ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 917
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
341
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина идей социализма. Освоение неба и подземного пространства людьми сви- детельствовало не только о воспитании нового человека как строителя социалистического общества, но и формировало у народа новый взгляд на восприятие городского пространства, задавало темп и скорость движе- ния жизни. Активно развивались существующие виды транспорта, однако в Москве появился новый способ передвижения пассажиров – метро- политен. Известно, что строительство подземного метро было мировой тенденцией, и идеи его создания обсуждались еще в начале ХХ века. Из- учался западный опыт организации и технологии построения метро, од- нако в СССР функциональность и утилитарность метро как транспорта была представлена в сочетании с характерным выразительным архитек- турным образом. Социализм обозначался как лучшее мировое устройство, принципы которого должны были быть отражены в архитектуре. Тем не менее, «Приступая к проектированию метро, советские зодчие не распо- лагали практически ничем, что стало бы отправными точками в формиро- вании образной концепции новых транспортных сооружений»
1
. Образная характеристика метрополитена как подземного дворца появилась позже, уже после первой очереди строительства. И зодчие, которые занимались проектированием интерьеров метро, и люди, которые были пассажира- ми, воспринимали метрополитен как совершенно новый для страны тип транспорта. Все это повлияло на художественное осмысление метро как архитектурного объекта, а не только утилитарного. Достижения эпохи со- циализма должны были быть отражены в пространственном и образном устройстве советского метро. Однако, можно предположить, что участие человека как пользователя и его восприятие места, на наш взгляд, стало основой для формирования главного образа данного типа транспорта как подземного дворца для народа. «Девизом метрополитена был «Создадим дворец для народа!»
2
. Развитие типологии общественных зданий в стра- не осуществлялось еще с начала прошлого века, о чем свидетельствуют такие сооружения, как народные дома, а также сооружения с обязатель- ной общественно-просветительской функцией. В 1920-х годах активно проводились конкурсы на дворцы разного типа (Дворец Труда, Дворец
Культуры), то есть идея дворцовых сооружений как общественных зда- ний активно развивалась на тот момент. А строительство метрополитена совпало хронологически с многоэтапным конкурсом на Дворец Советов, объявленным в 1931 г. Очевидно, что такой масштабный проект включал в себя работу над созданием и обновлением транспортно-планировочной сети города. Кроме этого, в начале 1930-х годов происходила разработ- ка нового генерального плана Москвы. Можно сказать, что образ метро и его создание стоит рассматривать в комплексе с существовавшим тогда процессом проектирования и особенностями планировочной структуры
1
Архитектура московского метрополитена. [Электронный ресурс]. URL: https://smekni.
com/a/459-2/arkhitektura-moskovskogo-metropolitena-2/ (дата обращения 6.02.23).
2
Архитектура московского метрополитена. [Электронный ресурс]. URL: https://
moscowseasons.com/articles/dvorets-dlia-naroda-putevoditel-po-moskovskomu-metro/ (дата обраще- ния 6.02.23).
342
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin города. Появившаяся взаимосвязь между образом дворца и станциями метро может служить иллюстрацией тех приемов и образов, которые так и не были реализованы в проектах советских дворцов. Например, Ю. Ду- бровский в своей статье упоминает станцию метро «Бауманская» архитек- тора Б.М. Иофана. «К работе над станцией были привлечены художники и скульпторы, работавшие над Дворцом Советов. Станция получила идеи, разрабатываемые для Дворца, и превратилась в своеобразный полигон их отработки»
3
. Автор провел композиционный анализ и выявил аналогии в устройстве вестибюлей станции и особенностях интерьерного реше- ния пространства Дворца Советов – грандиозного проекта Б.М. Иофана.
Это подводит нас к тому факту, что размышления архитекторов на тему дворца и поиски его образа получали свою реализацию также в проек- тировании подземного транспорта. Метрополитен – это, прежде всего, пассажирское транспортное средство, основным пользователем которого является человек. Функциональное оснащение обеспечивает перевозки большого числа пассажиров, формирует массовый общественный харак- тер транспорта, вовлекает народ в сценарий его использования. На этом базируется смысл объекта, и отсюда появляется направленность его архи- тектурного оформления и создается образ подземного дворца для народа.
Активное введение в архитектуру изобразительных сюжетов постепенно становится неотъемлемой частью решения метро, насыщая его образ ис- пользованием скульптуры, фресок, настенных панно и мозаик. На станции
«Площадь революции», построенной по проекту А.Н. Душкина в 1938 г., особенно ярко считываются скульптурные фигуры, которые устанавлива- ются на постаменты. В устройстве этих скульптурных групп заметна ин- терпретация ордерного устройства, в которой постамент является цоколем пилона, а сама статуарная композиция работает как «ствол» колонны, архи- вольты становятся своеобразным обрамлением статуй. Объемно-простран- ственная композиция была связана с идеологическими установками, глав- ным героем оставался простой рабочий человек. Образы представляются узнаваемыми, доступными и понятными для массового зрителя.
Ощущение дворцовой торжественности развивалось поступательно и со временем усиливалось, особенно такое представление характерно было для времени до и после Великой Отечественной. В 1935 г. на засе- дании в честь открытия и запуска метрополитена было заявлено: «Что ни станция, то дворец, что ни дворец, то по-особому оформленный»
4
. Метро наравне со многими знаковыми и ключевыми проектами того времени было символом утверждения торжества идей социализма.
На первой стадии строительства архитекторы сталкивались с отсутстви- ем четкого понимания концепции метро с точки зрения его образно-худо- жественного представления. Подобная неопределенность присутствовала
3
Дубровский, Ю.В. О месте станции «Бауманская» в творческом наследии Б.М. Иофана /
Ю.В. Дубровский // Архи.ру: Интернет-портал. – URL: https://archi.ru/elpub/94251/dubrovskii-yurii- viktorovich-o-meste-stancii-baumanskaya-v-tvorcheskom-nasledii-b-m-iofana (дата обращения 6.02.23).
4
Костина, О.В. Архитектура Московского метро. 1935–1980-е годы / О.В. Костина. М.:
БуксМАрт, 2019. С. 48.
343
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина и на пути формирования образа дворца как нового общественного здания.
Можно предположить, что отсутствие четких критериев создания нового сооружения, в частности метро, было характеристикой общего процесса поиска собирательного образа дворца, который формировался в нашей стране на протяжении долгого времени.
На наш взгляд, особенности такого восприятия были также основаны на принципе контраста образов. «Самой главной заботой при проектиро- вании подземных залов станций была забота о преодолении ощущения подземелья»
5
. Очевидно, что устоявшийся образ подземного пространства мог ассоциироваться с темными, мрачными и непроницаемыми интерье- рами без света. Поэтому предполагалось, что спустившийся в метро че- ловек подсознательно ориентировавшийся на подземелье, получал яркий противоположный образ станции, что усиливало ассоциации с дворцами.
Например, станция Кропоткинская (изначально Дворец Советов) была ближе всего по смыслу и своему расположению к проектируемому Дворцу
Советов. Можно утверждать, что ее парадность была задана контекстуаль- ными условиями, в которых развивался ее образ именно как дворцовый.
А.Н. Душкин использовал свет как инструмент создания художественной выразительности. Станция не перегружена декоративными элементами, величественными статуями или живописными отделочными материалами.
Вертикальные пилоны по обеим сторонам перрона «растворялись» где -то под потолком при помощи «софитов-распушек», создавая ощущение про- странства, бесконечной высоты, устремленности вверх, что должно было символизировать движение в светлое будущее. Безграничность куполов вестибюлей, подчеркнутая светом, отсылала воображение зрителя к небес- ному своду. В.З. Паперный отмечает, что «Тема неба сознательно ставится перед проектировщиками большого зала Дворца Советов»
6
. Необходимо отметить, что проекту главного дворца поиски образа которого велись па- раллельно строительству метро, также были свойственны вертикальность, монументальная высотная композиция. Подчеркнутую пространственную легкость, проницаемость и ощущение воздуха внутри подземных вестибю- лей и станций можно отметить также в решении интерьеров Маяковской,
Автозаводской и других довоенных и послевоенных станций.
Одной из особенностей метро является то, что там меняется скорость восприятия пространства. Для человека в вагоне метро смена видов стан- ций и подземных вестибюлей учащается из-за скорости движения. Оста- новка, краткосрочная по времени пребывания, работает как меняюща- яся декорация. В этом чередовании, мелькании и ритме, формируется целостное восприятие пространства, которое превращает путь как логи- стическую и транспортную функцию почти что в театральное действие.
Человек выступает не только в роли зрителя, но и участником происходя- щего. Большинство станций имеет ряд вертикальных пилонов, вариации которых зависят от художественных приемов и архитектурного замысла.
5
Архитектура московского метрополитена. [Электронный ресурс]. URL: https://smekni.
com/a/459-3/arkhitektura-moskovskogo-metropolitena-3/ (дата обращения 6.02.23).
6
Паперный, В.З. Культура 2 / В.З. Паперный. М.: Новое литературное обозрение, 2020. С. 90.
344
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Аркады, вертикальные опоры, колонны со статуями формировали услов- ное обрамление и создавали порталы, за которыми двигались люди, сме- нялись поезда – происходило действие. Возможно провести ассоциацию с театральным спектаклем, где быстрая смена картин от одной станции к другой формирует связную цепочку изображений, общность которых создает собирательный дворцовый образ, воздействующий на восприятие метрополитена человеком.
Похожее устройство можно увидеть в решении фасада Дворца Моло- дежи, возведенного в 1973 г. (по проекту Я.Б. Белопольского, М.Е. Беле- ня, М.В. Посохина, В.И. Хавина,). Вынесенные вперед колонны здания создавали внешнюю галерею- пешеходную улицу, в пространстве которой двигались люди. Интервалы между колоннами формировали прямоугольное обрамление как театральный портал сцены. В каждом из проемов проис- ходило действие. Можно утверждать, что прием «кадрирования» простран- ства характерен и для метро и является одним из основных способов вос- приятия интерьеров в движении. Такая кинематографичность, театральное предъявление процессов человеческой жизни, формирует умозрительную пространственную и смысловую взаимосвязь именно при помощи средств архитектуры. То есть, зодчие, проектируя метро и крупные общественные здания, именуемые дворцами, создавали не просто утилитарный объект, но и образно-выразительный символ, в центре которого были люди.
Таким образом, можно сказать, что символ торжественности, праздника и подъема был результатом утвержденной идеологии, однако в метро для достижения всех необходимых образных характеристик проектировщики ис- пользовали прежде всего архитектурные средства: определенные планиро- вочные, композиционные и пространственные приемы, общность которых можно обнаружить в архитектурных концепциях советских дворцов. Вос- приятие метрополитена было ориентировано на человеческие представления о подземном пространстве как о дворце. Советские дворцовые сооружения также позиционировались как новые типы общественных зданий, открытых для людей. Власть и архитекторы демонстративно отказывались от закрыто- го элитарного дворца. Образ дворца формировался в течение всего ХХ века и предъявлялся в устройстве разных архитектурных сооружений, в том числе в подземном транспорте. Дворцовые сооружения были характерными объ- ектами, при помощи которых формировалось новое мироустройство, заяв- лялись идеологические установки и создавались новые типы общественных пространств. Анализ показал, что метрополитен, который также отражал идейную направленность архитектуры и дух времени, является важной со- ставляющей частью и событием в поиске образа советского Дворца.
Список литературы
1. Архитектура московского метрополитена. [Электронный ресурс]. URL: https://
smekni.com/a/459-3/arkhitektura-moskovskogo-metropolitena-3/ (дата обращения 6.02.23).
2. Дубровский, Ю.В. О месте станции «Бауманская» в творческом наследии
Б.М. Иофана / Ю.В. Дубровский // Архи.ру: Интернет-портал. – URL: https://
archi.ru/elpub/94251/dubrovskii-yurii-viktorovich-o-meste-stancii-baumanskaya-v- tvorcheskom-nasledii-b-m-iofana (дата обращения 6.02.23).
345
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
3. Костина, О.В. Архитектура Московского метро. 1935–1980-е годы / О.В. Ко- стина. М.: БуксМАрт, 2019. 208 с.
4. Паперный, В.З. Культура 2 / В.З. Паперный. М.: Новое литературное обо- зрение, 2020. 412 с.
УДК 72
И. О. Николаева
Научный руководитель – Л. В. Савельева
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГОАКТИВНЫХ
ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ
Современный мир переживает череду глобальных кризисов, в том числе остро проявляется перспектива дефицита энергетических ресур- сов. Поиск решения этой проблемы приводит к увеличению количества исследований и разработок, направленных на развитие возобновляемых источников энергии и, следовательно, доступности инженерной инфра- структуры. Существующие тенденции непосредственно влияют и на ар- хитектуру, которая, в свою очередь, стремится отвечать на глобальные вызовы и предлагает актуальные решения ряду вопросов. В статье рас- сматриваются архитектурные объекты и комплексы, включающие взаи- мосвязанные инженерные элементы и являющиеся активными системами преобразования солнечной энергии.
На сегодняшний день мировой опыт свидетельствует о широком ис- пользование инженерных систем – гелиосистем – преобразователей энер- гии солнца, в проектировании как гражданских, так и промышленных зданий. Поэтому представляется возможным выделить следующие укруп- ненные группы по расположению в пространстве:
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 38