ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 933
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальность вопроса подтверждается новой госпрограммой – дальней- шее развитие коммунальной, транспортной, социальной, туристической и иной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для жизни, минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружа- ющую среду [2]. Одним из таких направлений являются малоизученные города под землей.
Цель статьи рассказать о результатах проведенного исследования и применяемых технологиях при проектировании, реализации и эксплу- атации объектов подземного строительства в мире для дальнейшего ос- мысления и развития полученных знаний в формировании архитектуры рекреационно досуговых комплексов в экстремальных условиях.
С давних времен люди искали разные варианты защитных сооруже- ний. Почти в каждой стране мира существуют подземные города, соз- данные в разные времена. Изучая существующие практики подземного строительства, далее будет приведен синопсис трех объектов:
1. Reso – существующий самый большой подземный город в мире яв- ляется центром в Монреале, Канада (рис. 1, цветная вкладка). Открытие состоялось в 1962 году и сейчас город продолжает развиваться. Ежедневно им пользуется более 500 000 человек. В него можно попасть из 120 входов, расположенных снаружи. Неотъемлемая польза для людей – это комфорт- ное пребывание, работа и отдых в городе в снежные, ветренные зимы и жаркое, знойное лето. Необычный город очень популярен среди тури- стов, в нем есть все что нужно для интересного и полезного изучения: метро, рестораны, торговый центры, места культуры и отдыха. Идея соз- дания принадлежит архитектору Винсенту Понте [3].
2. Спортивный парк Цюйчжоу расположен в Китае (рис. 2, цветная вкладка).Объект площадью 699 040 квадратных метров. Архитекторы от- казались от традиционной модели городского строительства, состоящей из обычных больших квадратных зданий. Компания MAD спроектировала здания с большими проемами, пропускающими свет в подземные про- странства. На сегодняшний день завершен первый этап строительства – стадион. Объект спроектирован так, чтобы использовать вторичную воду, что снизит потребление энергии и колебания температуры.
Парк включает в себя стадион вместимостью 30 000 человек, спортив- ный зал на 10 000 человек, плавательный бассейн, открытые вспомогатель- ные тренировочные площадки, центр обслуживания и опыта спортсменов, а также музей науки и техники и детский уголок. Здания встроены в зем- лю, при этом фасад исчезает в местности, покрытый зеленью, и стано- вится частью ландшафта. По окончанию строительства это будет самым большой подземный объект в мире [4].
3. Проект создания сети подземных городов в нескольких десятках ме- тров от поверхности земли предложил Деннис Кристиан Шмидт Вормс,
Германия. (рис. 3, цветная вкладка). В подземном городе жилые кварталы будут располагаться по кругу вокруг озера. Озеро будет помогать регули- ровать климат внутри города и будет являться центром для разнообразных
302
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin видов досуга. Транспорт в город и из города будет осуществляться через систему метро. Система вентиляции, расположенная в потолке, будет совмещена с вертикальными фермами что позволит выращи- вать зеленые культуры. Предложение заключается в создании городов глубоко под поверхностью земли в попытке защитить от изменения климата и стихийных бедствий, таких как штормы, торнадо и повы- шение температуры [5].
Возникновение проблемы подземного строительства в городах об- условлено такими градостроительными факторами, как недостаток сво- бодных территорий, необходимость разуплотнения исторически сложив- шейся застройки, создание систем скоростного и непрерывного движения общественного, специального и индивидуального транспорта, сохранение историко-архитектурных ансамблей, развитие систем культурно-бытового и коммунального обслуживания и др. [1].
Исходя из вышеизложенного есть общие тенденции: при созда- нии подземных городов освобождается бесценное пространство для парков, скверов и прогулок. Можно реконструировать исторический центр сохраняя архитектурное наследие и развивать туризм. Для го- родов с жарким или холодным климатом подземные пространства позволяют с комфортом переносить экстремальные температуры.
Коммуникации не зарываются в землю, а становятся частью инже- нерной системы, которые удобно обслуживать, развивать. Подзем- ные города можно связывать между собой, создавая взаимосвязан- ную структуру.
На основании проведенного исследования, можно утверждать, что раз- витие подземного строительства позволит создать устойчивые связи между старыми и новыми объектами, обеспечит безопасность жизнедеятельности человека. Даст новое направление для развития туризма и позволит улуч- шить экологию.
Необходимо более глубоко изучить материал строительства подземных городов, систематизировать информацию и обработать полученные дан- ные для создания методов формирования архитектуры рекреационно до- суговых комплексов в экстремальных условиях.
Список литературы
1. Сапрыкина Н.А. Формирование Экоустойчивого пространства обитания бу- дущего / Н.А. Сапрыкина. М.: Курс, 2022.
2. Комплексная пятилетняя государственная программа «Строительство». –
URL: http://government.ru/docs/46765/ (дата обращения: 06.02.2023).
3. Reso, подземный город, Монреаль, Канада. – URL: https://montrealvisitorsguide.
com/reso-underground-city-la-ville-souterraine/
(дата обращения: 06.02.2023).
4. Спортивный парк, город Цюйчжоу, провинция Чжэцзян, Китай. – URL: http://www.i-mad.com/work/construction-breaks-ground-on-mads-quzhou-sports- campus/?cid=4 (дата обращения: 06.02.2023).
5. «Пещерный город», автор Деннис Кристиан Шмидт Вормс, Германия. –
URL: https://www.dezeen.com/2021/11/11/cave-city-dennis-christian-schmidt-redesign- the-world-finalist/ (дата обращения: 06.02.2023).
303
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
УДК 771.01/.09
Ю. В. Лисенкова
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ В XXI ВЕКЕ
Значение города как основного места притяжения людей для жизни и деятельности с каждым годом возрастает. Густонаселенность и много- образие городского населения создают предпосылки для возникновения множества разнообразных функциональных сценариев, которые требу- ют создания уникальных городских пространств для их осуществления.
Это вновь подтверждает высказывание Джейн Джейкобс о том, что: «чем больше ниш предоставляет городская экосистема для разнообразных жиз- ненных форм и средств к существованию, тем больший объем жизни она способна пропускать через себя» [1]. Поэтому большое разнообразия принципов формирования городских пространств является естественной потребностью развития современных городов.
Архитектура XXI века особенно интересна тем, что все известные ме- тоды, стили и принципы формирования проектных решений, которые существовали ранее, актуальны и по сей день наряду с новыми кон- цепциями организации городских пространств. Так например, площадь
Филлипс в центре Монреаля, спроектированная архитектурным бюро
Provencher_Roy в 2020 году, представляет собой пример современной пло- щади, построенной по классическим законам симметричной композиции.
Такое решение продиктовано не только историческими предпосылками формирования городского пространства, но и желанием авторов проек- та подчеркнуть, что на данной площади собрано архитектурное наследие разных временных эпох, и таким образом объединить существующий кон- текст в единый архитектурный ансамбль (рис. 1, 2.). И в тоже время мы можем видеть такие футуристические проекты, которые строятся на ос- новании криволинейных закономерностей композиционного построения, подчеркивая таким образом потребность в динамических, импульсивных коммуникативных пространствах, ориентированных на современные ар- хитектурные концепции, как например V-Plaza в городе Каунас в Литве, спроектированная архитектурным бюро 3deluxe (рис. 3).
Надо признать, что в существующем многообразии современных про- ектов городских площадей можно увидеть все возможные варианты гео- метрических построений пространства: от четких сеток до параметрически программируемых форм; от четких геометрических форм до футуристиче- ских нелинейных систем.
Кроме композиционных закономерностей геометрических постро- ений в работе с городскими площадями и пространствами интересно проявляется прием работы с масштабностью архитектурных решений.
Тема композиционных приёмов в формировании масштабности очень сложна. Каждый автор имеет право по-своему отнести к трактовке по- нятия масштабности в создании индивидуального образа архитектурного
304
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin сооружения. Объемно-пространственные формы находятся между собой в многообразных соотношениях, поэтому мы можем видеть нарочито укрупненный или уменьшенный масштаб, где концепция проекта сроит- ся на контрастности восприятия масштабности архитектурного объекта по отношению к окружающему контексту и человеку. Один из примеров работы с масштабностью архитектурного сооружения может послужить проект детского сада «The Playscape» в Пекине, архитектурное бюро waa, концепция которого заключалась в создании игровой среды, которая вне- дрялась в существующий контекст как некий фантастический игровой пейзаж с возможностью развития множества игровых сценариев.
Рис. 1, 2. Площадь Филлипс в Монреале. Фасад и план. Архитектурное бюро Provencher_Roy
Рис. 3. Площадь V-Plaza, г. Каунас в Литве. Архитектурное бюро 3deluxe
305
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Прием работы с масштабностью в этом проекте можно назвать «ни- велирование» масштабности – попытка прировнять масштаб среды, по- строенной относительно ребенка со средой, ориентированной на взрос- лого человека. Авторы отлично справились с задачей благодаря тому, что для внешней оболочки они использовали криволинейную поверхность, которая из-за своей пластичности и отсутствию ярко выраженных члене- ний смогла сгладить разность масштабов и создать комфортную среду для детского игрового пространства (рис. 4). Примером приема «укрупнения» масштабности является проект «Петля мудрости» в городе Ченду в Китае, архитектурное бюро Powerhouse Company. Авторы в соответствии с на- званием проекта воплотили вневременную архитектурную концепцию для музея современных технологий, объединив крыши всех построек единой криволинейной петлей, которая также является и пешеходным маршру- том для горожан. Размер этой пешеходной трассы настолько кардинально отличается от других близлежащих пешеходных трасс, что объект вос- принимается как нечто гигантское в окружающем городском контексте
(рис. 5). Если говорить о приеме «Уменьшения» масштабности, то его можно увидеть на примере проекта «The Green Embassy» архитектора
Steffen Impgaard в городе Орхус в Дании, который создал в рамках про- екта «Попробуй Орхаус на вкус» небольшое творческое пространство для дегустаций, встреч, общения чтобы пробудить интерес к внутреннему миру города. Это своеобразное первое «Зародышевое» пространство для целого проекта. Концепция данного сооружения построена на создании пространства, со масштабного утробе матери, находясь в таком простран- стве человек может остановиться, подумать, осознать себя, окружающий его мир и найти новые формы общения с родным городом. Снаружи со- оружение напоминает большой желудь, что вызывает на мгновение ощу- щение, что ты лилипут в городе Гулливера. Архитектор намеренно умень- шил масштабность сооружения по отношению к окружающему контексту, чтобы усилить контрастность ощущений внутри и снаружи (рис. 6).
Рис. 4. Детский сад «The Playscape» в Пекине. Архитектурное бюро waa
306
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Рис. 5. «Петля мудрости» в городе Ченду в Китае. Архитектурное бюро Powerhouse Company
Рис. 6. «The Green Embassy» в городе Орхус в Дании. Архитектор Steffen Impgaard
Интересно также рассмотреть новые типологий общественных про- странств, которые появляются в связи с новыми требования к исполь- зованию существующих городского контекста. Стремление максимально эффективно использовать сложившуюся городскую ткань, заставляет ар- хитекторов внимательно исследовать контекст и выявлять места-разрывы в линейной последовательности города, которые создают возможности для
307
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина конфликта и диссонанса. Такие места Ричард Сеннет называет «нарратив- ными пространствами», возникающими из-за того, что современные города становятся более фрагментарными из-за слишком ограничивающего опре- деления функций и сегрегации пространств [3]. Тенденцию ко внутренней разобщенности в больших городах также отмечает Ян Гейл [2], что ведет не только к проблемам архитектурного формата, но и к возникновению социальных проблем. К таким пространствам можно отнести узкие про- странства между домами, тупиковые закоулки и изолированные небольшие пространства, некомфортные для использования. Работая с местами-раз- рывами, архитекторы восстанавливают непрерывность последовательности событий в городской ткани, и меняют социальный колорит городских про- странств. Примером такого решения может послужить проект реконструк- ции пешеходного пути в неблагополучном районе Коббе в Ливане финан- сируемый ООН-Хабитат, выполненное архитектурным бюро EVA Studio.
Работа с такими пространства необходима, для улучшения качества жизни жителей этих районов и улучшения вопроса безопасности. Целью проек- та было сохранить этнические особенности культуры местного населения, поэтому авторы использовали местный керамический материал с уникаль- ными этническими узорами, что сделало это «нарративное пространство» более дружелюбным, безопасным и аутентичным (рис. 7).
Рис. 7. Проект пешеходного пути в Коббе в Ливане. Архитектурным бюро EVA Studio
Стоит также отметить, что последовательность современных городских пространств имеет не только линейное развитие в горизонтальном на- правлении, но и выстраивает вертикальные соединения городской ткани.
Это создает предпосылки для новых стратегических сценариев, обеспе- чивает разнообразие опыта и устраняет незапланированные стихийные
Цель статьи рассказать о результатах проведенного исследования и применяемых технологиях при проектировании, реализации и эксплу- атации объектов подземного строительства в мире для дальнейшего ос- мысления и развития полученных знаний в формировании архитектуры рекреационно досуговых комплексов в экстремальных условиях.
С давних времен люди искали разные варианты защитных сооруже- ний. Почти в каждой стране мира существуют подземные города, соз- данные в разные времена. Изучая существующие практики подземного строительства, далее будет приведен синопсис трех объектов:
1. Reso – существующий самый большой подземный город в мире яв- ляется центром в Монреале, Канада (рис. 1, цветная вкладка). Открытие состоялось в 1962 году и сейчас город продолжает развиваться. Ежедневно им пользуется более 500 000 человек. В него можно попасть из 120 входов, расположенных снаружи. Неотъемлемая польза для людей – это комфорт- ное пребывание, работа и отдых в городе в снежные, ветренные зимы и жаркое, знойное лето. Необычный город очень популярен среди тури- стов, в нем есть все что нужно для интересного и полезного изучения: метро, рестораны, торговый центры, места культуры и отдыха. Идея соз- дания принадлежит архитектору Винсенту Понте [3].
2. Спортивный парк Цюйчжоу расположен в Китае (рис. 2, цветная вкладка).Объект площадью 699 040 квадратных метров. Архитекторы от- казались от традиционной модели городского строительства, состоящей из обычных больших квадратных зданий. Компания MAD спроектировала здания с большими проемами, пропускающими свет в подземные про- странства. На сегодняшний день завершен первый этап строительства – стадион. Объект спроектирован так, чтобы использовать вторичную воду, что снизит потребление энергии и колебания температуры.
Парк включает в себя стадион вместимостью 30 000 человек, спортив- ный зал на 10 000 человек, плавательный бассейн, открытые вспомогатель- ные тренировочные площадки, центр обслуживания и опыта спортсменов, а также музей науки и техники и детский уголок. Здания встроены в зем- лю, при этом фасад исчезает в местности, покрытый зеленью, и стано- вится частью ландшафта. По окончанию строительства это будет самым большой подземный объект в мире [4].
3. Проект создания сети подземных городов в нескольких десятках ме- тров от поверхности земли предложил Деннис Кристиан Шмидт Вормс,
Германия. (рис. 3, цветная вкладка). В подземном городе жилые кварталы будут располагаться по кругу вокруг озера. Озеро будет помогать регули- ровать климат внутри города и будет являться центром для разнообразных
302
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin видов досуга. Транспорт в город и из города будет осуществляться через систему метро. Система вентиляции, расположенная в потолке, будет совмещена с вертикальными фермами что позволит выращи- вать зеленые культуры. Предложение заключается в создании городов глубоко под поверхностью земли в попытке защитить от изменения климата и стихийных бедствий, таких как штормы, торнадо и повы- шение температуры [5].
Возникновение проблемы подземного строительства в городах об- условлено такими градостроительными факторами, как недостаток сво- бодных территорий, необходимость разуплотнения исторически сложив- шейся застройки, создание систем скоростного и непрерывного движения общественного, специального и индивидуального транспорта, сохранение историко-архитектурных ансамблей, развитие систем культурно-бытового и коммунального обслуживания и др. [1].
Исходя из вышеизложенного есть общие тенденции: при созда- нии подземных городов освобождается бесценное пространство для парков, скверов и прогулок. Можно реконструировать исторический центр сохраняя архитектурное наследие и развивать туризм. Для го- родов с жарким или холодным климатом подземные пространства позволяют с комфортом переносить экстремальные температуры.
Коммуникации не зарываются в землю, а становятся частью инже- нерной системы, которые удобно обслуживать, развивать. Подзем- ные города можно связывать между собой, создавая взаимосвязан- ную структуру.
На основании проведенного исследования, можно утверждать, что раз- витие подземного строительства позволит создать устойчивые связи между старыми и новыми объектами, обеспечит безопасность жизнедеятельности человека. Даст новое направление для развития туризма и позволит улуч- шить экологию.
Необходимо более глубоко изучить материал строительства подземных городов, систематизировать информацию и обработать полученные дан- ные для создания методов формирования архитектуры рекреационно до- суговых комплексов в экстремальных условиях.
Список литературы
1. Сапрыкина Н.А. Формирование Экоустойчивого пространства обитания бу- дущего / Н.А. Сапрыкина. М.: Курс, 2022.
2. Комплексная пятилетняя государственная программа «Строительство». –
URL: http://government.ru/docs/46765/ (дата обращения: 06.02.2023).
3. Reso, подземный город, Монреаль, Канада. – URL: https://montrealvisitorsguide.
com/reso-underground-city-la-ville-souterraine/
(дата обращения: 06.02.2023).
4. Спортивный парк, город Цюйчжоу, провинция Чжэцзян, Китай. – URL: http://www.i-mad.com/work/construction-breaks-ground-on-mads-quzhou-sports- campus/?cid=4 (дата обращения: 06.02.2023).
5. «Пещерный город», автор Деннис Кристиан Шмидт Вормс, Германия. –
URL: https://www.dezeen.com/2021/11/11/cave-city-dennis-christian-schmidt-redesign- the-world-finalist/ (дата обращения: 06.02.2023).
303
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
УДК 771.01/.09
Ю. В. Лисенкова
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ В XXI ВЕКЕ
Значение города как основного места притяжения людей для жизни и деятельности с каждым годом возрастает. Густонаселенность и много- образие городского населения создают предпосылки для возникновения множества разнообразных функциональных сценариев, которые требу- ют создания уникальных городских пространств для их осуществления.
Это вновь подтверждает высказывание Джейн Джейкобс о том, что: «чем больше ниш предоставляет городская экосистема для разнообразных жиз- ненных форм и средств к существованию, тем больший объем жизни она способна пропускать через себя» [1]. Поэтому большое разнообразия принципов формирования городских пространств является естественной потребностью развития современных городов.
Архитектура XXI века особенно интересна тем, что все известные ме- тоды, стили и принципы формирования проектных решений, которые существовали ранее, актуальны и по сей день наряду с новыми кон- цепциями организации городских пространств. Так например, площадь
Филлипс в центре Монреаля, спроектированная архитектурным бюро
Provencher_Roy в 2020 году, представляет собой пример современной пло- щади, построенной по классическим законам симметричной композиции.
Такое решение продиктовано не только историческими предпосылками формирования городского пространства, но и желанием авторов проек- та подчеркнуть, что на данной площади собрано архитектурное наследие разных временных эпох, и таким образом объединить существующий кон- текст в единый архитектурный ансамбль (рис. 1, 2.). И в тоже время мы можем видеть такие футуристические проекты, которые строятся на ос- новании криволинейных закономерностей композиционного построения, подчеркивая таким образом потребность в динамических, импульсивных коммуникативных пространствах, ориентированных на современные ар- хитектурные концепции, как например V-Plaza в городе Каунас в Литве, спроектированная архитектурным бюро 3deluxe (рис. 3).
Надо признать, что в существующем многообразии современных про- ектов городских площадей можно увидеть все возможные варианты гео- метрических построений пространства: от четких сеток до параметрически программируемых форм; от четких геометрических форм до футуристиче- ских нелинейных систем.
Кроме композиционных закономерностей геометрических постро- ений в работе с городскими площадями и пространствами интересно проявляется прием работы с масштабностью архитектурных решений.
Тема композиционных приёмов в формировании масштабности очень сложна. Каждый автор имеет право по-своему отнести к трактовке по- нятия масштабности в создании индивидуального образа архитектурного
304
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin сооружения. Объемно-пространственные формы находятся между собой в многообразных соотношениях, поэтому мы можем видеть нарочито укрупненный или уменьшенный масштаб, где концепция проекта сроит- ся на контрастности восприятия масштабности архитектурного объекта по отношению к окружающему контексту и человеку. Один из примеров работы с масштабностью архитектурного сооружения может послужить проект детского сада «The Playscape» в Пекине, архитектурное бюро waa, концепция которого заключалась в создании игровой среды, которая вне- дрялась в существующий контекст как некий фантастический игровой пейзаж с возможностью развития множества игровых сценариев.
Рис. 1, 2. Площадь Филлипс в Монреале. Фасад и план. Архитектурное бюро Provencher_Roy
Рис. 3. Площадь V-Plaza, г. Каунас в Литве. Архитектурное бюро 3deluxe
305
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Прием работы с масштабностью в этом проекте можно назвать «ни- велирование» масштабности – попытка прировнять масштаб среды, по- строенной относительно ребенка со средой, ориентированной на взрос- лого человека. Авторы отлично справились с задачей благодаря тому, что для внешней оболочки они использовали криволинейную поверхность, которая из-за своей пластичности и отсутствию ярко выраженных члене- ний смогла сгладить разность масштабов и создать комфортную среду для детского игрового пространства (рис. 4). Примером приема «укрупнения» масштабности является проект «Петля мудрости» в городе Ченду в Китае, архитектурное бюро Powerhouse Company. Авторы в соответствии с на- званием проекта воплотили вневременную архитектурную концепцию для музея современных технологий, объединив крыши всех построек единой криволинейной петлей, которая также является и пешеходным маршру- том для горожан. Размер этой пешеходной трассы настолько кардинально отличается от других близлежащих пешеходных трасс, что объект вос- принимается как нечто гигантское в окружающем городском контексте
(рис. 5). Если говорить о приеме «Уменьшения» масштабности, то его можно увидеть на примере проекта «The Green Embassy» архитектора
Steffen Impgaard в городе Орхус в Дании, который создал в рамках про- екта «Попробуй Орхаус на вкус» небольшое творческое пространство для дегустаций, встреч, общения чтобы пробудить интерес к внутреннему миру города. Это своеобразное первое «Зародышевое» пространство для целого проекта. Концепция данного сооружения построена на создании пространства, со масштабного утробе матери, находясь в таком простран- стве человек может остановиться, подумать, осознать себя, окружающий его мир и найти новые формы общения с родным городом. Снаружи со- оружение напоминает большой желудь, что вызывает на мгновение ощу- щение, что ты лилипут в городе Гулливера. Архитектор намеренно умень- шил масштабность сооружения по отношению к окружающему контексту, чтобы усилить контрастность ощущений внутри и снаружи (рис. 6).
Рис. 4. Детский сад «The Playscape» в Пекине. Архитектурное бюро waa
306
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Рис. 5. «Петля мудрости» в городе Ченду в Китае. Архитектурное бюро Powerhouse Company
Рис. 6. «The Green Embassy» в городе Орхус в Дании. Архитектор Steffen Impgaard
Интересно также рассмотреть новые типологий общественных про- странств, которые появляются в связи с новыми требования к исполь- зованию существующих городского контекста. Стремление максимально эффективно использовать сложившуюся городскую ткань, заставляет ар- хитекторов внимательно исследовать контекст и выявлять места-разрывы в линейной последовательности города, которые создают возможности для
307
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина конфликта и диссонанса. Такие места Ричард Сеннет называет «нарратив- ными пространствами», возникающими из-за того, что современные города становятся более фрагментарными из-за слишком ограничивающего опре- деления функций и сегрегации пространств [3]. Тенденцию ко внутренней разобщенности в больших городах также отмечает Ян Гейл [2], что ведет не только к проблемам архитектурного формата, но и к возникновению социальных проблем. К таким пространствам можно отнести узкие про- странства между домами, тупиковые закоулки и изолированные небольшие пространства, некомфортные для использования. Работая с местами-раз- рывами, архитекторы восстанавливают непрерывность последовательности событий в городской ткани, и меняют социальный колорит городских про- странств. Примером такого решения может послужить проект реконструк- ции пешеходного пути в неблагополучном районе Коббе в Ливане финан- сируемый ООН-Хабитат, выполненное архитектурным бюро EVA Studio.
Работа с такими пространства необходима, для улучшения качества жизни жителей этих районов и улучшения вопроса безопасности. Целью проек- та было сохранить этнические особенности культуры местного населения, поэтому авторы использовали местный керамический материал с уникаль- ными этническими узорами, что сделало это «нарративное пространство» более дружелюбным, безопасным и аутентичным (рис. 7).
Рис. 7. Проект пешеходного пути в Коббе в Ливане. Архитектурным бюро EVA Studio
Стоит также отметить, что последовательность современных городских пространств имеет не только линейное развитие в горизонтальном на- правлении, но и выстраивает вертикальные соединения городской ткани.
Это создает предпосылки для новых стратегических сценариев, обеспе- чивает разнообразие опыта и устраняет незапланированные стихийные