ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 928
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
222
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin пешеходной или транспортной доступности), на будни (а на выход- ные возвращаться в семью или к себе домой), на выходные, взяв с со- бой детей или внуков;
– образовательный центр, где могут быть реализованы образователь- ные программы, публичные лекции и пр.
– жилой блок (речь идёт о временном проживании).
Таким образом, формируется более активный, функционально насы- щенный центр притяжения как самих пожилых людей (усиление ком- муникации, взаимодействия), так и специалистов в области медицины, образования, социального обслуживания, основной аудиторией которых являются пожилые люди. Такая среда позволяет в более интенсивном ре- жиме отвечать на существующие проблемы старения и выявлять новые.
В зависимости от длительности программ (могут предусматриваться раз- ные варианты – от краткосрочных (1–2 дня) до продолжительных (2 не- дели – месяц)) функциональные блоки центра могут посещаться целена- правленно или комплексно.
Многофункциональные рекреационные комплексы для пожилых людей целе- сообразно создавать в благоприятных климатических условиях, способству- ющих оздоровлению и поддержанию здоровья (например, в курортных го- родах, на берегу моря или реки, что позволяет организовать пляжную зону, создать систему открытых общественных пространств – парков с прогулоч- ными маршрутами различной сложности), при этом находящихся в радиу- се комфортной транспортной доступности от населенных пунктов. Таким образом, многофункциональные рекреационные комплексы для пожилых людей содержательно близки санаторным комплексам, при этом направлены на специализированное обеспечение потребностей пожилых людей.
Типологически такие комплексы могут быть решены как группа ар- хитектурных объектов с различными вариантами связей функциональ- ных блоков: а) отдельно стоящие; б) связанные системами переходов, галерей;
в) блокированные.
Список литературы
1. История гериатрической службы. URL: http://gerdoctor.ru/istoriya geriatricheskoj_sluzhbi (дата обращения 10.02.2022).
2. Официальный сайт «Правительства и Губернатора Московской Области» https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/aktivnoe-dolgoletie-kak-rabotaet- proekt-dlya-pozhilykh-zhitelei-podmoskovya
3. Серебряный Университет МГПУ. URL: https://su.mgpu.ru/ (дата обращения
10.02.2022).
4. СП 158.13330.2014 https://docs.cntd.ru/document/1200110514?marker=7D20K3
(дата обращения 10.02.2022).
5. Университет третьего возраста // Университет ИТМО. URL: https://u3a.itmo.
ru/ (дата обращения 10.02.2022).
6. Centers for Healthy Living: Providing Whole-Person Wellness to Seniors // Perkins
Eastman. URL: https://www.perkinseastman.com/white-papers/centers-for-healthy-living- providing-whole-person-wellness-to-seniors/ (date of access 10.02.2022).
223
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
УДК 727
В. Р. Игошина
Научные руководители – О. В. Королева, Е. С. Гущина
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ
ЦЕНТР КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО
РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА
Сфера образования является одной наиболее дискуссионных тем в ин- формационной среде. Это неудивительно, учитывая то значение, которая играет качественная подготовка кадров для обеспечения темпов научно-тех- нического прогресса и успешного функционирования общества. С каждым годом этот прогресс становится всё стремительнее, меняется системный подход к обучению и работе. Теперь студент может получить всю необхо- димую информацию через современные образовательные ресурсы в сети, прослушать лекции от преподавателей в онлайне, отправить задание на электронную почту и получить оценку с кратким комментарием. Цифро- визацию образования форсировала пандемия – время, в которое квартира или комната в общежитии стала для учащегося лекционной аудиторией, рабочим кабинетом и библиотекой, а сообщения в мессенжерах заменили реальные встречи с одногруппниками и преподавателями. Условия жиз- ни изменились, к этим изменениям быстро адаптировали образовательную среду. Согласно опросу, проведенному Национальным исследовательским университом «Высшая школа экономики» совместно с Томским государ- ственным университетом (ТГУ), наиболее часто студенты при переходе на дистанционный формат обучения испытывали проблемы из-за недостатка общения с товарищами, говорили о проблемах с техникой и стабильным подключением к интернету, а также о сложности обучения в домашней обстановке. В итогах опроса отмечено, что неудовлетворенность новым форматом обучения усиливалось со временем [1].
Другой проблемой, связанной с неуспеваемостью обучающихся, явля- ется прокрастинация. Это явление описывается психологами как фено- мен откладывания выполнения первостепенных задач на потом, заменяя их более лёгкими занятиями (часто просмотром социальных сетей или уборкой в доме). Такое поведение вызывает стресс, чувство вины, по- терю продуктивности, недовольство окружающих из-за невыполнения обязательств. Комбинация этих чувств может спровоцировать дальнейшее откладывание дел. Согласно исследованиям магистранта Омского государ- ственного педагогического университета К.С. Черниковой до 85 % студен- тов страдают от проявлений прокрастинации, скорее всего это связано со спецификой учебного процесса [2, 3].
Зарубежный показывает, что комфортные условия работы и учёбы по- ложительно влияют на продуктивность и психологический комфорт че- ловека. Студент может выполнять самостоятельные задания дома, где его
224
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin ожидает постоянная отвлекаемость на домочадцев и повседневные обя- занности, провоцируя вышеописанные проблемы.
Другими доступными вариантами являются библиотека или кафетерий.
В первом случае учащийся решается возможности обсуждения и работы в ко- манде. Во втором – рискует получить большой чек, ведь в заведениях нельзя проводить время ничего не заказывая. Студентам творческих специальностей эти места вовсе недоступны, архитекторы работают с широкоформатными под- рамниками, художникам необходимы мольберты для самостоятельных занятий.
Решением задачи обеспечения обучающихся местами для самостоя- тельной работы может стать создание многофункционального студенче- ского учебного центра, обладающего следующими критериями:
● привлекательный внешний вид. Выразительный архитектурный об- лик повышает интерес к объекту;
● многофункциональность. Многофункциональность заключается в со- четании в одном здании нескольких типов помещений, отвечающих раз- ным потребностям его посетителей;
● качественное наполнение. Для эффективной работы необходимы удобные и разнообразные места, такие как рабочие столы с розетками, ди- ваны и пуфы, современное оборудование, конференц-залы и мастерские, а также достаточное освещение и стабильное подключение к сети Wi-Fi;
● транспортная доступность;
На данный момент не существует специальной литературы, норма- тивных документов и методических пособий для проектирования зданий подобного типа. Для более целостного представления о наполнении учеб- ного центра необходимо выявить его функциональные зоны на основе зарубежных аналогов. Для удобства можно разделить пространство на ра- бочую и нерабочую зоны.
Основной структурной единицей центра является открытое рабочее пространство – коворкинг. Слово «коворкинг» (от англ. co-working – со- вместная работа) – это пространство, оборудованное всем необходимым как для индивидуальной, так и для групповой работы, что способствует созданию учебной атмосферы и дисциплинирует, является благодатной почвой для общения, создания новых и укрепления имеющихся социаль- ных связей (рис. 1) [4]. Чаще всего коворкинги организуются по принци- пу «open-space», который заключается в большом количестве свободного пространства, рабочими местами, разделёнными перегородками либо по- средством зонирования помещения с помощью планировок и дизайнер- ских приёмов (цветовые акценты, сочетание различных типов напольных и настенных покрытий, платформы и т. д.) [5].
Другие обязательные элементы рабочей зоны – библиотека с зоной для чтения, лекционные и конференц-залы, мастерские для студентов, работающих традиционными материалами, с широкими столами и моль- бертами (рис. 2).
Нерабочее пространство как правило включает в себя вестибюль, вы- ставочную зону, совмещённую с зоной отдыха и неформального общения, а также предприятие общественного питания.
225
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Рис. 1. Проект коворкинга MIX-MAX в г. Красноярск
Рис. 2. Культурно-образовательное пространство Охта Lab в г. Санкт-Петербург
226
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
На основе вышеизложенного составим схему функционального зони- рования студенческого учебного центра:
Схема. Взаиморасположение функциональных зон студенческого учебного центра.
Таким образом многофункциональный студенческий центр позволяет обеспечить обучающихся не только качественными рабочими местами для обучения, но и предлагает новое пространство для проведения различных мастер классов, тематических лекций, конференций, сборов студенческих отрядов и других объединений на базе высших учебных заведений, орга- низации выставок по различным тематикам.
Размещение здания в структуре города, как и внутреннее наполнение, влияет на количество его посетителей. В мировой практике объекты, вы- полняющие функции открытого рабочего пространства, как правило нахо- дятся на территории кампусов (студенческих городков) или представлены в виде нескольких этажей учебного корпуса. Для России подобная модель не очень подходит, т. к. большинство университетов расположены в плот- ной городской застройке и не имеют ни достаточной открытой внутренней площади, ни требуемой площади участка [6]. Так оптимальным решением будет размещение объекта в пределах селитебной территории города, при этом, в средних и больших городах рекомендуется приближение много- функционального студенческого учебного центра к существующим учеб- ным заведениям в пределах 30-минутной транспортной доступности.
Анализ территории г. Пензы, с целью поиска оптимального места рас- положения объекта в структуре города позволил выявить участок в гра- ницах улиц Крупской и Гагарина. Место отвечает всем необходимым требованиям: близость высшего учебного заведения, наличие территори- ально-строительного ресурса, хорошая транспортная доступность.
Таким образом, в ходе исследования проведен обзор мирового опыта строительства и проектирования студенческих учебных центров, определе- но основное функциональное наполнение объекта и выявлен в структуре города участок для строительства студенческого центра.
227
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Список литературы
1. Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020/5f3bbdae9a7947d167de
1a41 (Дата обращения 23.11.2022).
2. Черникова К.С. Студенческий коворкинг-центр. 2020. С. 3–4.
3. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы ис- следования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121–129.
4. Любченко О.А., Ганичева А.Н., Каитов А.П. К вопросу о разработке ковор- кинговой среды в современном вузе. 2018. С. 1–2.
5. Шкунова А.А., Лебедева Т.Е. Организация открытого образовательного про- странства в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершен- ствования. 2019. № 2 (36). С. 115–119.
6. Моторина Ю.В., Москвин Н.А. Формирование пространства университет- ских кампусов с целью создания благоприятных условий с учетом современных требований и развития в структуре города // Вестник РУДН, серия Агрономия и животноводство. 2013. № 5. С. 76–84.
УДК 378.1
А. В. Измайлова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ДВОРЕЦ-ПАВИЛЬОН САН-СУСИ В ПОТСДАМЕ
Статья посвящена одному из самых известных дворцов Гогенцоллер- нов, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме.
Эскизы для резиденции прусский король Фридрих II создал сам, и дворец в стиле рококо был возведен по проекту архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.
В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия.
Дворец Сан-Суси
Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан-
Суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградники появились в Бранденбургской марке ещё в XIII в., но никогда прежде они не занимали здесь центральное место в художественном оформлении декоративных садов монархов. Виноградные террасы Сан-Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок.
Виды на сады появились благодаря решению Фридриха Великого раз- бить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I де- ревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в стро- ящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы. Центральная часть шести широ- ких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. Под холмом, в партере
228
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты плохо владели фонтан- ным делом. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Вене- ры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. Венеру и Меркурия работы скульптора Жана-Батиста
Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в ма- стерской Франсуа-Гаспара Адама, руководившего основанным Фридри- хом Великим французского скульптурного ателье в Берлине. Дополнения в так называемую «французскую рондель» вносились до 1764 года.
Рис. 1. Эскиз дворца Сан-Суси, сделанный рукой Фридриха II
13 января 1745 года указом, Фридрих Великий распорядился о строитель- стве загородного дома в Потсдаме. По его эскизам архитектор Георг Венцес- лаус фон Кнобельсдорф создал проект будущего Сан-Суси. Кнобельсдорф
229
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина предложил Фридриху возвести цокольный этаж, оборудованный погре- бами, и перенести здание к самому краю верхней террасы, чтобы оно хорошо смотрелось из «партера», но Фридрих отказался. Ему требовалось не представительное здание, а уютный жилой дом в стиле рококо, соот- ветствовавший его личным потребностям, где бы культура быта сочета- лась с живой природой. По замыслу Фридриха дворец Сан-Суси должен быть одноэтажным, а цоколем ему должен был служить сам холм. Фри- дрих отказался от длинных лестниц, из внутренних помещений он хотел выходить непосредственно на широкую террасу, ведущую в сад. Фридрих
II принимал активное участие в процессе создания всех возводимых для него архитектурных сооружений как с административной, так и с художе- ственной точки зрения. Эскизы создавались по заданным им параметрам, до начала строительства составлялась предварительная смета расходов. Ра- боты начинались только с разрешения от короля. Он вмешивался во все дела и хотел знать обо всём до мелочей, что часто приводило к разногла- сиям между архитекторами и королём. Автократическая сущность Фридри- ха ограничивала творческие идеи Кнобельсдорфа, покорно следовавшего желаниям своего своенравного заказчика. Спустя два года после начала строительства 1 мая 1747 года несмотря на то, что ещё не все залы дворца были готовы, состоялось торжественное открытие виноградарского дворца.
В мирное время Фридрих жил во дворце с конца апреля до начала октября.
Здание дворца предназначалось исключительно для короля и приглашён- ных им гостей. После вступления на трон в 1740 году Фридрих отдал своей супруге Елизавете-Христине Брауншвейг-Бевернской дворец Шёнхаузен под Берлином. Сан-Суси был дворцом «sans femmes» – без женщин.
Стиль рококо выделял частную и публичную зоны. Репрезентатив- ным целям в соответствии с этим служил потсдамский Городской дво- рец, построенный при Великом курфюрсте Фридрихе Вильгельме в 1662–
1669 годах и разрушенный в 1945 году. Реконструкция Городского дворца в Потсдаме, где Фридрих жил зимой, проводилась одновременно со стро- ительством Сан-Суси. Потсдам превратился в настоящую королевскую резиденцию, в то время Берлин и дворец Шарлоттенбург, где Фридрихом был возведён с восточной стороны так называемый «Новый флигель», оказались на втором плане. В Сан-Суси прусский монарх сочинял му- зыку, музицировал и предавался философии. Он сурово управлял своей страной и жил скромно и без роскоши. Его скромность с возрастом пре- вратилась в скупость. Фридрих Великий запрещал ремонтировать дворец снаружи и с большим неудовольствием терпел ремонт внутри дворца.
По своим скромным для королевского дворца размерам Сан-Суси, из двенадцати помещений которого Фридрих Великий обитал только в пяти, соответствовал изменениям в придворной архитектуре, произошедшим в середине XVIII в. Барочные дворцы-резиденции, строившиеся с середи- ны XVII в. по образцу Версаля, демонстрировали политическую и эконо- мическую мощь своих владельцев. Размеры этих роскошно оформленных сооружений часто значительно превышали те, которые были собственно необходимы для резиденции и размещения соответствующего положению