ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 925
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальность заявленной темы настоящей статьи заключается в усиле- нии интенсивности развития крупных городских агломераций в России и мире [1; 2; 3].
Цель настоящей статьи – поднять проблему развития государств, тер- ритории которых соизмеримы с габаритными размерами и площадями крупных городских агломераций, и показать отличия их функциониро- вания от государств, территории которых кратно больше сравнительно с отдельно взятыми агломерациями.
Методика исследований включает:
– графоаналитическое рассмотрение территорий государств, террито- рии которых близки по размерам крупным городским агломерациям;
– сравнительный анализ преимуществ градостроительного развития малых государств перед крупнейшими по критерию площади территории.
«Малые государства» – понятие, используемое исключительно в рамках настоящей статьи и означающее страны с площадью до 17 600 кв. км.
Понятийный аппарат статьипотребовал уточнения следующих терми- нов, приводимые значения которых используются исключительно в гра- ницах настоящей статьи:
– городская агломерация:система населенных пунктов и межселенных территорий, развивающихся при доминировании одного наиболее крупного в данной системе населенного пункта, между которыми существуют интен- сивные социально-экономические связи, реализуемые в ежедневном режиме;
– страновая агломерация (или страна-агломерация) – страна, площадь территории которой близка по значению площади городской агломерации.
Территориальные размеры стран-агломераций
Согласно Стратегии пространственного развития РФ городские агло- мерации подразделяются на крупнейшие, население которых превышает
1 млн жителей, и крупные, в которых проживает от 0,5 до 1 млн человек.
Габаритные территориальные размеры крупных городских агломера- ций, определяются, в основном, двумя факторами:
1) скоростью транспортных передвижений;
2) ментально приемлемым временем доступности ядра агломерации.
209
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Средневзвешенная скорость движения легкового автомобиля по меж- селенным магистралям составляет 70–80 км/ч (с учетом качества дорож- но-транспортной сети, погодных условий, наличия движущихся тихо- ходных транспортных средств и др.) а время доступности города-центра агломерации – от 45 мин до 1 часа [3; 4; 5; 6]. Таким образом, габа- ритный диаметр территории страны-агломерации составит 150 км, а ее площадь – 17 662 кв. км. Государств с площадью в таких пределах на- считывается 10: Кувейт – 17 818 км
2
, Свазиленд – 17363 км
2
, Восточный
Тимор – 149 001 км
2
, Багамы –139 401 км
2
, Черногория – 138 121 км
2
, Ва- нуату – 12 200 км
2
, Катар – 11 437 км
2
, Гамбия – 11 300 км
2
, Ямайка –
10 991 км
2
, Ливан – 10 452 км
2
. Страны с меньшей площадью территории относят, согласно данным отдела народонаселения ООН, к карликовым го- сударствам, особенно те, площадь которых меньше площади Люксембурга.
Условия развития стран-агломераций
Площадь территории страны-агломерации, как правило, позволяет ей размещаться в пределах одного часового пояса, что значительно упрощает управление государством, в отличие, например от Российской Федерации с ее 11-часовыми зонами (поясами).
Один климатический пояс, в пределах которого располагается страна-
агломерация, также благотворно влияет на ее функционирование, где во всех населенных местах требуется один и тот же комплекс мер реагирова- ния на природно-климатические условия (рисунок).
Страна-агломерация Кувейт. Линейный масштаб: 0–80 км
210
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Синергия страновых агломераций
В странах-агломерациях, в отличие от стран с более значительными территориальными ресурсами, может отсутствовать, и, как правило, от-
сутствует авиасообщение между населенными пунктами страны, поскольку для перевозок достаточно авто- и железнодорожного транспорта: затраты времени на передвижения являются вполне приемлемыми, в отличие от авиаперевозок, когда тратится время на поездку до аэропорта, прохож- дение контроля и т. д. Известно, что функционирование авиационного сообщения требует значительно бульших единовременных и эксплуата- ционных затрат относительно наземных видов транспорта, поэтому от- сутствие внутренних авиаперевозок обеспечивает уменьшение нагрузки на
государственный бюджет.
Внутренний железнодорожный транспорт в странах-агломерациях ос- новном электрофицированный, что сравнительно с транспортом на твер- дотопливной тяге экономичнее и экологичнее в силу отсутствия выбросов
продуктов сгорания в атмосферный воздух.
Авиатранспорт, в основном вертолеты, могут служить для экстренных слу- чаев, например, для спасательных работ. Трансграничное межгосударственное сообщение выполняется средне- и дальнемагистральными самолетами.
Вся территория страны может обслуживаться одним крупным аэропор-
том с пассажирским и грузовым терминалами, расположенным на при- емлемом расстоянии от столицы страны-агломерации.
В рассматриваемых государствах работа железнодорожных и автомобиль-
ных пассажирских вокзалов ограничивается дневным расписанием: начинается в утреннее время, с 6–7 часов, и заканчивается вечером в 18–20 часов, так как любую точку на территории страны можно достичь в течение часа. Это дает существенную экономию: уменьшается расход электроэнергии в ночное время, не требуется дополнительная оплата труда работников второй и тре- тьей смен, штат сотрудников меньше из-за отсутствия сменности труда.
Таким образом, в странах-агломерациях затраты на функционирование транспортных систем значительно ниже чем, например, в Российской Фе- дерации с ее колоссальными территориальными ресурсами и обширной арктической зоной. Кроме того, в государствах с небольшой территорией обычно больше плотность населения и более равномерное расселение на- селения. А климатические условия мягче сравнительно, к примеру, со странами северных широт: Россия, Канада, Норвегия, Швеция, Фин- ляндия, Исландия и др. Вся территория таких государств относительно равномерно расселена.
Выводы
1. Увеличение с течением времени средневзвешенных скоростей транс- портных передвижений способствует росту расстояний, преодолеваемых за единицу времени. Поэтому к странам-агломерациям в будущем можно бу- дет отнести большее число государств. Численность стран-агломераций со временем может возрастать в силу роста скорости передвижений, и рас- пространения удаленных форматов работы, – что приведет к расширению
211
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина радиуса доступности ядер и увеличению числа государств, функциониру- ющих аналогично крупным городским агломерациям, то есть к увеличе- нию числа страновых агломераций.
2. К синергетическим эффектам функционирования стран-агломераций относятся:
– относительная простота управления территорией в силу ее компактности и размещения в пределах одного климатического и одного часового поясов;
– возможность быстрого достижения отделенных районов страны-агло- мерации, за 1–1,5 часа езды на авто- и/или железнодорожном транспорте.
3. Систему расселения страновой агломерации целесообразно форми- ровать идентично структурообразованию крупно-городской агломераци- онной системы.
Список литературы
1. Зиятдинов, Т.З. Методологические предпосылки градостроительного реаги- рования на глобальные вызовы [Электронный ресурс] / Т.З. Зиятдинов // Архитек- тон: известия вузов. 2021. № 1 (73). URL: http://archvuz.ru/2021_1/12.
2. Зиятдинов, Т.З. Мегалополисы: причины, масштабы, характеристики и про- блемы развития / Т.З. Зиятдинов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2021. № 8.
С. 35–44. URL: https://bulletinbstu.editorum.ru/ru/storage/viewWindow/74486 DOI:
10.34031/2071-7318-2021-6-8-35-44 3. Зиятдинов, Т.З. Развитие транспортных систем ядер крупных городских агло- мераций России в XXI веке / Т.З. Зиятдинов // Инженерно-строительный вестник
Прикаспия: научно-технический журнал. 2021. № 3 (37). С. 1–9.
4. Зиятдинов, Т.З. Градостроительное определение городской агломера- ции на основе функциональных ареалов // Architecture and Modern Information
Technologies. 2022. № 1 (58). С. 227–240. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/
PDF/15_zijatdinov.pdf DOI:10.24412/1998-4839-2022-1-227-240 5. Зиятдинов, Т.З. Делимитация границ городской агломерации методом функ- циональных ареалов [Электронный ресурс] / Т.З. Зиятдинов // Архитектон: из- вестия вузов. 2022. № 1 (77). URL: http://archvuz.ru/2022_1/9. doi: 10.47055/1990-
4126-2022-1(77)-9.
6. Зиятдинов, Т.З. Идентификация реального города: проблемы, определение, делимитация границ / Т.З. Зиятдинов // Академический вестник УралНИИпроект
РААСН. 2022. № 2 (53). С. 9–14. DOI 10.25628/UNIIP.2022.53.2.002. – EDN KJSDZR.
УДК
А. С. Зоцина
Научный руководитель – С. Я. Кузнецов
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ШКОЛ
НА СВЕРХЗАТЕСНЕННЫХ УЧАСТКАХ
Здания школы напрямую связанны с уровнем образования, который является показателем успеваемости детей и развития образования в стране в целом. Дети проводят 90 % своего времени в школе, а значит учебная среда оказывает влияние на здоровье ребенка, как на физическое, так и на психологическое. Архитектура школьных сооружений на прямую
212
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin связанна с процессом образования и создает пространство для обучения, игр, общения и развития социальных навыков.
В данный момент в России существует проблема проектирования школ на сверхзатеснённых участках в уже сформированной городской структуре.
Это в первую очередь школы в центральной части города, в районе исторической застройки.
Затесненными участками для проектирования считаются территории, где участок меньше нормируемого и составляет менее 80 % от норматив- ных требований из расчета площади на одно ученическое место в преде- лах 15–30 м
2
. Детям школьного возраста необходимо пространство, в ко- тором они могут взаимодействовать между собой в процессе школьного обучения, но его не хватает на сверхзатесненных территориях.
В связи с развитием городской структуры и изменениям требований орга- низации учебного процесса школьные здания, построенные в 1930–1960 го- дах в центре исторической застройки города в ряде случаев не соответствуют современным нормативам. Школьные участки чаще всего окружены за- стройкой и имеют ограниченную территорию, что осложняет задачу компо- зиционного решения. Образовательные учреждения на таких территориях строились по типовым проектам и имеют стандартный набор помещений, что не актуально в связи с развитием технологического процесса обучения, изменением нормативных требований и новых тенденций проектирования, в которых все чаще применяется принцип свободной планировки.
Для того чтобы школьная архитектура играла свою важную роль в об- разовательных целях, приемы проектирования должны учитывать текущие требования в рамках локальных ограничений. В связи с этим, необходимо заменять типовые проекты на индивидуальные.
На композиционное решения школ в основном влияют;
– распределение потоков учащихся;
– функциональное зонирование.
Основным планировочным элементом школьного здания является класс. Из классов формируются учебные блоки в соответствии с возраст- ными группами. Обычно в такой блок входят так же рекреационные зоны, санузлы и общие кабинеты. Учебные блоки связываются общими школь- ными помещениями, в которые входят:
– спортивный зал;
– кабинеты для культурно-массовой работы;
– мастерские;
– кабинетов общешкольного и производственного назначения;
– помещений административного назначения
– помещений общественного питания и медобслуживания и т. п.
Функционально-планировочная особенность школы – это «гибкие» возможности, учитывающие изменения методов и технологий образова- ния. Универсальность архитектурного пространства отражает социальную направленность и устойчивое развитие образования. Так же планировка и объемное решение школы выделяют ее значимость в городской среде.
213
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Функциональная емкость является одним из показателей эффективности использования пространства, что особо важно в ситуации с затесненны- ми участками. Несмотря на ограничения в территории, структура школы должна полностью соответствовать современным требованиям и выпол- нять необходимые функции.
Для проектирования школ на сверхзатесненных участках необходимо использование максимального количества функциональных возможностей при минимальной площади. Это в первую очередь такие способы функ- ционального решения школ как:
– сокращение специализированных помещений в пользу универсаль- ных пространств;
– компактные решения планов;
– эксплуатируемая кровля;
– многофункциональные залы;
– универсальные рекреации.
Были проведены исследования на основе мирового и отечественного опыта проектирования школ на сверхзатеснённых участках и выявлены ос- новные композиционные приемы, позволяющие максимально эффектив- но разработать проект в данных условиях. Все композиционные решения можно объединить по 6 принципам формирования пространства (рисунок):
Композиционные приемы
1. Использование атриумных пространств.
Атриумные пространства увеличивают территорию освещенных помеще- ний и создать многофункциональное общественное пространство, которое может сочетать в себе учебную и внеучебную деятельность. Данный при- ем композиционного решения позволяет создать большие рекреационные пространства, зоны общения, отдыха, проведения массовых мероприятий.
Атриумные пространства позволяют организовывать вертикальные свя- зи и свободную планировку в которой этажи – террасы условно разделя- ются на учебные зоны – «зоны интимного характера», с помощью мебели.
2. Использование верхнего света для дополнительного освещения.
Верхнее освещение в школах может быть предусмотрено в виде свето- вых фонарей, которые появляются за счёт проемов в крыше, чаще всего при скатной кровли. Данный прием позволяет получить большее количе- ство освещённых пространств не используя атриумы. Это наиболее акту- ально при недостаточной инсоляции помещений.
214
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
3. Использование пространств крыши.
На затесненных участках актуальна проблема нехватки дворовых про- странств. Одним из решений, которые позволяют увеличить их площадь, является создание открытых террас на эксплуатируемой кровле. Крыши могут быть использованы для создания на них спортивных площадок, игровых пространств, амфитеатров и форумов.
При проектировании современных школ наблюдаются тенденции со- четания открытых и закрытых пространств, приближение детей к природе с помощью озеленения кровли, которую используют в виде учебного ма- териала для занятий.
4. Использование подземного пространства.
Наряду с использованием крыши, для увеличения площади так же ис- пользуются подземные пространства. Данный прием позволяет перено- сить ниже отметки уровня земли помещения, не требующие естественного освещения. Так же возможно заглубление здания школ в котлованы, что делает помещения ниже уровня земли освещенными и позволяет не на- рушать высотный уровень застройки района проектирования. Распростра- ненный пример использования подземного пространства – двор, который смещается ниже уровня 1 этажа.
5. Создание дворового пространства.
Данный прием обусловлен созданием внутреннего двора, окруженного с 4 или 3 сторон зданием школы. Это позволяет создать безопасное, защи- щенное от шума и пыли пространство. Особенно актуально создание вну- треннего двора при территории школы, выходящей на магистральные улицы.
Одним из принципов современных школ является принцип «зеленых школ» – это объединение учебных зон с природой, что позволяет сделать организованное дворовое пространство.
6. Зонирование по возрастным группам.
Важный аспект в проектировании школы- создание грамотного функ- ционального зонирования. Планировка должна обеспечивать автономную работу разных частей школы и не позволять пересекаться разным возраст- ным группам. Рекреации и игровые площадки младших групп школьников должны функционировать отдельно от пространств, предназначенных для старшеклассников. Это достигается созданием для каждой возрастной груп- пы своей входной и вестибюльной группы и своего блока помещений, не- обходимых для обучения и внеклассной деятельности. Исключение состав- ляют пространства, предназначенные для общешкольного использования, такие как столовая, актовый зал, библиотека и другие. Так же на участке школы создаются отдельные игровые зоны для малышей и старших школь- ников, которые связанны с функциональным зонированием самого здания.
Список литературы
1. Блиндер Ю.В. Принципы проектирования пространственной структуры школьных зданий.
Цель настоящей статьи – поднять проблему развития государств, тер- ритории которых соизмеримы с габаритными размерами и площадями крупных городских агломераций, и показать отличия их функциониро- вания от государств, территории которых кратно больше сравнительно с отдельно взятыми агломерациями.
Методика исследований включает:
– графоаналитическое рассмотрение территорий государств, террито- рии которых близки по размерам крупным городским агломерациям;
– сравнительный анализ преимуществ градостроительного развития малых государств перед крупнейшими по критерию площади территории.
«Малые государства» – понятие, используемое исключительно в рамках настоящей статьи и означающее страны с площадью до 17 600 кв. км.
Понятийный аппарат статьипотребовал уточнения следующих терми- нов, приводимые значения которых используются исключительно в гра- ницах настоящей статьи:
– городская агломерация:система населенных пунктов и межселенных территорий, развивающихся при доминировании одного наиболее крупного в данной системе населенного пункта, между которыми существуют интен- сивные социально-экономические связи, реализуемые в ежедневном режиме;
– страновая агломерация (или страна-агломерация) – страна, площадь территории которой близка по значению площади городской агломерации.
Территориальные размеры стран-агломераций
Согласно Стратегии пространственного развития РФ городские агло- мерации подразделяются на крупнейшие, население которых превышает
1 млн жителей, и крупные, в которых проживает от 0,5 до 1 млн человек.
Габаритные территориальные размеры крупных городских агломера- ций, определяются, в основном, двумя факторами:
1) скоростью транспортных передвижений;
2) ментально приемлемым временем доступности ядра агломерации.
209
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Средневзвешенная скорость движения легкового автомобиля по меж- селенным магистралям составляет 70–80 км/ч (с учетом качества дорож- но-транспортной сети, погодных условий, наличия движущихся тихо- ходных транспортных средств и др.) а время доступности города-центра агломерации – от 45 мин до 1 часа [3; 4; 5; 6]. Таким образом, габа- ритный диаметр территории страны-агломерации составит 150 км, а ее площадь – 17 662 кв. км. Государств с площадью в таких пределах на- считывается 10: Кувейт – 17 818 км
2
, Свазиленд – 17363 км
2
, Восточный
Тимор – 149 001 км
2
, Багамы –139 401 км
2
, Черногория – 138 121 км
2
, Ва- нуату – 12 200 км
2
, Катар – 11 437 км
2
, Гамбия – 11 300 км
2
, Ямайка –
10 991 км
2
, Ливан – 10 452 км
2
. Страны с меньшей площадью территории относят, согласно данным отдела народонаселения ООН, к карликовым го- сударствам, особенно те, площадь которых меньше площади Люксембурга.
Условия развития стран-агломераций
Площадь территории страны-агломерации, как правило, позволяет ей размещаться в пределах одного часового пояса, что значительно упрощает управление государством, в отличие, например от Российской Федерации с ее 11-часовыми зонами (поясами).
Один климатический пояс, в пределах которого располагается страна-
агломерация, также благотворно влияет на ее функционирование, где во всех населенных местах требуется один и тот же комплекс мер реагирова- ния на природно-климатические условия (рисунок).
Страна-агломерация Кувейт. Линейный масштаб: 0–80 км
210
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Синергия страновых агломераций
В странах-агломерациях, в отличие от стран с более значительными территориальными ресурсами, может отсутствовать, и, как правило, от-
сутствует авиасообщение между населенными пунктами страны, поскольку для перевозок достаточно авто- и железнодорожного транспорта: затраты времени на передвижения являются вполне приемлемыми, в отличие от авиаперевозок, когда тратится время на поездку до аэропорта, прохож- дение контроля и т. д. Известно, что функционирование авиационного сообщения требует значительно бульших единовременных и эксплуата- ционных затрат относительно наземных видов транспорта, поэтому от- сутствие внутренних авиаперевозок обеспечивает уменьшение нагрузки на
государственный бюджет.
Внутренний железнодорожный транспорт в странах-агломерациях ос- новном электрофицированный, что сравнительно с транспортом на твер- дотопливной тяге экономичнее и экологичнее в силу отсутствия выбросов
продуктов сгорания в атмосферный воздух.
Авиатранспорт, в основном вертолеты, могут служить для экстренных слу- чаев, например, для спасательных работ. Трансграничное межгосударственное сообщение выполняется средне- и дальнемагистральными самолетами.
Вся территория страны может обслуживаться одним крупным аэропор-
том с пассажирским и грузовым терминалами, расположенным на при- емлемом расстоянии от столицы страны-агломерации.
В рассматриваемых государствах работа железнодорожных и автомобиль-
ных пассажирских вокзалов ограничивается дневным расписанием: начинается в утреннее время, с 6–7 часов, и заканчивается вечером в 18–20 часов, так как любую точку на территории страны можно достичь в течение часа. Это дает существенную экономию: уменьшается расход электроэнергии в ночное время, не требуется дополнительная оплата труда работников второй и тре- тьей смен, штат сотрудников меньше из-за отсутствия сменности труда.
Таким образом, в странах-агломерациях затраты на функционирование транспортных систем значительно ниже чем, например, в Российской Фе- дерации с ее колоссальными территориальными ресурсами и обширной арктической зоной. Кроме того, в государствах с небольшой территорией обычно больше плотность населения и более равномерное расселение на- селения. А климатические условия мягче сравнительно, к примеру, со странами северных широт: Россия, Канада, Норвегия, Швеция, Фин- ляндия, Исландия и др. Вся территория таких государств относительно равномерно расселена.
Выводы
1. Увеличение с течением времени средневзвешенных скоростей транс- портных передвижений способствует росту расстояний, преодолеваемых за единицу времени. Поэтому к странам-агломерациям в будущем можно бу- дет отнести большее число государств. Численность стран-агломераций со временем может возрастать в силу роста скорости передвижений, и рас- пространения удаленных форматов работы, – что приведет к расширению
211
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина радиуса доступности ядер и увеличению числа государств, функциониру- ющих аналогично крупным городским агломерациям, то есть к увеличе- нию числа страновых агломераций.
2. К синергетическим эффектам функционирования стран-агломераций относятся:
– относительная простота управления территорией в силу ее компактности и размещения в пределах одного климатического и одного часового поясов;
– возможность быстрого достижения отделенных районов страны-агло- мерации, за 1–1,5 часа езды на авто- и/или железнодорожном транспорте.
3. Систему расселения страновой агломерации целесообразно форми- ровать идентично структурообразованию крупно-городской агломераци- онной системы.
Список литературы
1. Зиятдинов, Т.З. Методологические предпосылки градостроительного реаги- рования на глобальные вызовы [Электронный ресурс] / Т.З. Зиятдинов // Архитек- тон: известия вузов. 2021. № 1 (73). URL: http://archvuz.ru/2021_1/12.
2. Зиятдинов, Т.З. Мегалополисы: причины, масштабы, характеристики и про- блемы развития / Т.З. Зиятдинов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2021. № 8.
С. 35–44. URL: https://bulletinbstu.editorum.ru/ru/storage/viewWindow/74486 DOI:
10.34031/2071-7318-2021-6-8-35-44 3. Зиятдинов, Т.З. Развитие транспортных систем ядер крупных городских агло- мераций России в XXI веке / Т.З. Зиятдинов // Инженерно-строительный вестник
Прикаспия: научно-технический журнал. 2021. № 3 (37). С. 1–9.
4. Зиятдинов, Т.З. Градостроительное определение городской агломера- ции на основе функциональных ареалов // Architecture and Modern Information
Technologies. 2022. № 1 (58). С. 227–240. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/
PDF/15_zijatdinov.pdf DOI:10.24412/1998-4839-2022-1-227-240 5. Зиятдинов, Т.З. Делимитация границ городской агломерации методом функ- циональных ареалов [Электронный ресурс] / Т.З. Зиятдинов // Архитектон: из- вестия вузов. 2022. № 1 (77). URL: http://archvuz.ru/2022_1/9. doi: 10.47055/1990-
4126-2022-1(77)-9.
6. Зиятдинов, Т.З. Идентификация реального города: проблемы, определение, делимитация границ / Т.З. Зиятдинов // Академический вестник УралНИИпроект
РААСН. 2022. № 2 (53). С. 9–14. DOI 10.25628/UNIIP.2022.53.2.002. – EDN KJSDZR.
УДК
А. С. Зоцина
Научный руководитель – С. Я. Кузнецов
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ШКОЛ
НА СВЕРХЗАТЕСНЕННЫХ УЧАСТКАХ
Здания школы напрямую связанны с уровнем образования, который является показателем успеваемости детей и развития образования в стране в целом. Дети проводят 90 % своего времени в школе, а значит учебная среда оказывает влияние на здоровье ребенка, как на физическое, так и на психологическое. Архитектура школьных сооружений на прямую
212
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin связанна с процессом образования и создает пространство для обучения, игр, общения и развития социальных навыков.
В данный момент в России существует проблема проектирования школ на сверхзатеснённых участках в уже сформированной городской структуре.
Это в первую очередь школы в центральной части города, в районе исторической застройки.
Затесненными участками для проектирования считаются территории, где участок меньше нормируемого и составляет менее 80 % от норматив- ных требований из расчета площади на одно ученическое место в преде- лах 15–30 м
2
. Детям школьного возраста необходимо пространство, в ко- тором они могут взаимодействовать между собой в процессе школьного обучения, но его не хватает на сверхзатесненных территориях.
В связи с развитием городской структуры и изменениям требований орга- низации учебного процесса школьные здания, построенные в 1930–1960 го- дах в центре исторической застройки города в ряде случаев не соответствуют современным нормативам. Школьные участки чаще всего окружены за- стройкой и имеют ограниченную территорию, что осложняет задачу компо- зиционного решения. Образовательные учреждения на таких территориях строились по типовым проектам и имеют стандартный набор помещений, что не актуально в связи с развитием технологического процесса обучения, изменением нормативных требований и новых тенденций проектирования, в которых все чаще применяется принцип свободной планировки.
Для того чтобы школьная архитектура играла свою важную роль в об- разовательных целях, приемы проектирования должны учитывать текущие требования в рамках локальных ограничений. В связи с этим, необходимо заменять типовые проекты на индивидуальные.
На композиционное решения школ в основном влияют;
– распределение потоков учащихся;
– функциональное зонирование.
Основным планировочным элементом школьного здания является класс. Из классов формируются учебные блоки в соответствии с возраст- ными группами. Обычно в такой блок входят так же рекреационные зоны, санузлы и общие кабинеты. Учебные блоки связываются общими школь- ными помещениями, в которые входят:
– спортивный зал;
– кабинеты для культурно-массовой работы;
– мастерские;
– кабинетов общешкольного и производственного назначения;
– помещений административного назначения
– помещений общественного питания и медобслуживания и т. п.
Функционально-планировочная особенность школы – это «гибкие» возможности, учитывающие изменения методов и технологий образова- ния. Универсальность архитектурного пространства отражает социальную направленность и устойчивое развитие образования. Так же планировка и объемное решение школы выделяют ее значимость в городской среде.
213
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Функциональная емкость является одним из показателей эффективности использования пространства, что особо важно в ситуации с затесненны- ми участками. Несмотря на ограничения в территории, структура школы должна полностью соответствовать современным требованиям и выпол- нять необходимые функции.
Для проектирования школ на сверхзатесненных участках необходимо использование максимального количества функциональных возможностей при минимальной площади. Это в первую очередь такие способы функ- ционального решения школ как:
– сокращение специализированных помещений в пользу универсаль- ных пространств;
– компактные решения планов;
– эксплуатируемая кровля;
– многофункциональные залы;
– универсальные рекреации.
Были проведены исследования на основе мирового и отечественного опыта проектирования школ на сверхзатеснённых участках и выявлены ос- новные композиционные приемы, позволяющие максимально эффектив- но разработать проект в данных условиях. Все композиционные решения можно объединить по 6 принципам формирования пространства (рисунок):
Композиционные приемы
1. Использование атриумных пространств.
Атриумные пространства увеличивают территорию освещенных помеще- ний и создать многофункциональное общественное пространство, которое может сочетать в себе учебную и внеучебную деятельность. Данный при- ем композиционного решения позволяет создать большие рекреационные пространства, зоны общения, отдыха, проведения массовых мероприятий.
Атриумные пространства позволяют организовывать вертикальные свя- зи и свободную планировку в которой этажи – террасы условно разделя- ются на учебные зоны – «зоны интимного характера», с помощью мебели.
2. Использование верхнего света для дополнительного освещения.
Верхнее освещение в школах может быть предусмотрено в виде свето- вых фонарей, которые появляются за счёт проемов в крыше, чаще всего при скатной кровли. Данный прием позволяет получить большее количе- ство освещённых пространств не используя атриумы. Это наиболее акту- ально при недостаточной инсоляции помещений.
214
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
3. Использование пространств крыши.
На затесненных участках актуальна проблема нехватки дворовых про- странств. Одним из решений, которые позволяют увеличить их площадь, является создание открытых террас на эксплуатируемой кровле. Крыши могут быть использованы для создания на них спортивных площадок, игровых пространств, амфитеатров и форумов.
При проектировании современных школ наблюдаются тенденции со- четания открытых и закрытых пространств, приближение детей к природе с помощью озеленения кровли, которую используют в виде учебного ма- териала для занятий.
4. Использование подземного пространства.
Наряду с использованием крыши, для увеличения площади так же ис- пользуются подземные пространства. Данный прием позволяет перено- сить ниже отметки уровня земли помещения, не требующие естественного освещения. Так же возможно заглубление здания школ в котлованы, что делает помещения ниже уровня земли освещенными и позволяет не на- рушать высотный уровень застройки района проектирования. Распростра- ненный пример использования подземного пространства – двор, который смещается ниже уровня 1 этажа.
5. Создание дворового пространства.
Данный прием обусловлен созданием внутреннего двора, окруженного с 4 или 3 сторон зданием школы. Это позволяет создать безопасное, защи- щенное от шума и пыли пространство. Особенно актуально создание вну- треннего двора при территории школы, выходящей на магистральные улицы.
Одним из принципов современных школ является принцип «зеленых школ» – это объединение учебных зон с природой, что позволяет сделать организованное дворовое пространство.
6. Зонирование по возрастным группам.
Важный аспект в проектировании школы- создание грамотного функ- ционального зонирования. Планировка должна обеспечивать автономную работу разных частей школы и не позволять пересекаться разным возраст- ным группам. Рекреации и игровые площадки младших групп школьников должны функционировать отдельно от пространств, предназначенных для старшеклассников. Это достигается созданием для каждой возрастной груп- пы своей входной и вестибюльной группы и своего блока помещений, не- обходимых для обучения и внеклассной деятельности. Исключение состав- ляют пространства, предназначенные для общешкольного использования, такие как столовая, актовый зал, библиотека и другие. Так же на участке школы создаются отдельные игровые зоны для малышей и старших школь- ников, которые связанны с функциональным зонированием самого здания.
Список литературы
1. Блиндер Ю.В. Принципы проектирования пространственной структуры школьных зданий.