и невероятно быстро преобразует нашу жизнь на этой планете. Хай-тек – это «полигон» для инновационных решений, которые испытывают, тестируют и внедряют в массовое строительство.
Список литературы
1. Архитектура в стиле хай-тек – Википедия (turbopages.org).
2. Высокотехнологичная архитектура – HiSoUR История культуры.
3. Самые известные проекты в стиле хай-тек в небольшой исторической справ- ке (mnarchitects.art).


194
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
4. Архитектор Норман Фостер: 10 лучших проектов в России и мире (rbc.ru).
5. Ричард Роджерс: хай-тек и экология среды / Forma – направления в архи- тектуре.
6. Хай-тек – Архитектурные стили – Дизайн и архитектура растут здесь – Ар- тишок (artishock.org).
7. Проект «Эдем» – Википедия (wikipedia.org).
8. Подробная история развития Москва-Сити, её состав и этапы строительства
(moscow-city.guide).
УДК 72.725.786:727.64
М. К. Жусупаева
Научный руководитель – Г. К. Садвокасова
Международная образовательная корпорация «Казахская головная архитектурно-строительная академия», Алматы, Казахстан
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКО-РЕУРБАНИЗАЦИИ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ МИРА
Разработка теории эко-реурбанизации, как комплекса архитектурных моделей и стратегий преобразования пространства ранее урбанизированных территорий постиндустриального развития, направленных на восстанов- ление связей города с природой, поставила задачи переосмысления места и роли природы при организации архитектурного пространства периода постиндустриального развития, осознания новой парадигмы «город- при- рода» и поиска ответов на следующие вопросы. В каких формах «природа» может и должна быть включена в постиндустриальное пространство? Ка- кую форму сегодня должна принять природная структура города? Какие методы необходимо использовать для преобразования постиндустриальных объектов с целью восстановления сбалансированного развития?
Постановка этих вопросов определила направления анализа:
– анализ теоретических концепций архитекторов, закладывающих в проектах новые взаимоотношения между городом и природой, демон- стрирующих эволюцию теории архитектуры;
– анализ теоретических моделей и приемов формирования природной структуры городов и их эволюция;
– анализ природных форм в архитектурном пространстве и их эволюции;
анализ природных форм, интегрируемых в архитектурное пространство при реализации комплексных программ преобразования постиндустриаль- ных объектов, а также некоторых стратегий вторичного преобразования постиндустриальных объектов.
Сегодня взаимоотношения между «городом и природой» в концепции ар- хитектурного замысла являются принципиально новыми. Они раскрываются при анализе современных проектов конкурса «Большой Париж-2010», вы- полненных под руководством известных архитекторов П. Вигано и Б. Секи,
А. Грумбаха, Р. Роджерса и других (табл. 1, цветная вкладка)) [4].
Природа более не противопоставляется городу, а является инструмен- том для преобразования его структуры и архитектурного пространства.


195
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Она интегрируется в город с новыми функциями: биоклиматической – для снижения температурных кризисов «пост-Киотских городов» (с осу- ществлением расчетов снижения температуры в зависимости от увеличе- ния площади озеленения); социальной – при рассмотрении озелененных территорий как общественных пространств, центров социального обме- на; продуктивной – при создании агропарков и городских ферм, по- зволяющих остановить развитие коттеджной застройки, так называемый sprawl [5], и сформировать локальный рынок продуктов (проект группы
А. Грумбаха); связующей – при формировании «зеленых коридоров», многофункциональных «линейных парков», предназначенных связать центр с периферией (проекты групп Р. Роджерса и Студии 09). Речь идет также о наиболее интенсивном использовании и заполнении открытых пространств природными элементами (проект группы MVRDV), создания прочных природных связей для поиска баланса городской экосистемы
(проект группы LIN Ф. Гейпель).
Анализ теоретических моделей и приемов формирования природной структуры городов приведен в табл. 2, цветная вкладка. Каждая из рас- смотренных теоретических моделей формировалась в контексте своего времени и культуры. Помимо проектного плана предоставлен аэрофото- снимок объекта, выявляющий практическое применение и жизненность теории. Проведение этого анализа в рамках изучения эко-реурбанизации было направлено на изучение опыта принципов формирования природ- ной системы в теории архитектуры и реализованных проектах.
Наиболее известным первым опытом создания природной системы – были Парковые системы американских городов, представляющие целую философию развития территории [6]. Состоящая из парков и парквеев
{park-way), парковая система «служила настоящей структурой или армату- рой, будущего развития американского города» [7]. Возможно, что именно эта философия, основанная на нескольких важных принципах, позволила парковым системам сохранить свое значение для американских городов.
Во-первых, их основной задачей была организация ландшафта будущих городов с целью резервации чистой воды и сохранения гидрологического режима. То есть, парковые системы, основанные на рисунке естественной географии местности, позволили сохранить ресурсопроводящую функцию территории, предварили урбанизацию и сформировали природную инфра- структуру города, не нарушив структуры ландшафта.
Во-вторых, парк рассматривался как будущий центр агломерации и центр деловой активности. Согласно Ф.Л. Олмстеду, «необходимо пом- нить, что парк проектируется не для того, чтобы использовать его тотчас, а с взглядом на будущее, когда он станет центром города, с населением в 2 миллиона жителей» [6, с. 92]. Парк, в представлениях Олмстеда, ни- когда не представлялся изолированным и рассматривался с позиции рен- табельности или экономической выгоды, он являлся «важным источником материального развития: богатства, созданного при увеличении стоимости земли, систематически наблюдаемого в близости планирующихся пар- ков, равно как и при внедрении объектов коммерции или обслуживания


196
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin в новый квартал города» [6, с. 57]. Парковая система позволила орга- низовать низкоплотную ткань американских городов и стала структурой агломерации, обеспечивая пространственную и географическую связан- ность урбанизированных территорий, базирующейся на использовании ландшафта.
Этот принцип формирования природного каркаса в масштабе метро- полии лег в основу регионального планирования и формирования при- родной структуры агломерации и региона «Ассоциации регионального планирования Америки» (Regional Planning Association of America) 1923 г., участниками которой были: Кларенс Стин, Бентон Маккей, Люис Мум- форд, Александр Бинг и Генри Райт [7, с. 196].
В дальнейшем теория организации природной структуры использова- лась в процессе реального проектирования. Если мы обратимся к трудам теоретиков децентрализации и «нового урбанизма» 1920-х годов – Б. Мак- кею, Л. Мумфорду, то заметим что они не отказываются от важности открытых публичных пространств в городской среде, а предлагают по- высить доступность, функциональность и благоустройство, наполнив озе- ленением. Все это, по их мнению, необходимо для определения данных пространств в качестве важных элементов пригородов и городов. В этой концепции, открытые продольно вытянутые пространства представляли новые современные территории общего пользования, общественные про- странства рассматривались в мега-масштабе региона и предлагались как каркас общей организации территории. Природа, организующая взаимос- вязь различных масштабов, стала главным ключом, позволяющим пере- йти с одного уровня планирования на другой, от локального (жилой дом, улица, сквер, сад) – к самому большому (регион) [7, с. 196].
Подход к созданию природной системы городов, выработанный аме- риканскими ландшафтными архитекторами, лег в основу современной
«теории ландшафтной инфраструктуры».
Системы озеленения Европейских городов несколько отличались от американских. Об этом пишет К.-Н. Форестьер в книге «Большие горо- да и парковые системы» [8], сыгравшей большую роль в формировании французской школы пейзажистов. Известно, что в отличие от парковых систем американских городов, системы озеленения в Европе, «ринги» го- родов Вена и Колонь создавались на местах укреплений в виде бульваров- променадов, так же, как и бульвары Парижа Османа [17]. В начале XX века при разработке «Больших планов» развития европейских городов ученые, градостроители опирались на опыт парковых систем. В большой степени эта теория была применена при разработке плана Большого Берлина [8].
Линейный и искусственный характер природных систем европейских городов отразился в системе «зеленых коридоров» (coulйs verts) середи- ны XX века. Имея формальный характер, они практически не выпол- няли своей функции ландшафтной инфраструктуры и общественных пространств [224]. Предполагается, что в истории архитектуры постсовет- ского пространства, природные системы городов по примеру европейских стран, начали формироваться только в начале XX века. В ходе данного