Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 926

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

319
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Мечеть окрашена в белый цвет, чтобы отражать прямые солнечные лучи. Западная сторона представляет собой зеленую стену, покрытую ви- ноградными лозами. Для затемнения и охлаждения молитвенный зал при- поднят над уровнем земли, чтобы улучшить естественный приток воздуха.
Территория проекта покрыта газоном, а вокруг здания высажены низко- рослые кустарники и растения для охлаждения конструкции через испа- рение. Деревья с толстыми высокими, такие как кокосовые пальмы, были посажены для охлаждения здания, не препятствуя ветру собственными высоко расположенными кронами. Кроме того, природные элементы ис- пользовались для кондиционирования здания и улучшения микроклимата внутренних помещений, для улучшения качества наружного воздуха, мак- симизации естественной вентиляции и обеспечении оптимального днев- ного освещения. Решетчатая башня минарета имеет на своей вершине ветряной генератор. Конструкция ветряной мельницы установлена на вы- соте 70 футов (более 21 метра). Такое расположение турбины увеличивает суммарный выход энергии. Вершина минарета открыта с западной и юж- ной сторон и имеет форму ветрового ковша, сквозь который обеспечива- ется проветривание прохладным воздухом в молитвенном зале.
Все энергетические потребности мечети удовлетворены за счет воз- обновляемых источников энергии, таких как ветер и солнце, что делает ее одной из первых в мире экологически чистых зеленых мечетей с нуле- вым потреблением энергии. Использование обоих источников обусловле- но метеорологическими факторами. Сильные ветры преобладают с июня по октябрь, но уровень солнечной энергии достаточно низкий. С ноября по май имеет преимущество солнечная погода, но скорость ветра зна- чительно снижена. Таким образом, гибридная система включает в себя
60 % энергии ветра и 40 % солнечной энергии. В рамках проекта были установлены светодиодные светильники и светильники T-5, а также энер- гоэффективные вентиляторы с сертификатом BEE. Все эти эффективные приспособления сводят к минимуму потребность здания в электроэнер- гии. Сбережение водных ресурсов обеспечивает оснащение водопрово- дной арматурой «Pressmatic», такой как смесители с низким расходом и двойной слив для экономии воды. Глобальные экологические факторы при строительстве устраняют принцип использования местных ресурсов, ведение жизненного цикла проекта по правилу 5R, что имеет расшиф- ровку «Refuse-Reduce-Reuse-Recycle-Rot» («Отказ-Сокращение-Повторное использование-Переработка-Регенерация»).
Выводы
Из этой статьи можно сделать вывод, что определение эко-мечети имеет долгосрочную перспективу. Приставка «эко» включает в себя по- нятия не только зеленых насаждений, но и сбережение ресурсов и сохра- нение окружающей среды.
Исследование показывает, что проектирование здания требует понимать стратегию в формировании концепции проекта исходя из существующего геогра- фического местоположения, чтобы определить эффективные возобновляемые


320
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin источники и технологии. Затем следует применить архитектурный подход устойчивости, чтобы свести к минимуму экологический ущерб, снизить стоимость строительства, но при этом удовлетворить потребности эксплу- атации. Применение зеленого подхода позволяет пользователям получить снижение эксплуатационных расходов на обслуживание здания.
Три основных аспекта устойчивости соответствуют сути мечети: от- ношение к окружающей среде (расположение, доступность, зеленая зона, сохранение ресурсов), социальные факторы (деятельность, общественное пространство и совместное участие) и экономические факторы (местный бизнес и экономия средств).
Социальная устойчивость играет важную роль как еще одно требова- ние для экологически чистых и устойчивых подходов к проектированию мечетей. Социальный и духовный баланс сообщества можно повысить че- рез религиозные мероприятия, проводимые в мечети. Мечеть должна быть сконструирована как многофункциональный комплекс, который имеет общее пространство для разнообразной деятельности и коммуникации.
Список литературы
1. Хотейт, А. (2015). Современные архитектурные тенденции и их влияние на символическую и духовную функцию мечети. Международный журнал текущих
Исследования. 13547-13558.
2. Серагельдин И. (1996). Архитектура современной мечети, 12-19.
3. Шукуров Ш.М. Архитектура современной мечети. Истоки. М.: Прогресс-
Традиция, 2014. 232 с.
4. Энциклопедия религии. 2005. Мечеть: Архитектурные Аспекты. Получено с http://ic.galegroup.com.
5. Утаберта Н., Асиф Н. и Хамза З. (2016). Оценка возможных инновационных и устойчивых подход мечети в современном мире. Журнал. Дизайн.
УДК
Мбисси Фасси Сефф Осхи Кредди, А. Р. Варфоломеева
Научный руководитель – Е. Г. Лапшина
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА НАРОДОВ АФРИКИ:
РАСПИСНЫЕ ДОМА ПОСЕЛКА ТИЕБЕЛЕ
Mbissi Fassi Seff Oshi Creddy, A. R. Varfolomeeva
Conseiller scientifique – E. G. Lapshina
Université d’État d’architecture et de construction de Penza, Russie, Gabon
ARCHITECTURE TRADITIONNELLE DES PEUPLES D’AFRIQUE:
LES MAISONS PEINTES DU VILLAGE TIEBELE
Западноафриканское государство Буркина-Фасо (рис. 1) до 1984-го года было известно под названием Верхняя Вольта. Название страны означает
«родина честных людей» или «страна людей с отважным сердцем». На

321
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина территории современной Буркина-Фасо с XIV века существовали госу- дарства Уагадугу, Ятенга, Тенкодого и Фадан-Гурма. В конце XIX века началась колонизация земель французами. В 1895 году ими была разбита армия государства Ятенга, в 1897 году Фадан-Гурма признала протекторат
Франции. С 1904 по 1919 год Верхняя Вольта входила во французскую колонию Верхний Сенегал – Нигер, затем была выделена в отдельную колонию. В 1915–1917 большую часть страны охватило антиколониальное восстание Вольта-Бани. В 1960 году была провозглашена независимость государства Верхняя Вольта и выбран президент. В 1984 г. страна пере- именована в Буркина-Фасо.
Рис. 1. Государство Буркина-Фасо на карте мира
На юге этого государства находится уникальный в своем роде поселок
Тиебеле, основными жителями которого являются представители племени
(этнической группы) Кассена народа Груси. На территории их расселения преобладает саванна.
Туристической достопримечательностью поселок Тиебеле стал благо- даря необычным расписным домам (рис. 2, цветная вкладка). Дома строят из глины, занимаются этим ремеслом мужчины, а расписывают женщи- ны, используя мел, уголь и лак из бобов [6].
В Западной Африке Племя Кассена является одним из самых старых.
На этой территории оно проживает еще с 15-го века. Современные пред- ставители племени бережно относятся к культуре предков и продолжают строить свои жилища так же, как и на протяжении последних 500 лет.
Небольшие дома поселка Тиебеле построены в стиле гурунси (рис. 3, цветная вкладка). Стены жилищ лепят из доступных в этом засушливом регионе материалов – глина, дерево, солома и навоз. При строительстве особое внимание уделяется оборонительным способностям зданий – стены делают толщиной до полуметра, двери узкими, а окна или очень


322
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin маленькие, или просто отсутствуют. Когда дом полностью закончен и вы- сушен, он становится крепким и водонепроницаемым, а это особенно важно с наступлением сезона дождей.
Главной особенностью домов поселка Тиебеле являются оригинальные рисунки на стенах (рис.4, цветная вкладка). Это уникальное африканское искусство с религиозными истоками, корни которого уходят в глубокую древность. Традиционно росписью домов в племени Кассена занимаются исключительно женщины. Сюжеты для рисунков могут быть самые раз- ные – это не только узоры, но и сцены из повседневной жизни, и рели- гиозные символы.
Краску для росписи домов делают из грязи и мела. После того, как рисунок нанесен и высушен, стену покрывают защитным слоем нату- рального лака. В следующем году, по окончании сезона дождей, стены придется опять ремонтировать, а рисунки обновлять.
Интересно, что в поселке Тиебеле есть два вида домов – круглые и квадратные. В круглых домах живут холостяки, а в квадратных те, кто женился. Когда житель поселка обзаводится семьей, то, по традиции, он из круглого дома переселяется жить в квадратный. Есть дома, предназна- ченные для вождей племени, есть мавзолеи.
Таким образом, можно утверждать, что Африканская традиционная архитектура разнообразна и уникальна, она отличается своим колористи- ческим решением и конструктивными возможностями. Деревня Тиебеле расположена на юге страны (рис. 5, цветная вкладка).
Для европейской культуры наиболее известным было африканское племя Догонов (рис. 6, цветная вкладка) и их культура, которая описана
Э. Уэльсом, М. Гриолем [4, 5]. Жиль Делез и Ф. Гваттари, опираясь на ис- следования Гриоля, описывали родовые структуры, строение деревни, по- нимание тела Догонами, которые апеллируют к организации внутри яйца.
В данном случае метафора яйца или зародыш вещей племени Догонов дополняется метафорой расписного дома – сосуда из племени Кассена народа Груси. Эти здания можно назвать предметом национальной гордо- сти, которые есть в каждой из 54 стран Африки, где 200 тысяч лет назад начиналась история человечества.
Среди архитектурных уникальных объектов есть и современные здания.
Примером служат правительственные здания в столице Габона – городе
Либервиле. Они представляют собой один из самых интересных образцов современной архитектуры. Министерство топлива и углерода с его брута- листским бетонным фасадом считается особой достопримечательностью
(рис. 7, цветная вкладка). Заслуживает внимания здание Министерства лесного хозяйства и окружающей среды, украшенное муралами – огром- ными рисунками на фасадах, посвященными культуре и пейзажам Габона.
Список литературы
1. Племена и народности Африки [Электронный ресурс]. – [Режим доступа] https://best-of-africa.ru/2019/07/09/племена -и-народности-африки.
2. Буркина-Фасо. Википедия [Электронный ресурс]. – [Режим доступа] https://
ru.wikipedia.org/wiki/Буркина-Фасо.


323
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
3. Карта Буркина-Фасо на русском языке с городами подробная [Электронный ресурс]. – [Режим доступа] http://bigkarta.ru/map-burkinafaso.htm.
4. Догоны [Электронный ресурс]. – [Режим доступа] https://ru.wikipedia.org/
wiki/Догоны.
5. Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948.
6. Недооцененная архитектура Африки: 54 (!) главных достопримечательно- сти [Электронный ресурс]. – [Режим доступа] https://perito.media/posts/top-africa- architecture.
УДК 72(6)
Мбисси Фасси Сефф Осхи Кредди
Научный руководитель – Е. Г. Лапшина
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА НАРОДОВ АФРИКИ
Mbissi Fassi Seff Oshi Creddy
Conseiller scientifique – E. G. Lapshina
Université d’État d’architecture et de construction de Penza, Russie, Gabon
ARCHITECTURE TRADITIONNELLE DES PEUPLES D’AFRIQUE
L’architecture traditionnelle observйe en Afrique reflиte l’interaction de plu- sieurs facteurs: environnementaux, йcologiques, sociologiques, dйmographiques, gйographiques et religieux. Les ressources naturelles, le climat, la vйgйtation, les sols, l’йconomie, la densitй de population ne sont que quelques des nom- breuses influences extйrieures ayant une incidence sur la conception des bвti- ments1. Intrinsиquement, les mйthodes de construction entre les nomades, les chasseurs-cueilleurs, les йleveurs, ou encore les peuples bйdouins et touareg, en savane et demi dйsert, populations de la corne du continent а l’Afrique australe varient grandement. Les constructions s’йrigeaient majoritairement en dфmes, tentes et autres cabanes conзues par ossatures durables et aйrodynamiques.
Les matйriaux principaux utilisйs pour les structures vernaculaires sont la boue, le bambou, le raphia, le chaume, le bois, la brique de terre cuite ou de pierre, le pisй, les pierres sиches, le mortier, l’adobe, feuilles de mongongo, herbes, graminйes, poil de chameau, peaux de chиvre; tous composйs et as- semblйs collectivement. La diversitй de ces modes йquivaut а la diversitй des conditions environnantes imposйes. Elles relиvent mкme de la croyance, au rapport au divin, а la hiйrarchie sociale, а l’utilitй locale. Chaque culture a son
(ses) Dieu(x), ses valeurs, ses symboliques. Elles se retranscrivent dans leurs faзons d’habiter le monde, de vivre ensemble, pour faire face а la nature, а la vie, jusqu’а ce que l’architecture locale rencontrent des influences et pressions extйrieures considйrables.
Le partage de l’Afrique entre les puissances impйrialistes europйennes
(Royaume-Uni, France, Portugal, Belgique, Allemagne, Italie, Pays-Bas) lors des invasions coloniales (principalement entre 1880 et la Premiиre Guerre mon- diale) donne un nouveau visage а l’architecture du continent. Les Portugais

324
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin ont introduit pour leur part une architecture de forteresse mйdiйvale euro- pйenne, tandis que l’influence franзaise, motivйe par leurs ambitions com- merciales, est marquйe par l’environnement domestique qu’ils recrйиrent dans l’architecture urbaine locale. L’imposition des boulevards а la parisienne et in- tersections diagonales sont perзues dans plusieurs centres urbains africains tels que Fиs, Casablanca, Dakar ou Abidjan. Les structures de style victorien et les pans architecturaux sйgrйgationnistes tйmoignent йgalement de l’influence nйerlandaise et britannique. L’influence de l’islam est йgalement notable а par- tie du XIe siиcle, oщ les constructeurs musulmans ont introduit un nouveau type d’habitations: rectiligne en plan, toit plat, deux йtages ou plus, construit en brique de boue sйchйe au soleil. L’apport chrйtien reste minime jusqu’au
XIXe, а l’exception de l’Йthiopie oщ des йglises, peintures murales bibliques, sculptures et peintures d’intйrieur йtaient rйalisйes. Durant les annйes 1930, certaines йlites, formйes dans les universitйs occidentales et familiиres avec des idйes comme l’autodйtermination voient йmerger des leaders, dont quelques nationalistes majeurs comme Jomo Kenyatta (Kenya), Kwame Nkrumah (Cфte- de-l’Or, Ghana), Lйopold Sйdar Senghor (Sйnйgal) et Fйlix Houphouлt-Boi- gny (Cфte d’Ivoire), qui ont menй la bataille pour l’indйpendance. Entre 1957 et 1966, 32 nations africaines ont dйclarй leur indйpendance des puissances coloniales europйennes6. Est alors nйe une pйriode de structures audacieuses et de formes stridentes qui sont йtrangement absentes de l’histoire enregistrйe de l’architecture moderne6. Une pйriode d’architecture expйrimentale et futuriste florissante que de jeunes pays africains ont utilisй pour exprimer leurs identitйs nationales. Une propagande soutenue par ces Йtats, en collaboration avec des architectes, planificateurs et entreprises de construction йtrangers. Matйrialisйs par des gйomйtries complexes et paysages de bйton vertigineux, des bвtiments civiques et йducatifs ainsi que des espaces cйrйmoniels riches en symbolisme ont commencй а se dйvelopper dans et autour des villes: vastes stades, йdifices du parlement, banques centrales, campus universitaires, sites de foires commer- ciales, centres de villйgiature urbains ; de vйritables miracles йconomiques.
L’architecture moderne et futuriste reflйtait les aspirations d’un esprit tour- nй vers l’avenir. Elle s’expose nйanmoins а des difficultйs, contradictions et dilemmes. De nombreux villages ont йtй reconstruits en villes modernes sans aucune considйration de leurs essences prйcoloniales. Le phйnomиne d’ur- banisation a eu des consйquences importantes, la transition des zones rurales vers les zones urbaines comportent des dйfis: croissance dйmographique, anal- phabйtisme, sйgrйgation, pauvretй, manque d’assainissement, chфmage йlevй, йvacuation des zones rurales de la main d’œuvre agricole, dйsйquilibre des infrastructures. De nouvelles rues et zones rйsidentielles ont йtй implantйes.
Dans l’amйnagement spatial, l’architecture aussi bien que l’urbanisme oc- cupe une place de choix. Ils contribuent а modйliser l’espace habitй par diffй- rents modes intervention, а, le dйlimiter et а le structurer pour donner un sens et un contenu rйel а l’organisation du territoire et du paysage attenant. De par cet art de construire et de transformer l’environnement en fonction de ses va- leurs culturelles et sa conception philosophique du monde, l’homme rйalise des formes d’habitats et des constructions spatiales adaptйes, qui reflиtent les liens


325
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина indйfectibles entre le tangible et l’intangible, et le besoin de survie au sein d’une entitй rurale ou urbaine habitйe. A partir de ses connaissances et savoir-faire, il exprime les valeurs et expressions artistiques et architecturales de sa communau- tй dans le domaine de la construction. C’est pourquoi il est gйnйralement admis que la culture influence toute intervention de l’homme sur l’environnement au sein de l’espace.
Le constat simple est que les constructions en terre sont en perte de vitesse surtout dans les pays africains ; cela est fondamentalement dы au fait que les bвtisseurs contemporains (architectes, urbanistes et entreprises du bвtiment) puisent trиs rarement dans les savoirs et savoir-faire qui fondent les cultures constructives locales ancestrales. Dans ces conditions l’on peut constater que le dйpйrissement progressif des constructions en terre et la mort lente des tech- niques et pratiques de la maзonnerie traditionnelle.
Pourtant, tous les discours des dйcideurs de ce monde, au Nord tout comme au Sud, mettent l’accent sur le dйveloppement harmonieux et durable, dont le dernier pilier acceptй est la culture. Le rapport йtroit entre culture et dй- veloppement, s’exprime mieux dans la sphиre des cultures constructives qui intиgrent а la fois les dimensions environnementales et spatiales et le bien-кtre liй au mode d’habitation dans des conditions bioclimatiques. En cela la prise en compte des matйriaux et substances utilisйes dans l’art de bвtir a toujours permis а diffйrentes communautйs d’amйnager leurs espaces bвtis en fonction des ressources naturelles tirйes des йlйments de la diversitй biologique.
L’Architecture traditionnelle africaine (constructions en terre enAfrique)
Les sociйtйs africaines anciennes sont connues pour le caractиre exception- nel de certains Йlйments significatifs de leur patrimoine architectural et paysa- ger. Au sein de ce Patrimoine architectural africain, les constructions en terre occupent une part importante.
L’architecture en terre est reprйsentйe par des йdifices monumentaux et des constructions de qualitй qui ont rйsistй а l’йpreuve du temps. Les mosquйes en terre du Mali (Djennй, Tombouctou, Gao) et les greniers Toloy (2иme –
3иme siиcle) n’ont rien а envier aux Cathйdrales mйdiйvales europйennes ou а certaines constructions emblйmatiques Asiatiques de la mкme йpoque (Ma- chuPichu, le Taj Mahal…)
L’architecture en terre africaine est trиs bien reprйsentйe dans la Liste du patrimoine Mondial de l’UNESCO. Ces valeurs lui a permis d’кtre inscrit sur la liste du patrimoine Mondial de l’UNESCO et bйnйficie plusieurs avantages concernant sa sauvegarde et sa mise en valeur. Ces biens du patrimoine mondial sont trиs connus et apprйciйs dans le monde entier а cause de la valeur univer- selle exceptionnelle qui leur est attribuйe.
Pour illustrer ce tйmoignage nous allons prйsenter quelques reprйsentations typiques au Mali, inscrits sur la liste du patrimoine mondial et tйmoins de cette architecture cйlиbre intйgrйe а un contexte si particulier et unique de son genre.
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   38