ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 910
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
359
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина по своему статусу городками. Все авторы восточных сочинений подчерки- вают их торговую значимость, наличие ремесел, мечетей и медресе, обо- ронительных сооружений, а для Туркестана – столичное положение [2].
Замок-крепость «Акыртас» построенный в городе Тараз, в VII–VIII вв., имел размеры 200×160 м, занимал площадь около 3га, имел в своем со- ставе караван-сарай. Комплекс представлял собой каменное сооружение, имеющий 4 входа: 1-й с северной стороны, 3-й с южной стороны. Юго- восточная и северо-восточная группы помещений только одной дверью связаны с остальной частью комплекса. Характерной особенностью ком- плекса является, открытый дворик с водоемом в центре. В комплексе были использованы энергопассивные объемно-планировочные методы, что обеспечило ему:
1) обогрев – отопительный тандыр со сквозной прорезкой в помеще- ниях для ночлега;
2) тень – внутренний дворик, имел параметры, позволявшие ему оста- ваться в тени в жаркие летние дни;
3) циркуляция воздуха – внутренний двор обеспечивал хорошее сквоз- ное проветривание помещений по периметру.
По этим принципам строились многие средневековые сооружения, в том числе караван-сараи на территории Казахстана [3].
В городе Отрар находилась мечеть конца XIV – начала XV вв., лока- лизованная в северо-западном углу участка. Вход в мечеть устроен с севе- ро-западной стороны. Сохранились остатки портала в виде конструкций сложной формы – уступчатых стен длиной 6,5 м и шириной 3,09 м. Ши- рина входа – 5,78 м. Напротив входа находился михраб в виде ниши ши- риной 1,36 м. Помещение с михрабом имеет в плане вид прямоугольника с уступчатой юго-западной частью, оформляющей михраб и пространство перед ним. Площадь зала – 49,3 кв. м. Из него в оба крыла мечети вели проходы шириной 1,4 м. По внешнему обводу размеры зала с михрабом и портальной частью равны – 9,9 м с юго-западной, и 13,85 м – с северо- восточной сторон. Остатки конструкций из жженого кирпича сохранились на высоту от 1,5 до 1 м. Кирпич имеет размеры 25–28×25–28×5 см.
В числе общественных построек города, как и раньше, были бани.
Одна из них, построенная в XVI–XVII вв. и дошедшая до середины
XIX в., сохранилась в городе Туркестане. Это сложенное из жженого кир- пича многокупольная постройка площадью 400 кв. м. Высота ее от уровня современной поверхности 5 м, на 3 м баня заглублена в землю. В чис- ле восьми ее помещений – зал для раздевания, предбанные коридоры, центральный моечный зал с суфой для массажа и двумя моечными, два санитарных помещения. В данном комплексе, также, как и в отрарской бане, были использованы энергопассивные методы, обеспечивающие оп- тимальный обогрев главных помещений с одного источника при помощи подпольных каналов, соединенных с топкой.
Одним из ярких событий стало открытие поселений Каялыка (рису- нок, b), Жайыка и соборной мечети конца XIV – начала XV вв. в Отраре, в юго-восточной его части [4]. Постройка мечети, размерами 60×22 м,
360
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin длинной осью вытянута по линии восток-запад. Вход в центре северного фасада оформлен в виде выступающего за линию стены портала с прямо- угольными в плане пилонами размерами 2,7×1,35 м. Пролет между опо- рами портала около 5,3–6 м. Западный пилон сохранился на высоту до
1,7 м, восточный почти полностью разобран на кирпичи. На углах порта- ла были поставлены цилиндрические по основанию минареты диаметром
2 м. Внутри минаретов имелись винтовые лестницы, на которые попадали с внутренней стороны портала через входной проем шириной 1 м. Сохра- нились первые четыре ступеньки лестницы на западной стороне портала.
Двор мечети, расположенный между фасадной стеной мечети и построй- кой в северной части комплекса по внутреннему абрису стен, из кото- рой хорошо сохранилась юго-восточная, имеет размеры 40×22 м, тогда как общие размеры мечети с дворцом и северной постройкой составляют
72×22 м. В северной части комплекса вскрыта постройка, состоящая из
7 помещений, примыкающая к северо-восточной стене.
В числе традиционных компонентов застройки казахстанских городов
XIII – первой половины XV вв., как и в предыдущее время, были бани.
Одна из них, датируемая последней четвертью XIII – началом XV вв., рас- копана в Отраре [4]. Баня представляет собой прямоугольную постройку с четко читаемой в плане фигуры креста. Удалось проследить два строи- тельных периода. Первоначально размер бани по внешнему обводу стен со- ставлял 13,5×16,5 м. Центральный зал в это время имел площадь 22 кв. м, все остальные помещения, кроме помещения с цистернами для воды, имели площадь по 7,2 кв. м. Баня насчитывала 10 помещений, включая раздевалку
(люнги-хана), центральный зал с двумя беньюарами, служившими паровой и массажной, помещения для мытья – «иссык-хана» (горячие) и «саук-хана»
(холодные). Водоснабжение осуществлялось при помощи труб, идущих через подземную галерею от водохранилища. Водопровод подходил к помещению с цистернами для холодной и горячей воды. Здесь находились четыре резер- вуара, соединенные вместе, они имели вид длинной цистерны, разделенной на отсеки. Понять их назначение помогает сообщение Ибн Сины о несколь- ких употребляемых при купании растворах [3]. Отрарская баня отаплива- лась топкой, от которой отходил жаропровод, в котором системой столбиков и направляющих стенок жар разделялся на несколько потоков, обогревавших полы всех помещений. Бани также были обнаружены и раскопаны в поселе- ниях Каялык [5], Тараз [2] и городищах Жайык и Сарайчик.
Во второй половине XIII – первой половине XIV вв. появляются новые типы жилища. Один из них представлен двух- или трехкамерными домами с двориком, расположенным на одной оси. Жилища второго типа состоят из четырех помещений, расположенных на пересекающихся осях. Дом имеет под- квадратную форму, а кладовые находятся слева и справа от айвана, двора или жилой комнаты с тандыром, придавая постройке в целом крестообразный вид.
Дома третьего типа включают две и более секций. Каждая секция состоит из двух или трех помещений, одно из которых обязательно жилое. В интерьере жилищ наблюдаются существенные изменения. На смену идущей вдоль стен уз- кой суфе «Г»- или «П»-образной формы приходит суфа, занимающая большую
361
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина часть помещения. Небольшая площадка перед тандыром, обычно вымощенная кирпичом, определяет уровень пола. Наличие в центре помещения остатков вмазанной в край суфы плахи, бревна, кирпичной вымостки или каменной плиты свидетельствует о том, что кровля опиралась на одну стоящую в центре помещения деревянную колонну. Тандыр берет на себя функции универсаль- ного очага: он служит средством отопления и приготовления пищи. В них появляется дымоход – «кан», проложенный в суфе до стены, где он соеди- нялся с вертикальным колодцем, по которому дым выходил наружу [3] Таким образом, в XIII – первой половине XV вв. формируются новые типы жилища, из которых два – с анфиладной и крестовидной планировками – имеют про- тотип в предшествующем времени. Жилище в городах Центрального и За- падного Казахстана характеризуется наличием жилищ из сырцового кирпича и землянок. Трех- и четырехкомнатные дома поселений Сарайчик и Жайык отапливались печами, проходившими под суфами по периметру помещений, и тандырами, имелись санитарно-гигиенические устройства – ташнау. Зем- лянки же, расположенные на городищах, были одно- и многокомнатные. Ото- пление осуществлялось при помощи дымоходных каналов-канов.
a b c d
Рис. а – юрта, аксонометрический разрез [1]; b – план поселения Каялык, жилой квартал [3]; с – баня в г. Отрар, план [3]; d – замок-крепость Акыртас, план [2]
362
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Знаменитым трансконтинентальным путем древности и средневековья является знаменитый Шелковый путь, участок которого проходил по тер- ритории средневекового Казахстана Шелковый путь послужил возникно- вению и развитию, помимо административных центров, городов-резиден- ций, торгово-ремесленных городов – Испиджаб (Сайрам), Талас(Тараз),
Атлак, Хумукент, Кулан, Мерке, Фараб (Отрар), Алмалык, Талхир, Сы- ганак; караван-сараев – Тортуль, Белеули, Акча-Кала; замков – крепо- стей – Акыр-Тас, Тарса-Тюбе, Баба-Ата, Ак-Сумбе и др. [3, 7] Все они служили не только опорными стратегическими пунктами, но и объектами придорожного сервиса, где полуфункциональность является характерной чертой большинства из них.
Караван-сараи строились двух типов: открытый и закрытый. Открытые караван-сараи встречались в составе больших городов и были их достояни- ями. Возле них в обязательном порядке строились специальные загоны для скота и конюшни, а само здание представлял своего рода гостиницу со все- ми условиями для комфортного отдыха путешественников. Для этого здесь были предусмотрены бани, чайхана и другие необходимые для восстановле- ния сил объекты сервиса. По архитектурно-планировочной структуре такие виды караван-сараев были одноэтажные и двухэтажные. В двухэтажных на первом этаже располагались загоны для животных и складские помещения для товара, а на втором этаже были жилые помещения.
На территории Казахстана последнее получили большее развитие в XII веке, когда важным событием многих городов стал появление тор- гово-ремесленных предместий – рабадов [3]. В обязательном порядке от- крытые караван-сараи находились в части рабада города, и располагались возле основных ворот. Закрытые караван-сараи кардинально отличались от открытых. Они представляли собой отдельно стоящие комплексы, которые строились вдоль караванных путей, хотя такой вид встречался и вблизи городов. Ориентировались такие постройки по сторонам света углами. Такой вид караван-сараев имеет прямоугольную или квадратную форму в плане с открытым двором и колодцем посередине. Внутренний дворик был окружен помещениями для проживания путников и хранения их товаров. Возле них также имелись загоны для животных. Стены строи- лись так, чтобы отбыть нападение и выдержать недолгую осаду.
Караван-сараи располагались на оптимальном расстоянии друг от дру- га, что помогало предотвратить расходы на ночлег торговцев на опасных дорогах (в частности, для обеспечения сохранности их ценного груза). Та- ким образом, караван-сараи были построены каждые 30–40 километров в благополучных областях. Многие факторы внутреннего устройства кара- ван-сараев влияли на развитие отношений между странниками, например, наличие паровых бань (хаммам) и восточных базаров. Более того, здесь зародилась торговля, а для многих купцов рынок караван-сараев стал пер- вым местом торговли. В крупных караван-сараях с двумя въездными во- ротами восточные базары проходили через весь центр. Внутренние базары снабжались товарами проезжих купцов, откуда они зачастую попадали на базары вблизи караван-сараев. Такие практические и коммерческие аспекты
363
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина торговли создали глубокую нематериальную связь, которая выражалась в форме обменов, создавая оазис гостеприимства на Шелковом пути.
Таким образом, исторический анализ показывает, что архитектура тра- диционных объектов на территории Казахстана включала в себя методы энегопассивного проектирования для эффективного сохранения энергии и регулирования микроклимата в разные периоды года. В традиционном жилище кочевников и в средневековой архитектуре караван-сараев ис- пользовались различные архитектурно-планировочные методы. К ним от- носятся оптимальные размеры внутренних дворов для создания тени, ори- ентация по сторонам света, организация аэродинамики помещений путем создания открытого двора, использование системы канов при отоплении комплексов зданий и суф для отопления полов, организация холодильных комнат для хранения пищи и др. Эти и другие методы обеспечивали зда- ниям защиту от жары летом и сохранения тепла зимой.
Список литературы
1. Амиргазин К.Ж., Амиргазин Е.К. Казахская традиционная юрта. Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 61.
2. Маргулан А., Басенов Т., Мендикулов М. Архитектура Казахстана. Алма-Ата:
1959. 170 с 1959. C. 95.
3. Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К. Археология Казахстана: Учебное посо- бие для студентов вузов. Алматы: Каза‟ университеті, 2006. 355, С. 32.
4. Маргулан А.Х., Агеева Е.И. Археологические работы и находки на террито- рии Казахской ССР (с 1926 по 1946 гг.) // Известия АН КазССР. Серия археоло- гия. 1948. Вып. 1.
5. Лопатин С.В. Археологические памятники Центрального Казахстана // ТИ-
ИАЭ АН КазССР. 1956. Т. 1. Археология.
6. Басенов Т.К.Тас-Акыр. Изв. АН КазССР, вып. II, 1950.
7. Добросмыслов А.И. Города Сыр-Дарьинской области. Ташкент, 1912.
УДК
М. К. Нурланова
Научный руководитель – Г. А. Исабаев
Международная образовательная корпорация «Казахская головная архитектурно-строительная академия», Алматы, Казахстан
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ДВОРОВЫХ
ПРОСТРАНСТВ
Глобализация ведет к открытию границ в политическом, экономиче- ском и культурном плане. Глобализация способствовала экономическому росту, повышению уровня жизни и, как следствие, архитектурные осо- бенности различных регионов и климатических зон начали терять свою региональную самобытность, уникальность. Система внутреннего двора претерпела серьезные изменения в современной архитектуре благодаря развитию технологий, современным строительным материалам, социаль- ным и культурным преобразованиям, изменению системы убеждений, из- менению образа жизни, изменению норм строительства и т. д.
364
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Оксфордский словарь [1] определяет внутренний двор как: «Неза- крытая территория, полностью или частично огороженная стенами или зданиями, обычно являющаяся частью замка или большого дома». Кро- ме того, Национальный строительный кодекс [2] определяет внутренний двор как: «Пространство, постоянно открытое небу, закрытое полностью или частично зданием и может находиться на уровне земли или на любом другом уровне внутри здания или рядом с ним».
Первые в мире дворы появились, как только люди начали строить дома около 3000 г. до н.э. Эти дворы часто использовались в качестве мест для приготовления пищи, так как они обеспечивали большое про- странство для открытого огня и большую площадь для выхода дыма.
Люди также использовали эти территории в качестве спальных зон, рабо- чих мест, игровых площадок и, конечно же, в качестве садов. Эти дворы были вдохновлены центральными зонами открытой планировки, которые использовались в качестве мест сбора и приготовления пищи. Некоторые из самых известных примеров самых ранних дворов в истории включают
Львиный двор в Андалусии и мечеть Укба в тунисском городе Кайруан.
Самые ранние дворы были найдены при раскопках на неолитической стоянке Ярмукян в Шаар-Хаголане в Сирии, датируемой 6000–6500 года- ми до н. э. Дома состоят из нескольких комнат, окружающих внутренний двор. Исторические свидетельства существования внутренних дворов также можно найти на территории шумерского города Ур и поселений цивилиза- ции долины Инда. Были найдены двухэтажные дома, построенные вокруг общей открытой площади. Хотя сегодня мы называем эти помещения вну- тренними дворами, в 2000 году до нашей эры их обычно называли Атри- умами – термин, который сегодня также имеет несколько иное значение, в настоящее время обычно рассматриваются как большие сооружения со стеклянной крышей и боковыми стенами. Форумы и атриумы в римской архитектуре, Агора в греческой архитектуре, внутренние дворики Испании, дома эпохи Тюдоров в Британии – все это указывает на различные раз- меры, комбинации и степень использования внутренних дворов в европей- ской культуре. Римляне часто устанавливали большие колодцы в центре дворов, чтобы собирать падающую дождевую воду. Эти дворы использова- лись также в качестве сцен, где странствующие певцы и музыканты могли демонстрировать свой талант тем, кто живет в этом районе.
Традиционные китайские дворы были устроены так же, как и римские дворы. Центральным элементов служил квадрат, объединяющий несколь- ко жилых домов, принадлежавших одной семье. Во внутренних дворах разбивался сад, который способствовал умиротворению и спокойствию, а также незаменимым атрибутов являлись водные объекты в качестве цен- тральной точки. С философской точки зрения внутренний двор служит связующим звеном между небом и землей [3].
В исламских районах частные дворы часто были единственным ме- стом, куда мусульманским женщинам разрешалось ходить в одиночку.
Жизненные системы и, следовательно, дворы в ближневосточных ре- гионах являются отражением кочевой культуры народа. Первоначально