Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 924

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

215
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
2. Кузнецов С.Я. Архитектурное проектирование школ.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. М.:
Педагогика, 1983. С. 303–323.
4. Холкина Н.А. Создание единого воспитательного пространства школы.
5. Черноушек. М.: Психология жизненной среды. 1989. С. 5–8.
УДК
А. С. Зоцина
Научный руководитель – С. Я. Кузнецов
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
ЛАНДШАФТНЫЙ КОМПОНЕНТ В КОМПОЗИЦИОНОМ РЕШЕНИИ
ШКОЛ НА СВЕРХЗАТЕСНЕННЫХ УЧАСТКАХ
Роль ландшафтного компонента при проектировании и реконструкции школ на затесненных участках имеет большое значение, так как необхо- димо использовать максимальные ресурсы территории при ограниченном территориальном факторе.
Затесненным участком считается территория, которая меньше норми- руемой и составляет 80 % от требований. Нормативная площадь для участ- ка школы составляет 15–30 м
2
на одно ученическое место.
Как правило, школьный участок не только является территорией для отдыха и подвижных игр, но и используется как природная лаборато- рия для трудового образования школьников. Ландшафтный компонент школы в форме растительности пространства становится продолжением учебного класса.
Территорию школы можно разделить на зоны: зона отдыха и занятий на открытом пространстве; спортивная зона; хозяйственная зона; тех- нические проезды. На затесненных участках сложно соблюдать норма- тивное пропорциональное соотношение зон, что приводит к трудностям при проектировании новых школ или реконструкции в данных случаях.
Существуют общие приемы организации школьного участка. Спортивная зона является одной из самых больших по территории, ее необходи- мо отделить от тихих зон и фасада здания. Перед фасадом здания раз- мещается площадка для проведения торжественных линеек. Площадки отдыха старших и младших учеников необходимо разделять, чтобы из- бежать смешивания потока возрастных групп. Игровые площадки для детей младших классов отличаются от мест отдыха старшеклассников.
Они наполняются игровыми элементами для детей от 6 до 10 лет, кото- рые могут включать в себя так же геопластику и холмы. В детских зонах размещаются уголки тихого отдыха и ожидания для родителей. Так же при проектировании детских площадок для младшего школьного возрас- та следует учитывать и интересы данной возрастной группы. Покрытие для таких площадок чаще всего предусматривают из резиновой крошки.
Для отдыха старшеклассников оборудуют участки с твердым покрыти- ем. Зоны отдыха старших детей включают в себя более тихие места для общения и коммуникации между сверстниками.


216
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Для увеличения полезной площади школы возможно заглубление школьного двора ниже уровня земли, что так же позволяет увеличить этажность, не нарушая высотного ряда исторической застройки.
Важную роль в формировании среды школы играют растения. Чтобы деревья и кустарники не затеняли здание школы, их высаживают не бли- же 10 м, а кустарники – 5 м от стен школы. Защитная полоса из деревьев и кустарников по периметру участка со стороны улиц и транспортных проездов имеет ширину 4–6 м. Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непри- нужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолю- бие, бережное и рациональное отношение к природе.
Примером формирования школьных территорий в затесненной город- ской структуре может служить проект школы в культурном центре горо- да Фредериксберг в Дании архитектурного бюро Cobe. Школа культуры и музыки представляет собой культурно-историческую зону, определяе- мую бывшим культовым зданием «Radio House» – каноническим образ- цом датского модернизма, спроектированным Вильгельмом Лауритценом и открытым в 1945 году. Школа представляет собой кампус из нескольких небольших зданий, соединенных одним общим коридором, что способ- ствует взаимодействию между творческими группами пользователей. Ос- новной идеей проекта являлось создание единой среды для школьников и музыкантов, так как рядом располагается консерватория. Школа и кон- серватория объединяют территорию, принимая во внимание сложность участка – различные ориентации существующих зданий (рис. 1).
Рис. 1. Школа культуры и музыки в городе Фредериксберг.
Проектное решение ориентации зданий

217
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Использование пространства крыши является еще одним приемом в решении школ на затесненных участках. Данное решение мы мо- жем видеть в проекте начальной школы Мулан в Китае, провинция
Гуандун (рис. 2).
Рис. 2. Начальная школа Мулан в Китае, провинция Гуандун
Плоскость крыши представляет собой непрерывную ленту, которая поднимается от земли в виде ряда ступеней, образующих новое обще- ственное пространство и классную комнату на открытом воздухе, которые затем становятся крышей, а затем снова опускаются, образуя плоскость земли, которая определяет край двора. Ступени перемежаются небольши- ми микро-дворами, которые продолжаются в библиотеку, у которой есть собственный внутренний двор.
Таким образом, можно сделать вывод, что двор школы должен учи- тывать территориальные особенности участка, потребности учеников, в зависимости от их возрастной группы и окружающую застройку. Так же территорию школы необходимо разделять по возрастным группам, так как младшим и старшим школьникам требуется разный набор функ- ций. Например, для старших более предпочтительны универсальные площадки для отдыха на свежем воздухе и общения, а младшим же нуж- ны активные игровые зоны.
Список литературы
1. Блиндер Ю.В. Принципы проектирования пространственной структуры школьных зданий.
2. Кузнецов С.Я. Архитектурное проектирование школ. С. 20–21.
3. Приходько П.И. Садовая ландшафтная композиция. К.: Будивельник, 1977.
4. https://www.archdaily.com/376589/mulan-primary-school-rural-urban-framework,
05.02.23.


218
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
УДК 725.56
Э. А. Ибрагимова
Научный руководитель – Д. Д. Попова
Московский государственный академический художественный институт имени
В.И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва, Россия
РЕКРЕАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ –
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Доля пожилых людей в общей структуре населения растет быстрее, чем какая-либо другая возрастная группа. На мировой карте появляется все больше государств с более чем 7 % населения старше 65 лет. По оценкам
ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше насчитывало в 2000 году
600 миллионов человек, что почти втрое превышало численность этой возрастной группы в 1950 году (205 миллионов человек). В 2009 году она превысила 737 миллионов человек, а к 2050 году составит более 2 милли- ардов человек, ещё раз утроившись за период времени в 50 лет
1
Учитывая происходящие в настоящее время знаменательные демогра- фические изменения и необходимость оказания помощи пожилым людям, началось активное развитие таких понятий как «активное долголетие»,
«здоровое старение», «успешное старение», «качественное старение».
Впервые понятие активного долголетия было сформулировано в 2002 г. в Рамочной стратегии активного долголетия ВОЗ. Оно определялось как
«процесс оптимизации возможностей для обеспечения здоровья, участия в жизни общества и защищенности человека с целью улучшения качества его жизни в ходе старения».
Основные принципы активного долголетия были включены в итого- вый документ второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения –
Мадридский международный план действий по проблемам старения
2002 года. Основные идеи этого документа и некоторых других представ- лены в таблице.
В связи с развитием концепции активного долголетия появляются раз- личные медицинские и социальные программы для пожилых людей – они находятся в фазе активного развития (рисунок).
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   38

Центры гериатрии. Гериатрия – частный раздел геронтологии, зани- мающийся изучением, профилактикой и лечением болезней старческо- го возраста. История первого Российского Городского гериатрического медико-социального центра начинается с 1985 года в Санкт-Петербурге.
В штатное расписание были введены должности социальных работников, патронажных медсестёр; организовывалась работа в разных направлениях, например – группа профилактики преждевременного старения; впервые в лечебном учреждении появился такой специалист как подиатр [1].
Центры гериатрии с точки зрения архитектурной типологии относятся к объектам медицинского назначения, основные структурные элементы – врачебные, процедурные кабинеты, палаты.
1
URL: https://www.rbc.ru/economics/23/08/2013/57040e499a794761c0ce0f23 (дата обращения 10.02.2023).

219
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Основные идеи, направления международных программ и документов в отношении пожилых людей
Наименование документа
Содержание
Венский международный план дей-
ствий по проблемам старения
(принят Первой Всемирной ас- самблеей по проблемам старения,
Мадрид, 5–6 августа 1982 года)
Этот документ содержал призыв к принятию конкретных мер по таким вопросам, как:
– здравоохранение и питание,
– защита пожилых людей,
– жилищное строительство и окружаю- щая среда,
– семья,
– социальное обеспечение,
– гарантированность дохода и занятости, образование,
– сбор и анализ исследовательских данных
2
Принципы Организации Объединенных
Наций в отношении пожилых людей
(приняты резолюцией 46/91 Гене- ральной Ассамблеи от 16 декабря
1991 года)
– Независимость
– Участие
– Уход
– Реализация внутреннего потенциала
– Достоинство
3
Рамочная стратегия активного
долголетия ВОЗ,
2002 г.
Одновременное осуществление мер по трем основным направлениям:
1) здоровье;
2) участие;
3) защищенность
4
Мадридский международный план
действий по проблемам старения
2002 года
(принят Второй Всемирной ас- самблеей по проблемам старения,
Мадрид, 8–12 апреля 2002 года)
Приоритетные направления:
I. Участие пожилых людей в развитии
II. Обеспечение здравоохранения и благо- состояния в пожилом возрасте
III. Создание благоприятных условий
5
Ввиду актуальности вопроса в России опубликован свод правил
СП 144.13330.2012 «Центры и отделения гериатрического обслуживания правила проектирования» [4].
Поликлиническое гериатрическое отделение рекомендуется включать в качестве структурного подразделения в состав лечебно-профилактиче- ского учреждения (ЛПУ), в составе таких отделений могут располагаться: дневной стационар, стационар на дому, кабинеты реабилитации.
2
URL: https://www.un.org/ru/global-issues/ageing (дата обращения 10.02.2023).
3
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/oldprinc.shtml (дата обращения 10.02.2023).
4
https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/360906541.pdf (дата обращения 10.02.2023).
5
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ageing_program_ch2.shtml#sa1 (дата обращения
10.02.2023).


220
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Основные направления развития социальной и медицинской инфраструктуры для старших возрастных групп
Центры активного долголетия. Целью проекта является формирование и развитие мотивации граждан пожилого возраста на продление актив- ного образа жизни. Его задача – вовлечь пожилых людей в творчество, занятия физкультурой, получение новых знаний и навыков. Центры активного долголетия (фактически это общественные центры для старших возрастных групп, названия могут варьироваться) открываются сегодня во многих странах и городах. На конец 2022 года в Москве функционирова- ли 71 центр московского долголетия. Подразумевается активность и вне пределов центра: например, организуются экскурсионные поездки – это одна из самых популярных активностей в рамках проекта «Активное дол- голетие» в России. По информации пресс-службы Комитета по туризму
Московской области, более 23 тыс. жителей Подмосковья серебряного возраста с начала 2021 года смогли познакомиться с достопримечатель- ностями региона [2].
С точки зрения архитектуры «центры активного долголетия» это объек- ты, включающие такие помещения как классы для занятий, залы – акто- вые, спортивные. Центры могут размещаться во встроенных или пристро- енных помещениях или отдельно стоящих специализированных зданиях.
Один из зарубежных известных аналогов – это Seniors center(можно перевести как общественные центры для пожилых людей). Один из таких центров расположен в Вашингтоне. Вашингтонский центр пожилых лю- дей – это некоммерческая организация, которая помогает удовлетворять потребности пожилых людей. Программа в центре разнообразна: можно посещать компьютерные классы, пикники, вечеринки и пр.

221
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Еще один аналог это Centers for Healthy Living (CHL) – социально-оз- доровительный центр или центр здорового образа жизни. Исследование таких центров (типологии новой именно в такой формулировке и актив- но развивающейся) проведено американской проектной командой Perkins
Eastman в 2016 г. Центр здорового образа жизни (CHL) – это типология нового здания, которая поддерживает пожилых людей во всех восьми аспектах хорошего самочувствия. В состав функциональных блоков вхо- дят: залы с тренажерами; помещения для водных видов спорта (например, бассейн, джакузи, сауна, терапевтический бассейн); групповые фитнес- классы; аудитории, большие многофункциональные залы, центры про- ведения мероприятий, конференц-залы, столовые, театры; тренажерные залы для физиотерапии, учебные и технологические помещения, меди- цинские/клинические помещения; часовни, духовные центры, художе- ственные галереи и пр. [6].
Университеты третьего возраста – это международное движение, цель которого состоит в том, чтобы обучать и стимулировать к получению новых знаний людей старшего возраста, в основном людей, вышедших на пенсию. Первый институт образования пенсионеров был основан еще в 1962 году в Нью-Йорке. Уже тогда общемировая тенденция ста- рения населения стала очевидной. И именно с этого момента ведет от- счет современная система образования для пожилых. Сейчас она разви- вается во многих странах, например, в России: например, российский университет третьего возраста, разработанный при поддержке Центра технологий электронного правительства ИДУ Университета ИТМО или
Московский Серебряный Университет МГПУ. Программы проходят как непосредственно в центрах социального обслуживания по месту жительства, так и на площадках при университетах [3, 5]. С точки зре- ния архитектурной типологии речь идёт об образовательных учрежде- ниях – ячейково-зальных системах.
Таким образом, можно заключить, что актуальная медико-социальная проблема активного долголетия решается в настоящее время развитием отдельных направлений в области медицины (гериатрии), досуга, обра- зования, что отражает основные идеи концепции активного долголетия и международной политики в отношении пожилых людей (таблица). Соз- дание таких центров в настоящее время происходит точечно (рисунок).
Предлагается дополнить существующую сеть объектов многофункциональ-
ными рекреационными комплексами для пожилых людей, объединяющими следующие функциональные блоки:
центр специализированной медицинской консультативной помощи для
людей пожилого возраста (гериатрия), с программами отдыха и реабилита- ции (по типу санатория) различной продолжительности. Целью программ является поддержание здоровья и увеличение продолжительности периода самостоятельного обслуживания;
досуговый социальный центр – с помещениями для кружков, сек- ций, спортивных занятий, бассейном, библиотекой и пр. Сюда мож- но приезжать каждый день (если комплекс расположен в удобной