Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 934

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

297
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Список литературы
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Небоскрёб [1].
2. Терранова А., Спирито Д. Самые удивительные небоскребы мира / Пер. с англ. Т. Лисицина, науч. ред. А. Тарранова. М.: АСТ, 2008 [2].
3. Хасанов И. Пожарная безопасность высотных зданий [3].
4. Терранова А. Небоскребы [4].
5. http://www.rsvpu.ru/filedirectory/5666/art-2011-12-1095.pdf.
УДК
М. Е. Лапина
Научный руководитель – О. В. Королева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»,
Пенза, Россия
АРХИТЕКТУРНАЯ АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЙ
В архитектуре часто рассматриваются исключительно темы влияния света и цвета на человека, однако также на комфортное пребывание лю- дей в помещении влияет и звук. Хорошая слышимость, звукоизоляция, подавление бытовых шумов и усиление музыкальных звуков в помеще- нии – актуальные вопросы, которые необходимо учитывать при проекти- ровании зданий и помещений.
Целью данного исследования является выявление проблем, связанных с восприятием звука в архитектуре и методов нейтрализации звукового дискомфорта в помещении. В ходе изучения акустики в архитектуре были сформулированы следующие задачи:
1) предоставить основные определения, связанные с восприятием зву- ка в архитектуре;
2) на основе обзора научной и нормативной литературы выявить ме- тоды и технологии нейтрализации звукового дискомфорта в архитектуре;
3) определить методы, влияющие на обеспечение высокого качества звучания в помещениях различного назначения.
В соответствии с научными источниками звук интерпретируется как физическое явление, представляющее собой распространение упругих волн в газообразной, жидкой или твёрдой среде. В узком смысле под звуком подразумевают акустические волны, воспринимаемые органами чувств. Источником звука может выступать тело, совершающее механиче- ские колебания по определённому закону.
Считается, что человек способен улавливать звуковые колебания ча- стотой звука лежащей от 20 Гц до 20 кГц. Порог слышимости – мини- мальная величина звукового давления, при которой звук данной частоты может быть ещё воспринят ухом человека. Болевой порог – это уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором человек чув- ствует боль. Болевой порог индивидуален для каждого, один и тот же уро- вень раздражения может выразиться как в незначительной, так и в силь- ной боли для разных людей.
Архитектурная акустика занимается исследованием помещений в соответ- ствии с нормами порога слышимости и болевого порога, для комфортного


298
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin пребывания людей в помещениях. Процессы распространения, поглоще- ния и отражения звуковых волн в здании являются основными вопро- сами, рассматриваемыми в архитектурной акустике. Цели исследований делятся на две основные группы: создание хорошей слышимости и звуко- изоляции. Для этого используются приёмы проектирования залов с пре- красной слышимостью и звучанием, а также нейтрализации и подавлении шумов в зданиях разного назначения.
Проблемы изоляции помещений от проникающих извне звуков вы- делены в настоящее время в самостоятельную область – строительную акустику. Одной из ее основных задач является решение проблем зву- копередачи во внешней оболочке здания. Главные пути проникновения шума в здание – крыши, карниз, стены, окна, дверь.
Акустика интерьера раскрывает вопрос о том, каким образом в за- крытом помещении слушатель воспринимает, помимо прямого звука от источника, ещё и ряд его запаздывающих повторений, возникающих в ре- зультате отражения от поверхностей. Следует различать акустику интерье- ров больших (условно объёмом более 100–150 м³) и малых помещений, проектирование которых имеет существенные различия. Понятие архитек- турных и акустических размеров и соотношение между ними определяет оптимальную реакцию помещения на звуковое возбуждение, соответству- ющую жанровой направленности звуковоспроизведения.
Акустическое проектирование больших залов (включающее в себя вы- бор площади и формы зала, размещение слушателей, применение матери- алов для стен, рассеивающих и поглощающих конструкций, установка от- дельных элементов и т. п.) чаще всего подразумевает выбор компромиссных решений. В залах большой вместимости, наряду с известными архитектур- ными приёмами, условия слышимости улучшают применением электрон- ных систем звукоусиления с коррекцией акустических параметров зала.
Уровень шума в квартирах зависит от расположения дома относитель- но источников шума, внутренней планировки помещений различного на- значения, звукоизоляции конструкций здания, оснащения его инженерно- технологическим и санитарно-техническим оборудованием. Источники шума в окружающей человека среде можно разделить на две большие группы – внутренние и внешние.
В соответствии с видом шума выбирается метод его устранения, так для нейтрализации внешних шумов используются в строительстве различ- ные материалы. Широко распространены звукопоглощающие материалы, которые поглощают звуковую энергию благодаря однородной пористой структуре. Примером эффективных звукопоглощающих материалов яв- ляются минераловатные плиты на различных связующих, гипсовые и т. д.
В случае нейтрализации внутренних шумов используются архитектур- но- планировочные мероприятия. Правильная планировка производствен- ных и жи- лых помещений помогает не только убрать нежелательные шумы, но и улучшить акустические свойства здания и помещений.
В случае шумных производств взаимная ориентация зданий решает- ся так, чтобы стороны зданий с окнами и дверями были против глухих


299
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина сторон. Наиболее шумные и вредные производства рекомендуется ком- плектовать в отдельные комплексы с обеспечением разрывов между от- дельными ближними объектами согласно санитарным нормам. Внутри по- мещения также объединяются с шумными технологиями, ограничивается число рабочих подверженных воздействию шума. Разрывы между цехами с шумной технологией и другими зданиями следует озеленить.
Внутренние шумы в жилой застройке, возникающие из-за оборудо- вания, например, лифтов, предполагают специальную планировку по- мещений. При проектировании жилых секций учитывается смежное расположение санитарных узлов, кухни и складских помещений с лест- нично-лифтовым узлом.
При проектировании городов необходимо разделение территории на зоны: селитебную (жилую), промышленную, коммунально-складскую и внешнего транспорта, с соблюдением согласно нормативам санитарно-за- щитных зон при разработке генплана. Жилая застройка должна располагать- ся на расстоянии не менее 100 м от края проезжей части скоростных дорог.
Для устранения неблагоприятного влияния шума на здоровье человека решающее значение имеют санитарно-гигиенические нормативы допусти- мых уровней звука. Цель гигиенического нормирования – профилактика функциональных расстройств и заболеваний. Главный принцип регламен- тации шума – медико-биологическое обоснование норм путем проведения лабораторных и натурных исследований в естественных условиях влияния шума на различные возрастные и профессиональные группы населения.
Основные акустические требования к зрительным залам и обществен- ным помещениям: обеспечение всех зрителей достаточной звуковой энер- гией, обеспечение оптимального времени реверберации в зале, создание диффузного звукового поля, исключающего возможность образования та- ких акустических дефектов как эхо, фокусировка звука и т. д.
Преследуя цель улучшения акустических свойств общественных поме- щений и концертных залов, архитектурная акустика изучает методы устра- нения реверберации- процесса постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Качество звучания в залах оце- нивается: временем реверберации и структурой ранних отражений звука.
Влияние формы залов на их акустические качества. Три весьма суще- ственных для акустики соображения при проектировании залов касаются вопросов объема помещения, его формы и поглощения звука.
Объем помещения определяется в соответствии с интенсивностью звуков, которые будут в нем возникать, так прямоугольная форма залов предполагает устройство отражателей в передней части боковых стен. При длинной форме зала, необходимо сделать расходящиеся стены и расчле- нить их поверхность, чтобы устранить эффект «порхающего эха». В залах с криволинейной формой плана распределение первых отражений зависит от угла раскрытия боковых стен.
Распределение отраженного передней частью потолка звука можно улучшить устройством над сценой отражателя, направляющего звук к бо- лее удаленным зрителям. Архитектурная акустика учитывает существование


300
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin двух типов естественных отражений: направленное и диффузное отраже- ние звука. Характер отражения звука зависит от размеров отражающей поверхности и длины волны падающего звука. Построение отражений от плоских поверхностей производится с помощью метода мнимого ис- точника звука, который подразумевает нейтрализацию фокусировки или концентрации звуков в зале.
Неграмотная архитектурная акустика объекта приводит к плохой слыши- мости, искаженному звучанию, отражению звука, некачественной звукоизо- ляции. На этапе проектирования, реконструкции или ремонта необходимо учитывать характеристики помещения: назначение, технические особенно- сти, форму, площадь, вместительность, реверберацию помещения и т. д.
Важными шагами на этапе разработки проекта здания являются: моде- лирование на основе расчётов архитектуры зала, определение оптимально- го расположения объектов в пространстве, подбор строительных и отде- лочных материалов, проектирование расположения акустических панелей.
На сегодняшний день имеется ряд объемно-планировочных меропри- ятий, позволяющих нейтрализовать звуковой дискомфорт или обеспечить высокое качество звучания.
Список литературы
1. Архитектурная акустика // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. (Авторы:
Г.А. Гольдберг, В.В. Фурдуев.) (дата обращения: 25.11.22; 12:50).
2. Ганус К. Архитектурная акустика, пер. с нем. М., 1963 (дата обращения:
02.12.22; 18:40).
3. Ингерелев Ф. Акустика в современной строительной практике, пер. с англ.
М., 1957 (Дата обращения: 26.11.22; 16:50).
4. Гинкин Г.Г. Справочник по радиотехнике. 3-е, испр. и доп. М. – Л.: Обо- ронгиз, 1939 (дата обращения: 25.11.22; 13:50).
5. СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-
03-2003 (с Изменениями № 1, 2, 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://
docs.cntd.ru/document/1200084097 (дата обращения: 24.11.22; 16:40).
УДК 721
Т. В. Левина
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ РЕКРЕАЦИОННО ДОСУГОВЫХ
КОМПЛЕКСОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЗЕМЛИ
В статье изложена информация о существующих и создаваемых под- земных городах. Рассматривается как влияют архитектурные сооружения под землей на восстановление жилого пространства горожанина. На ос- нове проведенного исследования выявлены идентичные подходы, которые повлияют на формирование архитектуры рекреационно досуговых ком- плексов в экстремальных условиях.
Неблагоприятная обстановка, нехватка земли, направляют на поиск новых подходов для восстановления жилого пространства горожанина.


301
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   38