Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 922

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

336
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Для межагломерационных территорий России характерны следующие
проблемы развития:
1. На межрегиональном уровне – отсутствие системной политики межрегионального развития, концентрация внимания и ресурсов на реги- ональных агломерациях, игнорирование связующих элементов межрегио- нальных систем.
2. На уровне элементов межагломерационных территорий:
– административная разобщённость, их составляющие часто принад- лежат к разным регионам и районам, что усложняет создание единой стратегии развития;
– транспортная разобщённость – отсутствие регулярного сообщения между сформировавшимися и потенциальными центрами и подцентрами территорий;
– естественные препятствия для устойчивых связей – горные массивы, реки, озёра, болота, водохранилища;
– социокультурная разобщённость – отсутствие восприятия местными жителями, группами и сообществами соседних городов как элементов единой системы, отказ от сотрудничества в силу конкуренции регионов и районов.
3. На уровне составляющих элементов межагломерационных территорий:
– слаборазвитая инфраструктура;
– ограниченный выбор мест приложения труда, направлений обучения, в среднем относительно низкий уровень качества жизни и городской среды;
– как правило, низкая мобильность местной власти и бизнеса в фор- мировании рынков сбыта местной продукции.
Таким образом, неравномерный рост экономически привлекательных регионов требует создания более устойчивых систем расселения, защи- щенных от рисков стагнации. Стратегия развития межагломерационных территорий только формируется и вводится в научный обиход. Однако вопрос разработки пространственных моделей их развития требует уточ- нения и большего внимания со стороны профессионального сообщества.
Список литературы
1. Шубенков М.В., Пекшин Д.Р. Проблемы развития межагломерационных тер- риторий и их решения // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2021.
№ 3 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-mezhaglomerat- sionnyh-territoriy-i-ih-resheniya (дата обращения: 30.11.2022).
2. Пекшин Д.Р. Трансформация структуры расселения макрорегиона «Москва-
Санкт-Петербург» (на примере Новгородской области) // Вестник БГТУ име- ни В.Г. Шухова. 2021. № 8. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya- struktury-rasseleniya-makroregiona-moskva-sankt.
3. Варгановская Д.А. Модель градостроительной системы // Вестник Москов- ского информационно-технологического университета – Московского архитектур- но-строительного института. 2018. № 2. С. 17–22.
4. Основы теории градостроительства: учеб. для архит. спец. вузов // З.Н. Яргина,
Я.В. Косицкий, В.В. Владимиров и др.; под ред. З.Н. Яргиной. М.: Стройиздат, 1986. 325 с.
5. Torre A. La proximitй territoriale au cœur des dynamiques de dйveloppement desterritoires // Au cœur des territoires crйatifs, Proximitйs etressources territoriales,
Presses Universitaires de Rennes, Rennes, 2016. 295 p.


337
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
УДК 378
В. А. Мордвинцева
Научный руководитель – О. В. Королева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ПРОБЛЕМЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Архитектор – это специалист, который занимается проектированием зданий и сооружений, планировочными и интерьерными решениями, а также организаций комфортной и гармоничной среды для жизнеде- ятельности человека. Архитектор является одной из важнейших и вос- требованных профессий. Эта профессия является творческой, но вместе с тем требует глубоких практических и теоретических познаний в раз- ных областях. На получение всех этих знаний необходимо много времени и усилий, поэтому, чтобы стать хорошим специалистом, нужно все время учиться и совершенствоваться. В этом случае, профессия архитектора не- сет в себе воспитательно-образовательный процесс и поэтому данная тема статьи является очень важной.
Целью данного исследования является – рассмотреть проблемы архи- тектурного образования в России.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучить историю архитектурного образования;
2) выявить проблемы и перспективы архитектурного образования в России.
Архитектурное образование – образование, целью которого является подготовка специалиста в области архитектуры. Архитектурное образова- ние, как и сам архитектор, являются одной из древнейших сфер деятель- ности человека, история которой уходит в глубокую древность.
В странах Древнего Востока профессия архитектора была одной из самых почетных и доступна только знати. Образование в Древнем Египте архитектор получал в школе писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приемы передавались из поколения в поколение. В Древней
Греции подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании образова- ния с тех времен и до нашей эры мы можем узнать из классического труда римского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре» [1].
В Римской империи в I–III вв. н. э. с ростом потребности в архитекторах возникла специализация: архитекторградостроитель, архитектор по стро- ительству мостов, дорог, акведуков и других инженерных сооружений.
Для подготовки архитекторов в крупных городах создавались специальные частные архитектурные школы [2].
В городах Западной Европы архитекторы получали подготовку в це- ховых мастерских, где в семьях мастеров все знания и навыки переда- вались их детям. Таким образом, в те времена у мастеров сохранялась преемственность профессий. В XVII–XVIII вв. в Италии, Франции и за- тем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных


338
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin искусств, в которых наряду с художниками, скульпторами также готови- лись архитекторы. В академических мастерских практическое обучение у каждого проходило под руководством своего личного наставника, яв- лявшимся специалистом в области архитектуры. В академиях также были разработаны и изданы универсальные курсы по архитектуре [1].
В XIX в. из-за появления новой строительной техники и новых стро- ительных материалов, происходит процесс расслоения традиционной ар- хитектурной школы, что приводит к созданию высших технических школ, в которых идет подготовка по инженерно-строительным и инженерно- архитектурным специальностям. Такие школы появляются во Франции,
Германии и России. Также происходит разделение профессии на архитек- торов-художников и инженеров-архитекторов. Разделение архитектурной школы на художественную и техническую существует в таких странах, как
Австрия, Франция, Германия, Швейцария [3].
Что же касается России, то начало архитектурного образования отно- сится к Х в., периоду образования Древнерусского государства. По анало- гии с европейской подготовкой в цеховых мастерских, в России создава- лись артели мастеров-строителей, где молодые зодчие вместе с опытными мастерами осваивали архитектурное и строительное дело. Еще позднее, в середине XVIII в. создается Дворцовая школа, из которой спустя время была основана в Петербурге Академия трех знатнейших художеств, кото- рая в дальнейшем была преобразована в Академию художеств [3]. В те- чении XIX в. модель архитектурного образования ориентирована на тип специалиста инженера-архитектора для промышленного зодчества и мас- сового гражданского строительства. На рубеже XIX–XX вв. произошли глобальные изменения в художественном видении, влияющие на формо- образовательную парадигму, которая приводит, в частности, к изменению системы архитектурного образования, рисунок и живопись в обучении архитекторов оказались недостаточными для того, чтобы развивать чув- ство пространства. Расширение учебных программ только за счет техниче- ских дисциплин способствовали появлению кризиса, была потеряна связь между художественным решением формы сооружения и функционально- конструктивной логикой. Потребовались радикальные изменения системы художественного воспитания архитектора с привлечением общественных, гуманитарных, естественных и технических наук. Архитектурную подго- товку ведут разнопрофильные учебные заведения художественно-компо- зиционной и научно-технической направленности [4].
На рубеже XX–XXI вв. происходит слом советской системы высшего образования. Считалось, что она уже не соответствовала требованиям со- временности. Так, в 2003 году Россия переходит на зарубежную систему образования – Болонскую систему. Она подразумевает переход от тра- диционной системы отечественного образования к ступенчатой системе, структурой которой является бакалавриат – магистратура – аспирантура.
На данный момент подготовка архитекторов в России представляет собой непрерывную систему, включающую бакалавриат и магистрату- ру. Немаловажным этапом является довузовское обучение, включающее


339
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина в себя предварительную подготовку к получению высшего образования.
Так, многие проходят специальные курсы на базе университета, либо за- канчивают художественную школу. Остальные этапы представляют собой структуру Болонской системы, а также курсы повышения квалификации и регулярная практика. Но насколько не была бы хороша структура об- разование, оно так же имеет и проблемы.
Одной из таких проблем является стандартизация архитектурного об- разования. Несмотря на реорганизацию системы образования в начале
XXI в., сохранилась преемственность советской модель планирования, от- рицательно влияющая на развитие архитектуры. Образовательная система делает упор на прикладные знания, при этом творческая составляющая с каждым годом становится все менее важной. Стандартизация архитек- турного образования формирует специалиста по определенному и утверж- денному стандарту. Этот процесс регламентирования знаний по заданной модели ставит как обучение, так и обучаемого в сформированные рамки, нивелируя творческую составляющую. «Устаревший закон об архитектур- ной деятельности, не ориентированный на рыночную систему, ограничива- ет сферу услуг и профессиональной ответственности архитектора выпуском чертежей» [5]. При этом архитектура как структура «творческого» и «техни- ческого» теряет свою целостность и появляется вопрос ее кризиса.
Еще одним недостатком архитектурного образования является его устаре- вание. При этом несоответствие современным требованиям происходит как в технической и технологической составляющих, так и в социальной и куль- турной. В стремительно изменяющемся мире архитектурное творчество, ба- зирующееся на теории ряда научных дисциплин, требует постоянного об- новления знаний для ее актуализации и последующего развития. Социальная сторона вопроса заключается в несоответствии между сложившейся системой образования в школе и формированием новых потребностей общества [6].
Решением этой проблемы может стать переход образования в новую ветвь развития. При ней образование становится открытым и самоуправ- ляемым. Обучаемый сам планирует и составляет процесс своего обучения, выходя за обычные рамки деятельности. Это определяет его творческую со- ставляющую, и отсутствие строгой регламентации обучения восполняет ту целостность архитектуры, которая стала утрачиваться с советского периода.
Примерами такого вида обучения является Архитектурная школа
МАРШ и Высшая школа экономики. В данных учебных заведениях обра- зование представляет собой симбиоз преемственности отечественного опы- та и внедрения современной европейской системы. Кроме традиционных дисциплин, для развития творческого потенциала внедряются современные визуальные культуры, школа медиа и музыки. Обучаемые имеют возмож- ность выйти за рамки регламентированных заданий, тем самым определяя свой путь личностного развития. Так же в данных школах большое влияние имеет сотрудничество с зарубежными архитектурными школами, что по- зволяет обмениваться опытом и расширять свой кругозор.
Развитию архитектурного образования и архитектурной деятельно- сти в целом также поспособствует непрерывное обновление стандартов


340
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin в условиях постоянного совершенствования технологий и социальных требований. При этом механизм обновления необходимо формировать так, чтобы он регулировался бы самими субъектами образования, архи- тектурными организациями, академическим сообществом и творческими союзами [7]. Это позволит системе постоянно обновляться и развиваться, не допуская ее устаревания.
У архитектурного образования в России, несмотря на существующие на данный момент проблемы, присутствует большой потенциал к разви- тию. Основа знаний, при комплексном изучении стратегий и внедрении их в современную структуру обучения и профессиональной деятельности, поднимется на новый уровень и переступит кризис творческой и техни- ческой составляющих архитектуры.
Список литературы
1. Архитектурное образование: от истоков до наших дней (современная потреб- ность в инженерно-строительной подготовке архитектора) // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturnoe-obrazovanie-ot-istokov-do-nashihdney- sovremennaya-potrebnost-v-inzhenerno-stroitelnoy-podgotovke-arhitektora (дата обра- щения: 12.10.2022).
2. Архитектурное образование // Библиотека по педагогике. URL: http://
pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s00/e0000122/index.shtml (дата обращения: 12.10.2022).
3. История становления архитектурных школ: художественная составляющая в архитектурном образовании // Известие. URL: http://izvestia.asu.ru/2012/2-1/arts/
TheNewsOfASU-2012-2-1-arts-04.pdf (дата обращения: 12.10.2022).
4. История архитектурного образования в России // new-disser.ru URL: https://
new-disser.ru/_avtoreferats/01003396093.pdf (дата обращения: 13.10.2022).
5. Проблемы современного архитектурного образования // Аккредитация в об- разовании. URL: https://akvobr.ru/problemy_sovremennogo_arhitekturnogo_obrazovania.
html (дата обращения: 19.10.2022).
6. Социальные проблемы архитектурного образования // studwood. URL: https://
studwood.net/778135/sotsiologiya/sotsialnye_problemy_arhitekturnogo_obr azovaniya
(дата обращения: 19.10.2022).
7. Проблемы российского архитектурного образования XXI века // Кибер
Ленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-rossiyskogoarhitekturnogo- obrazovaniya-xxi-veka (дата обращения: 26.10.2022).
8. Капустин П.В., Кармазин Ю.И. Архитектурное образование: контуры тре- буемых перемен //Архитектурные исследования. URL: https://www.elibrary.ru/item.
asp?id=35156052 (дата обращения: 26.10.2022).
УДК 72.03
Н. С. Назарова
Научный руководитель – И. С. Чередина
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
МОСКОВСКОЕ МЕТРО. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ДВОРЦА
ДЛЯ НАРОДА
В 1930-е годы в нашей стране активно продолжалась реализация про- граммы построения социализма. Во всех отраслях жизни общества и стра- ны шла постоянная агитационно-просветительская работа по утверждению