Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 915

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

197
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина исследования рассмотрены лишь некоторые теории. Опыт английской шко- лы ландшафтной архитектуры, которая положила начало общественным паркам индустриальных городов и американским парковым системам пред- ставляется столь обширным, что заслуживает отдельной публикации [8].
Анализируя мировой опыт теоретических исследований по направле- нию эко-урбанизация, автором акцентировалось внимание, на понимании эволюции развития теории природных систем и определении основных актуальных направлений формирования природных систем. Это было не- обходимо для выявления группы принципов эко- реурбанизации по фор- мированию природной системы постиндустриальных городов.
Огромный вклад в обоснование теории природной городской системы внес А.П. Вергунов. Его книга «Архитектурно-ландшафтная организация крупного города», где рассматриваются характеристики природной систе- мы крупного города: непрерывность, многоуровневостъ заслуживает все- стороннего изучения [18, с. 29].
В 80–90-е годы XX века на постсоветском пространстве большое развитие получила теория формирования градо-экологического каркаса и природного каркаса. В определение С.Б. Чистяковой экологический каркас понимается как «непрерывная система взаимосвязанных наиболее активных в экологическом отношении природных комплексов, от кото- рых зависит поддержание экологического равновесия региона. В соответ- ствии с выполняемыми функциями в структуре экологического каркаса выделяются средообразующие ядра: (парки, лесопарки) и экологические коридоры (бульвары, овраги, реки)». Предположительно, данное опре- деление градоэкологического каркаса и четкая ориентация на решение только экологических задач несколько ущемили его социальную, эсте- тическую, транспортную, ресурсопроводящую и другие функции. Этот приоритет экологических целей, в конце концов, стало губительным для самой природной системы, часто нереализованной и не сохраняемой.
В настоящее время исследования природного каркаса продолжены в трудах Н.С. Краснощековой. Природный каркас города определяется как «система открытых озелененных пространств, природных комплек- сов, формируемая на базе гидрографической сети с учетом геоморфологии и рельефа, и взаимосвязи с пригородным окружением». Он «не являясь абсолютно автономной территорией, выступает как существенная состав- ная часть ландшафтно-планировочной структуры города, агломерации, пригородной зоны».
Как природный, так и экологический каркас, имеет ярко выраженную направленность поддержания природного окружения и сохранения экологи- ческого равновесия. В контексте постиндустриального развития, в условиях перекомпоновки открытых территорий предоставляется возможность переос- мыслить и дополнить процессы формирования градоэкологического и при- родного каркаса с учетом закономерностей постиндустриального развития.
При рассмотрении современной системы структуры французских го- родов под названием: Зеленый и синий каркасы» (Trame verte et bleu) были сделаны следующие выводы. Согласно определению «Закона


198
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin об окружающей среде Гренель-2» (Grenelle -2 de l’Environnement), зе- леный и синий каркасы представляют собой систему взаимосвязанных озелененных пространств которая состоит из следующих компонентов: городские озелененные территории; сельскохозяйственные и природные территории; зоны с высоким уровнем влажности, относящиеся к гидро- логической сети города, позволяющие установить непрерывные биологи- ческие связи и обеспечить движение флоры и фауны.
Зеленый и синий каркасы интегрируются в планировочную структуру города, являясь основой его планировки и благоустройства. Формирова- ние зеленого и синего каркаса преследует следующие функции: экологи- ческие: основанные на природных факторах, которые благоприятствуют репродукции, передвижению популяций птиц, животных и растений, уве- личивают биоразнообразие городов; средообразующие: организация про- странства и территории, обеспечение функций, связанных с природными процессами и человеческой деятельностью» [3].
Данный «Зеленый каркас» является одним из элементов «Зеленой сети»
(Rйseau vert), определяемой в масштабе региона, агломерации и вклю- чаемой в «Зеленую сеть Европы» (Rйseau Vert Europйen) [10]. В целом,
«Зеленая сеть» состоит из 4 элементов, закрепленных на законодательном уровне: «зеленые ядра» (Les Coeurs Verts), «зеленый каркас» (La Trame
Verte), «зеленый венец» (La Couronne Verte), «зеленые связи» (Les Liaisons
Vertes). Два дополнительных элемента: «зеленые пути» (Itinйraire vert et voie vert), являющиеся разновидностью «зеленых связей»; «зеленый пояс»
(Ceinture verte).
Другим современным направлением формирования природной систе- мы, взявшей свои истоки в теории парковых систем американских горо- дов, является теория ландшафтной инфраструктуры [11], которая при- нимает во внимание и базируется на особенностях постиндустриального развития. Исследованиями потенциала этой теории занимаются амери- канские ландшафтные архитекторы SWA group (I.R.I.S), Ч. Валдхейм и Ю.-Ю. Ханг и другие [12]. Некоторые примеры реализации ландшафт- ной инфраструктуры на различных планировочных уровнях представлены в табл. 3, цветная вкладка. Формирование теории ландшафтной инфра- структуры основано на нескольких положениях. Во-первых, инфраструк- тура обладает способностью последовательно сменять разные функции согласно геополитическим и экономическим условиям, поэтому она об- ладает такими качествами как гибкость и приспособляемость [13].
Во-вторых, в основе традиционной инфраструктуры периода индустри- ализации лежит тенденция к централизации и созданию единой системы ресурсообеспечения. Сегодня, в период постиндустриального развития, система ресурсообеспечения децентрализуется: например, система сбора и очистки воды, производства энергии, сельское хозяйство или строи- тельство новых дорог решается на местном уровне или автономно» [14].
Многофункциональный подход к формированию гибкой инфраструктуры будет стимулировать ревитализацию городских пространств, повысит ка- чество жилой среды, снивелировав ее недостатки и указав на достоинства.


199
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Кроме того, расширение функции инфраструктуры необходимо для того, чтобы она приняла на себя роль организующей структуры.
Представленные ниже характерные качества инфраструктуры объяс- няют важность ее выбора как объекта исследований и развития. «Откры- тость», как неизолированная система, ландшафтной инфраструктуры об- ладает способностью приспособления к заданной функции, что позволяет ей достичь необходимого эффекта. «Совокупность» (множество). Ланд- шафтная инфраструктура часто представляется как многочастный объект.
При объединении и консолидации этих частей появляется возможность исправить, а иногда полностью сменить направление антропогенного влияния и его негативных последствий. «Сеть». Инфраструктура пред- ставляется как живая ткань, обладающая способностью к восстановлению утраченных элементов, образуя связанную и сплоченную систему. Мас- штаб инфраструктуры и ее ресурсы, представляют собой необходимый потенциал для достижения высокого уровня качества окружающей среды.
«Способность к росту». Постоянное развитие и рост инфраструкту- ры неразрывно связаны со способностью города к устойчивому разви- тию» [12, с. 15].
Анализ проектов показал, что, ландшафтная инфраструктура формиру- ется при включении объектов традиционной инфраструктуры, потерявшей свое значение при де-индустриализации. Например, в проекте Постин- дустриального коридора закрытой железной дороги Куинг-Шан новый экологический коридор был создан на месте неиспользуемой железной дороги, что позволило ему проникнуть в городскую ткань, пройти сквозь город и соединить озелененные территории центра с окрестностями го- рода [12, с. 174,] (табл. 3). Другой проект, Кати Трэйл, демонстрирует результат программы США по преобразованию государственных железных дорог, которые потеряли свое значение и были закрыты в пешеходные озелененные коридоры. Говоря о многофункциональности ландшафт- ной инфраструктуры необходимо затронуть предложение Р. Рождерса для конкурса «Большой Париж – 2010», предлагающего устроить над железнодорожными магистралями линейные многофункциональные пар- ки, касающиеся всех аспектов экологии города: снижение транспортного и шумового загрязнения, повышение площади озелененных территорий, сбор и очищение ливневых вод, сбор и переработка мусора, производство энергии. Такое предложение является несколько идеализированным, но представляет настоящую экологическую арматуру города [4].
Необходимо отметить, что одним из качеств постиндустриальных объек- тов (в прошлом промышленных центров) является их обеспеченность инфра- структурой, позволяющей при их озеленении связать их с общей природной системой по средствам преобразования инфраструктуры под линейные парки.
При поиске организации природной системы постиндустриального развития, в европейских странах, в частности во Франции, снова воз- рос интерес к теории Ф.Л. Олмстеда. Это связано с работами известного ландшафтного архитектора, М. Девиня, предполагающего, что принципы
Парковой системы могут быть применены сегодня при пространственной


200
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin структуризации современных агломераций. На этом основана теория
Переходной природы. «Переходной» природа называется потому, что так же как в теории Ф.Л. Олмстеда, основной целью работы с ландшафтом является его подготовка к будущей урбанизации, придания ему роли есте- ственной инфраструктуры, для формирования в будущем сбалансирован- ной системы «город-природа». Согласно автору, «это окружающие город природные территории, резервы территориального развития города, с ко- торой необходимо работать для создания полноценной и сбалансирован- ной структуры будущего города». Так же как крупный фрагмент террито- рии был зарезервирован в Нью-Йорке под Центральный парк, М. Девинь определяет в пространстве периферии новую структуру общественных пространств и ландшафтную инфраструктуру, например, коммуны Ис- сода (Issoudan) под новый природный каркас для будущей урбанизации.
Необходимым является связать его с внутригородскими природными про- странствами. Работа происходит на основе рисунка естественной геогра- фии местности, которую необходимо усилить и придать большее значение для восстановления ресурсопроводящей функции ландшафта. Эта кон- цепция носит название «Усиленной географии» [9] и была использована в проекте создания научного цента «Плато Саклай» (Plateau Saclay) [16] и в конкурсном проекте отечественного наукограда Сколково [2].
Новый природный каркас создается с использованием пространств постиндустриального развития: то есть, потерявших свою функцию при деиндустриализации, пустырей и функционально неопределенных про- странств, являющихся результатом пространственного расширения города.
Это решение было отражено в проекте Правобережье Бордо, где новая пространственная система создавалась при включении прибрежных по- стиндустриальных зон и заброшенных участков земли.
Теория «Переходной природы» использовалась также и для структури- рования открытых малоэффективных городских пространств города Бостон.
Согласно Мишелю Девиню: «Этот опыт, который мы изучали’ в Бостоне и экспериментировали в Лондоне, заключается в создании условий вре- менного использования пространства и работы в условиях неопределен- ности. В ожидании или при отсутствии финансирования, мы предпола- гали использовать открытые неиспользуемые территории элементарными способами для того, чтобы позволить одной из форм природы занять эти пространства, например, для организации сельского хозяйства. Как прави- ло, эти свободные территории были связаны с инфраструктурой и могли образовать структуру, накладывающуюся на современный дисперсный го- род с низкой плотностью, наделяя его географической связанностью. Тот факт, что «переходная природа» заняла свободные пространства, позволило новой географии стимулировать трансформацию города. Несмотря на то, что речь идет лишь о временном заполнении пейзажа, это является одним из приемов придания функции и значения неиспользуемым открытым про- странствам. Принимая во внимание, что инфраструктура является факто- ром, определяющим образование городской ткани, можно представить, что новый пейзаж стимулирует развитие и регенерацию периферии».


201
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Возможность включения пространств постиндустриальных объектов при формировании ландшафтной инфраструктуры является подтверждением на- учной гипотезы эко-реурбанизации и ляжет в основу одного из ее принципов.
При работе с открытым пространством, имеющим «переходный харак- тер» была необходима выработка форм и приемов архитектурно- ланд- шафтной организации, позволяющих организовать пространство пери- ферии минимальными средствами и включить новый природный каркас в архитектурное пространство.
Важным при работе с природной системой является определение мас- штаба проектирования. Рассмотрение природной системы в администра- тивных границах является неполным, так как при этом пренебрегаются природные связи ландшафта, и происходит разрыв городского простран- ства со своим окружением. Поэтому необходим поиск «территориального» или «географического масштаба», например использования в планирова- нии единиц теории ландшафтоведения [1], позволяющих определить мас- штаб работы с городским ландшафтом и формированием архитектурного пространства. Выбор масштаба проектирования в системе «город-приро- да» так же определит один из принципов эко-реурбанизации.
Понятие «переходной» природы подразумевает ее способность к ди- намике, адаптации, развитию, что очевидно при анализе проекта Лион-
Конфлюенс {Lyon-Confluence) [17, с. 56] (Приложение А). Вместо обык- новенного благоустройства, здесь используется процесс трансформации, стратегия постепенного проникновения природных, открытых – в закры- тые пространства застройки.
Таким образом, анализ теории природных городских систем демон- стрирует их эволюцию: усложнение структуры и развитие новых функ- ций, включение в новую природную систему открытых неиспользуемых пространств и пространств постиндустриальных объектов. Это предо- ставляет возможность включения в архитектурное пространство, компо- зиционно-неорганизованных фрагментов городской ткани, выпавших из общей организации ввиду потери своей функции. Формирование природ- ной системы как новой композиционной структуры постиндустриально- го пространства и ландшафтной инфраструктуры территории, позволяет в процессе эко-реурбанизации вернуть городскому ландшафту его при- родную инфраструктуру. Путем аналитики существующих теорий извест- ная теория парковой системы американских городов выделяется в новом качестве: теории ландшафтной инфраструктуры и «переходной природы» с обязательным поиском многофункциональной динамической структуры природного каркаса как места для жизни.
Список литературы
1. Исаченко, А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование: учебник / А.Г. Исаченко. М.: Высш. шк., 1991. 366 с.
2. Муратов, А. 6 проектов конкурса на мастер-план центра инновации Сколко- во / А. Муратов // Проект Россия. 2011. № 60 (2). С. 106–121.
3. Закон об охране окружающей среды Франции Grenelle 2 de l’Environnement
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legrenelle-environnement.fr.