ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 916
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
202
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
4. ИЗ. Зеленый и синий каркасы. Природная система городов Франции. [Элек- тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trameverteetbleue.fr.
5. Grand (Le) Pari(s) Consulatation internationale sur l’avenir de le metropole parisi- enne: [thиme du numйro] / Le Moniteur Architecture AMC. 2009. Hors-sйrie.
6. Grosjean, B. Urbanisation sans urbanisme. Une histoire de la ville-diffuse /
B. Grosjean. Wavre: Mardaga, 2010. 350 p.
7. Olmsted, F.L. Public Parks and the Enlargement of Towns / F.L. Olmsted // Civi- lizing American Cities. Writing on City Landscapes / F.L. Olmsted. – 2nd edition, by
S.B. Sutton. New York: Da Capo Press, 1997. P. 52–99.
8. Maumi, C. Usonia ou le mythe de la ville-nature amйricaine / C. Maumi. Paris:
La Villette, 2009. 239 p.
9. Forestier, J.-C.-N. Grandes villes et systиmes de parcs. Suivi de deux mйmoires sur les ville s impйriales du Maroc et sur Buenos Aires / J.-C.-N. Forestier, Institut Franзais d’Architecture. Paris: Norma, 1997. 371 p.
10. Paysage (Le) en prйalable. Michel Desvigne. Grand Prix de l’urbanisme 2011. Joan
Busquets, Prix spйcial / sous la dir. de A. Masboungi. Marseille: Parenthиses, 2011. 125 p.
11. Blanc, N. Installer une trame verte dans la ville / N. Blanc, P. Clergea // Urban- isme. Hors sйrie «La dйmarche йcocitй. Villes durables en projet». 2010. № 36. P. 55–58.
12. Corner, J. Recovering Landscape: Essays in Contemporary Landscape Architec- ture / J. Corner, A. Balfour. New York: Princeton Architectural Press, 1999. 287 p.
13. Landscape infrastructure. Case Studies by SWA / Y.-Y. Hung, G. Aquino,
C. Waldheim [et autr.]. Basel: Birkhauser, 2011. 184 p.
14. Lyster, C. Landscape of Exchange: Re-Articulating Site / C. Lyster // The Land- scape Urbanism Reader / C. Waldheim. New-York, 2006. P. 219-239.
15. Bйlanger, P. Landscape as infrastructure / P. Bйlanger // Landscape Journal.
2009. Vol. 28, № 1. P. 87.
16. Paysage (Le) en prйalable. Michel Desvigne. Grand Prix de l’urbanisme 2011. Joan
Busquets, Prix special / sous la dir. de A. Masboungi. Marseille: Parenthиses, 2011. 125 p.
17. Moutarde, N. Dфme scientifique et technologique – le paysage du plateau de
Saclay se dessine / N. Moutarde // Moniteur de travaux publics et du bвtiment. 2010.
№ 5583. P. 50–53.
18. Desvigne, M. Stratйgie d’infiltration. Projet d’amйnagement Lyon-Confluence /
M. Desvigne // Techniques et architecture. 2001. № 456. P. 48¬53.
УДК 742.1
А. В. Жучкова
Научный руководитель – Т. Б. Ефимова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
АРХИТЕКТОР ФИЛИППО БРУНЕЛЛЕСКИ. ОТКРЫТИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Будущий великий творец родился в 1377 году. В отличие от других флорентийских художников он был выходцем из не простой семьи ремес- ленников. Мать, Джулиана Спини (Giuliana Spini), принадлежала к знат- ному, богатому роду. Отец, Брунеллеско ди Липпо Лапи (di ser Brunellesco di Lippo Lapi), был почетным гражданином Флоренции, известным нота- риусом. С ранних лет он обучался латыни, словесности, литературе, бого- словию. Любовь к творчеству определила жизненный путь Брунеллески, решившего посвятить себя ювелирному делу, которое в средние века было
203
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина тесно сопряжено с искусством скульптуры и архитектуры. Он получил об- разование ювелира и участвовал в знаменитом конкурсе с Лоренцо Гиберти на создание дверей флорентийского баптистерия. Гиберти выиграл комис- сию, возможно, потому, что Брунеллески отказался разделить комиссию.
В любом случае, Брунеллески изменил ход художественного возрождения во Флоренции не одним, а двумя огромными способами. Филиппо Брунел- лески был гениальным скульптором, инженером и математиком. Помимо основной деятельности в сфере архитектуры он разрабатывал уникальные механизмы для церковных театрализованных мероприятий, военные укре- пления для защиты городов, гидравлическое спецоборудование и успешно занимался кораблестроением. Он спроектировал и руководил завершением строительства огромного красного купола Флорентийского собора – струк- турного достижения, которое намного опередило свое время и изменило ход архитектуры. Можно утверждать, что его величайшим достижением было открытие или повторное открытие линейной перспективы.
Научная теория перспективы. Среди культур древнего мира только греки и римляне понимали пространственную глубину в искусстве. То есть они поняли, как создать изображение с убедительной глубиной и на- рисованной или скульптурной иллюзией трехмерного пространства. Мы знаем это, потому что можем видеть это сегодня в таких работах, как
Колонна Траяна или расписные виллы Помпеи. В средние века эти худо- жественные чувства были утрачены. Точнее, вся точка зрения на мир из- менилась в средние века, чтобы отразить церковь. Художников больше не интересовало стремление к идеальному изображению человеческого тела или окружающего мира. Спустя 1000 лет художники Флоренции осознали, что не знают, как создать убедительную глубину в картине, и они усердно работали над разработкой системы перспективы. Вы можете ясно видеть это в работах художников позднего средневековья и раннего Возрожде- ния. Их картины выглядят плоскими.
Просто посмотрите на это изображение Христа (рис.1, цветная вклад- ка), которого ведут на распятие. Город на заднем плане кажется очень маленьким, потому что фигуры вдалеке того же размера, что и на перед- нем плане. Кроме того, параллельные линии стен не уходят вдаль. Это изображение прекрасный пример проблемы, с которой столкнулись ху- дожники около 1400 года.
Как сделать изображение реалистичным? Сейчас это кажется нам та- ким простым, но это была огромная проблема, на решение которой ушли столетия, пока Филиппо Брунеллески не понял ее.
Как гласит история, однажды солнечным утром во Флоренции, Ита- лия, Филиппо Брунеллески появился у ворот еще не законченного со- бора, держа в руках небольшую картину и маленькое зеркало. Мастер
Филиппо, которого половина Флоренции уже считала волшебником из-за купола, который он строил без каких-либо лесов, собрал значительную толпу для своей демонстрации.
Брунеллески повел толпу к воротам собора, чтобы они посмотрели в на- правлении баптистерия за пределами здания. Он дал картину с отверстием
204
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin посередине кому-то в толпе и попросил его держать неокрашенную об- ратную сторону картины к себе и смотреть через отверстие одним глазом в направлении часовни Крещения. Затем мастер внезапно поднял зеркало перед картиной, закрывая часовню от взгляда зрителя, и спросил доста- точно громко, чтобы люди, находящиеся дальше в толпе, могли услышать:
«Что вы видите, сэр?» «О, баптистерий, сэр Филиппо!» – ответил мужчина.
Публика была поражена. На другой стороне картины часовня была изображе- на идеально, а дыра находилась прямо на горизонте, как раз в точке схода. Итак, зеркало показало то же самое, что и реальность, которую оно охватило.
Брунеллески заметил, что при фиксированной един- ственной точке зрения па- раллельные линии, кажет- ся, сходятся в одной точке на расстоянии. Брунеллески применил к холсту единствен- ную точку схода и открыл ме- тод вычисления глубины.
В знаменитом эксперимен- те Брунеллески смог матема- тически рассчитать масштаб объектов в картине, чтобы они выглядели реалистично. Это было монументальное откры- тие, и вскоре художники стали использовать метод перспективы Брунеллески с удивительными эффектами в своих картинах. Оригинальные исследования перспективы Брунеллески давно ушли в прошлое, но он оказал непосредственное влияние на многих других.
Первой известной картиной, демонстрирующей истинную линейную перспективу, является «Святая Троица» Мазаччо (рис. 2, цветная вклад- ка). На фреске, на плоской стене церкви была создана ложная комната с использованием перспективы для имитации архитектуры.
Написана картина в 1425–1426 годах. Эта работа Мазаччо известна новаторством в передаче иллюзорной перспективы изображённой на сте- не воображаемой архитектуры и изображением донаторов, включённых в общее сакральное пространство композиции, смело сопоставленной с действительным пространством, в котором находится зритель.
Список литературы
1. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции [Электронный ресурс]. –
[Режим доступа] https://italy4.me/toscana/florence/duomo-di-firenze.html.
2. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991.
3. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979.
4. Вазари Джорджио. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, вая- телей и зодчих. Т. 2. М., 1963.
5. Brunelleschi Phillipi [Электронный ресурс]. – [Режим доступа] http://www.
brunelleschi.ru.
205
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
УДК 711.585
А. Э. Заплавная
Научный руководитель – А. Е. Енин
Воронежский государственный технический университет, Воронеж, Россия
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЛОЙ СРЕДЫ
В СОВРЕМЕННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ
В настоящее время в современных крупных городах, обладающими статусом или признаками исторического города, происходят глобальные преобразования в архитектурно-планировочной структуре, которые носят как позитивный, так и негативный характер и которые касаются не толь- ко психоэмоционального восприятия горожанами архитектурной среды, но и социальной, экономической, экологической, культурной и других сфер их жизни. В настоящей статье будут рассмотрены проблемы функ- циональной организации жилой среды, находящейся как в историческом, так и в общественно-деловом центре современного города.
Исторический и современный опыт проектирования и эксплуатации жилых зданий определяется множественностью свойств, формирующих различные критерии качества, одними из которых являются показатели
«функциональной организации, отождествимых с комфортностью, удоб- ствами» [4]: безопасность, комфортность, экологичность, идентичность и разнообразие, современность и актуальность искусственной среды, эф- фективность управления.
Выявленные критерии качества необходимо анализировать соглас- но специфике городской среды, в которой находится жилые структуры.
Во-первых, историко-культурная среда, материально-пространственные параметры которой определяются объектами культурного наследия. Так, исторический центр ограничивается принципами эволюционного разви- тия архитектурно-планировочной структуры. Во-вторых, статус крупного и крупнейшего города, когда в зависимости от района городская среда определяется множеством градоформирующих внешних факторов: эко- номические, социальные, культурные, экологические и др.
Мировой градостроительный опыт совмещения новой архитектуры со сложившейся средой показывает, что подобные действия порождают множество конфликтных ситуаций, определяющих взаимодействие архи- тектора и общества [2]. Таким образом, взаимодействие исторического культурного и современного общественно-делового центра определяется следующими различными по характеру действия формациями.
Во-первых, периодичность посещения объектов культурно-бытового обслуживания (далее по тексту: объекты КБО) – учреждения ежедневно- го, периодического и эпизодического пользования, размещаемые в жилой застройке, радиус обслуживания населения которых принимается по реги- ональным или местным нормативам градостроительного проектирования, а при их отсутствии по СП 42. 13330.2011, ограничивается в вариантах качественного проектирования спецификой функциональной организации
206
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin элементов исторического и общественно-делового центра: территория в от- личие от более молодых жилых районов содержит в себе все уровни КБО.
Во-вторых, уровни влияния объектов рекреации и производства (обще- городского, районного и местного значения) также как и объекты КБО на- ходятся в границах исторического и общественно-делового центра города.
В-третьих, дифференциация параметров объектов капитального стро- ительства исторической и современной застройки – «разделение структур жилой среды по культурным включениям дает возможность качественно и количественно проанализировать градостроительные и функциональные элементы ее организации» [3]. В зависимости от периода застройки исто- рической части города характер расположения объектов и их влияние на функциональную организацию и следовательно критерии качества жилой среды будут различны.
На основе проведенного анализа внешних факторов функциональной организации жилой среды в планировочной структуре современного исто- рического города были выявлены следующие проблемы: функциональная дифференциация и деградация территории.
Функциональная дифференциация – представлена в виде неравномер- ного распределения функциональной нагрузки, выраженной в первую оче- редь в крупномасштабных объектах нового строительства. К этим объектам в данном исследовании относятся здания жилого (простая функциональная дифференциация) и общественного назначения (сложная функциональная дифференциация), которые по своим объемным параметрам не только на- рушают общее восприятие силуэта исторической застройки, но и критиче- ским образом нарушают функциональный баланс территории. Функцио- нальная дифференциация подразделяется на простую и сложную.
Простая функциональная дифференциация – количественное различие одного типа функциональной направленности (в данном исследовании – жилой, рис. 1, цветная вкладка). Может быть вызвана такими внешними факторами как: разнообразие жилой застройки, разнообразие услуг в жи- лой зоне, доступность остановок общественного транспорта, переизбыток центров притяжения для населения и др.
Сложная – количественное различие двух и более типов функциональной направленности (в данном исследовании одна из которых – жилая, рис. 2, цветная вкладка). Может быть вызвана такими внешними факторами как: разнообразие услуг в общественно-деловых районах города, уровень развития общественно-деловых районов города, доступность автостоянок и др.
Функциональная деградация территории – территория, не отвечающая актуальным критериям качества жилой среды под воздействием либо про- цесса функциональной дифференциации, либо некачественного процесса проектирования городской среды.
Функциональная деградация территории жилого фонда – вызвана по- терей актуальных параметров искусственной среды, а также действующей градостроительной политикой, где процесс обновления жилой застройки происходит несвоевременно (рис. 3, цветная вкладка). Определяется такими внешними факторами как: долей аварийных жилых домов среди всех жилых
207
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина домов, доступностью услуг в жилой зоне, долей домов на учтенных кадастро- вых участках, концентрацией неэксплуатируемых объектов культурного на- следия, безопасностью передвижения вблизи социальных учреждений и др.
Функциональная деградация территории объектов культурного на- следия – определена процессом функциональной дифференциации тер- ритории, когда объекты культурного наследия, неподлежащие сносу, не эксплуатируются в связи с отсутствием функциональной актуальности
(рис. 4, цветная вкладка): «Важность и актуальность признания этих объ- ектов ресурсами подтверждает негативная градостроительная практика, фактически исключившая исторические поселения из активного процесса жизнедеятельности страны» [5].
Процесс повышения социо-экономической значимости исторического центра современного российского города в большинстве случаев опре- деляется действующей градостроительной политикой, в которой процесс появления новых объектов капитального строительства реализовывается без учета средового окружения, т. е. объекты историко-культурной среды не рассматриваются как градостроительный ресурс.
Функциональная интеграция городской жизни имеет большое значе- ние в аспекте устранения неравномерностей и различий, зафиксирован- ных в пространственной структуре сложившихся городов, и должна быть направлена на оптимизацию процессов жизнедеятельности человека в ис- кусственной среде: «Общая направленность функциональной интеграции города заключена в преодолении разобщенности и некоторой дифферен- циации его частей, в попытке вернуть городской среде утраченные ею качества целостности и насыщенности тесно переплетенными во времени и пространстве жизненными процессами» [1].
Таким образом, некорректно проведенный процесс функциональной интеграции посредством внедрения новых крупномасштабных объектов, в том числе без учета регламентов по охране историко-культурной среды ведет к проблеме целостного разрушения пространственно-планировочной городской среды центрального района города. Недостаточное исследова- ние принципов социально-экономической дифференциации городского населения и, в результате чего, невозможность в полной мере определить направление в развитии территории на различных уровнях иерархии в ус- ловиях нового проектирования или реконструкции.
Список литературы
1. Авдотьин Л.Н. Градостроительное проектирование: учебник для вузов /
Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. М.: Стройиздат, 1989. 432 с.
2. Девликамова, А.С. Система повышения качества жилой среды / А.С. Дев- ликамова, С.В. Минеев. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2018.
№ 18 (204). С. 61–65.
3. Заплавная А.Э. Функционально-пространственная организация жилой сре- ды в архитектурно-планировочной структуре исторического центра г. Воронежа /
А.Э. Заплавная, А.Е. Енин, А.С. Танкеев // Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического и современного развития: материалы международной на- учно-практической конференции. Тюмень, 2022. С. 231–235.
208
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
4. Лаврик Г.И. Методы оценки качества жилища. Исследование, проектирова- ние, экспертиза: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Архи- тектура» / Г.И. Лаврик; Федеральное агентство по образованию, Белгородский гос. технологический ун-т им. В.Г. Шухова. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2007. 97 с.
5. Шевченко, Э.А. Градостроительные проблемы сохранения историко-культур- ного ресурса России / Э.А. Шевченко // Academia. Архитектура и строительство.
2012. № 1. С. 99–104.
УДК 711
Т. З. Зиятдинов
Научный руководитель – Ю. М. Моисеев
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СИНЕРГИЯ СТРАНОВЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 38