Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 906

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

370
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin возрастные границы профиля туриста, развивая объекты по интересам туриста. Для постоянного, всесезонного использования новых турист- ских объектов существенно важно вовлечение местных жителей, что не только улучшит туристскую дестинацию, но и улучшит качество жизни местного населения. В отличие от строительства отдельных туристиче- ских объектов, туристская дестинация проявляет себя как более устой- чивая модель, стратегия развития которой прогнозируема и экономи- чески более устойчива. Поэтому при строительстве новых туристских объектов важно взглянуть на территорию комплексно, с точки зрения экспозиционного каркаса и сценария ее развития. Для поддержания туристского интереса исторических малых городов Росcии, необходи- мо сформировать новую систему туристской дестинации: устойчивую изменениям, подходящую для различных сценариев пользования, спо- собную заинтересовать на длительный период времени, функциони- рующую круглогодично, взаимодействующую с городом, как симбиоз потребностей жителей и туриста. Только комплексное решение постав- ленной проблемы с многоуровневым анализом отраслей города сможет сформировать гармонично функционирующую структуру.
В результате, влияние туристических дестинации на реабилитацию исторических малых городов немаловажно. Развитие туристских объ- ектов, интегрированных, взаимодействующих с городом, осуществляет многоуровневый вклад в жизнь горожан и поддержания исторического наследия. Важно рассматривать туристические объекты, как полноцен- ную систему, которая может существовать не только за счет приезжаю- щих, но и всецело включаться в жизнь города. Только в таком случае, туризм не будет отдельной структурой города, сезонно вымирающей и возрождающейся, а станет ответом на повышение экономической, социальной и культурной составляющей городской жизни, толчком для процветания.
Список литературы
1. Павленко, И.Г. Сущность и содержание туристской дестинации / И.Г. Пав- ленко, Э.У. Османова // Проблемы современной экономики: Социальная и эконо- мическая география. 2016. Вып. 4 (60). КФУ им. В.И. Вернадского, 2016. С. 3 из 4
С. 209–212. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-turistskoy- destinatsii (дата обращения: 28.09.2022).
2. Шенеса, Х. Организация зоны активной туристической деятельности в струк- туре крупнейшего города Ирана / Х. Шенеса // Architecture and Modern Information
Technologies. 2010. № 2 (11). С. 3–9. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2010/2kvart10/
shenasa/abstract1.php (дата обращения: 20.10.2022).
3. Яковлева, С.И. Основы территориального проектирования туристских мест- ностей: учебное пособие / С.И. Яковлева, – 1 электрон. опт. диск. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015.
4. Managing Tourism at World Heritage Sites: a Practical Manual for World Heritage
Site Managers / edited by A. Pedersen. – UNESCO World Heritage Centre, 2002. –
1 file pdf. – Text: electronic.
5. Thor, F. The tourist route system – models of travelling patterns / F. Thor //
Belgeo. 2005. № 1–2. Р. 35–58.


371
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
УДК 378.1
М. В. Пономарев
Научный руководитель – Л. В. Савельева
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК
КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственная политика, направленная на поддержку наукоемких отраслей промышленности, создает благоприятные условия для роста эко- номики в Российской Федерации. Процент валового внутреннего продук- та, приходящийся на наукоемкое производство, в экономически развитых странах составляет 75–80 %, тогда как в Российской Федерации он ра- вен 20–25 %. Эти данные говорят о необходимости создания и поддерж- ки предприятий, участвующих в инновационном процессе и работающих в различных сферах промышленности.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач политики государ- ства является стимуляция инновационного процесса внутри наукоемких производств в большинстве отраслей промышленности в России, кото- рый, исходя из мирового опыта, наиболее эффективно реализуется на базе малого предпринимательства.
В данной статье в качестве наиболее продуктивной организации, зани- мающейся научно-инновационной деятельностью, рассматривается техно- парк, позволяющий наукоемкой фирме пройти путь от зарождения идеи до мелкосерийного производства. В настоящее время в мировой практике строительства технопарковых структур сформировалась типология, отли- чающаяся своим внутренним устройством, но обладающая схожей целью: формирование благоприятных условий для развития экономики региона путем создания инновационных продуктов и технологий в сфере про- мышленности. Необходимо наличие большого количества высококвали- фицированных кадров при работе над различными научно-исследователь- скими проектами. Для решения этой задачи технопарку требуется связь с университетом, структурой, которая способна выпускать специалистов высокого уровня для реализации этого запроса [2].
Нынешнее законодательство способствует обеспечению глобальной конкурентоспособности российских вузов и позволяет им самостоятель- но организовывать малые предприятия для ведения инновационной дея- тельности в рамках научного парка. В основных положениях документа
«Стратегия 2030» неоднократно акцентируется внимание на необходимо- сти перехода Российской Федерации на инновационный путь развития, базой для которого должна стать «экономика знаний», которая способна избавить нашу страну от экспортно-сырьевой зависимости.
В настоящее время глобальное соперничество между развитыми стра- нами привело к модернизации экономики на новую технологическую ос- нову, ставшую драйвером роста творческого потенциала населения в об- ласти высшего профессионального образования, научной деятельности


372
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin и наукоемкой промышленности [3]. Этот процесс актуален во всех сферах профессионального деятельности, в том числе и в архитектуре.
В мировой истории существуют примеры архитектурных школ, ко- торые уделяли большое внимание налаживанию трехсторонней связи: образование – наука – производство. Среди таких школ можно вы- делить ВХУТЕМАС и Баухаус, которые оказали большое влияние на архитектурное образование во всем мире. Их деятельность была на- правлена на формирование системы образования вокруг мастерских, где студенты на практике изучали основы архитектуры, живописи, скульптуры, а также других художественных ремесел: металло- и дере- вообработка; полиграфическое, керамическое, текстильное дело и про- чие. Дальнейшей работе в мастерских предшествовали пропедевтиче- ский (ВХУТЕМАС) и базовый (Баухаус) курсы, которые закладывали в обучающихся первичные художественные знания.
Слева – мастер малярной мастерской Хиннерк Шепер с учениками, 1926 г., Баухаус;
Справа – Владимир Татлин со студентами Дерметфака ВХУТЕИНа. Вторая половина
1920-х гг. Фотография А. Родченко. Архив А. Родченко и В. Степановой
Среди современных архитектурных школ, участвующих в процессе об- разование – наука – производство можно выделить учебные заведения:
Институт вычислительного проектирования и строительства ITKE (Штут- гард, Германия), Институт передовой архитектуры Каталонии (Барселона,
Испания), Королевская датская академия (Копенгаген, Дания). Эти шко- лы работают на стыке программирования и архитектуры и привлекают своих студентов к участию в конкурсах и воркшопах, где они самостоя- тельно проектируют и собирают различного рода архитектурные формы.
Такие методы обучения помогают обучающимся овладеть современными инструментами архитектурной профессии и подготовить их к самостоя- тельной практической деятельности по окончании института.
Исходя из мирового опыта видно, что качество архитектуры напрямую зависит от профессиональной подготовки архитекторов в рамках универ- ситетской программы. Основой обучения архитектурной специальности нередко являются научные знания, новые технологии и инновацион- ные продукты, которые необходимо вовремя вводить в образовательный процесс [1]. Появляется необходимость в создании подразделений на базе

373
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина вузов, связывающих процесс обучения и науку, достижения которой яв- ляются базой для системы образования [1]. На сегодняшний день архи- тектурное образование и наука в России находятся в стороне от иннова- ционных продуктов других строительных специальностей, а также мнения общества и малых социальных групп [4]. Решением может стать организа- ция архитектурно-строительного технопарка на базе университета.
Слева вверху – Лаборатория Института вычислительного проектирования и строительства
(ICD), павильон «BUGA Fiber Pavilion», 2020 год; Справа вверху – Институт передовой архитектуры Каталонии, лаборатория Валдаура; Внизу – Королевская Датская академия
(CITA), семинар «Пути к производству», кафедра 2, 3-й курс, январь 2011 год
Механизм работы архитектурно-строительного технопарка схож с де- ятельностью промышленного научного парка, целью которого является разработка инновационных технологий и внедрение их в производствен- ные процессы, однако, существует ряд отличий:
во-первых, во главе архитектурно-строительного технопарка стоит архитектурное бюро, мастерская, студия или группа таких организаций, которые получают запрос извне (от региона, государства или мирово- го сообщества в целом) на решение какой-либо проблемы. В процессе


374
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin обработки этого запроса организация предлагает свои идеи и совместно со смежными специалистами (строительство, инженерия, программирова- ние, урбанистика, химия, физика, экономика и т. д.) разрабатывают про- ектное решение или инновационный продукт в рамках одной из малых, средних и крупных фирм, которые работают в сфере строительства;
во-вторых, технопарк привязан к университету, как к основному ис- точнику высококвалифицированных кадров для функционирования на- учного парка, не только в сфере архитектуры, но и смежных профессий;
в-третьих, одной из главных целей архитектурно-строительного техно- парка является повышение качества архитектурного облика региона.
На сегодняшний день в Российской Федерации созданы условия для организации университетских технопарков, которые способны связать об- разование, науку и практику. Опыт организации технопарковых структур на базе вузов можно распространить на многие отрасли, в том числе и на архитектурно-строительную. Создание технопарка на базе архитектурно- строительного университета способна повысить не только уровень обра- зования внутри вуза, но и оказать положительное влияние на экономику региона за счет создания инновационных продуктов, являющихся резуль- татом научно-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Глухова А.В. Харитонов М.О. Проблемы науки и искусства в архитектурном образовании // Перспективы науки. 2022. № 6 (153). С. 160–162. – URL: https://
www.elibrary.ru/download/elibrary_49333014_42342049.pdf (дата обращения: 14.01.2023).
2. Пономарев М.В. Методы проектирования университетских технопарков в структуре города: диссертация на соискание степени магистра архитектуры по направлению подготовки 07.04.01 – архитектура / Пономарев Михаил Владиславо- вич; «Московский архитектурный институт (государственная академия)». М., 2022.
3. Пучков М.В. Теоретические основы архитектурно-пространственного фор- мирования научно-образовательных комплексов: специальность 2.1.11: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры / Пучков Максим
Викторович; ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художествен- ный университет». Нижний Новгород, 2021.
4. Топчий И.В. Процессуальные модели интеграции науки, практики и про- фессионального образования в архитектуре // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 171–178. – URL: https://www.elibrary.ru/
download/elibrary_44211240_75312020.pdf (дата обращения: 14.01.2023).
УДК 725.1:62
Д. С. Пчелинцева
Научный руководитель – Т. Б. Ефимова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
АРХИТЕКТУРА ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ
Строительство промышленных зданий является отдельной отраслью архитектуры. При создании объектов промышленной архитектуры исполь- зуются те же строительные материалы и конструктивные приемы, что и в других сооружениях.


375
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
На первых этапах истории развития промышленной архитектуры по- стройки по своим пространственным характеристикам кардинально не от- личались от жилых и общественных зданий. Производственные процессы могли быть размещены прямо в жилом доме, на одном из его этажей, либо в пристроенном помещении.
В XVII – начале XVIII в. в ряде европейских стран начали строиться большие здания, где размещались производственные предприятия – ма- нуфактуры (рис. 1, цветная вкладка).
В XIX веке для промышленных зданий и сооружений использовались архитектурные формы крепостных, церковных и фортификационных со- оружений. Большие пролеты цехов ассоциировались с нефами католи- ческих соборов. Фасады заводоуправлений повторяли архитектуру двор- цовых зданий. А инженерным сооружениям придавалась форма башен.
Средневековая башня из кирпича – основная архитектурная тема шатро- вых надстроек водонапорных башен и газгольдеров.
Быстрый экономический рост и развитие техники заставили отказаться от архитектурного историзма в промышленных сооружениях, так как их приходилось расширять и перестраивать. Владельцы таких предприятий не всегда пользовались услугами архитекторов, ограничиваясь приглаше- нием инженеров, которые уделяли внимание больше практической ча- сти, нежели эстетической. Инженеры создавали рациональные структуры и планировки. Функциональность в них была чрезмерно прямолинейна.
Из-за постоянного совершенствования технологических процессов поя- вилась необходимость максимально освободить внутренне пространство про- мышленных корпусов. В связи с этим производственные здания постепенно приобрели простую, но наиболее оптимальную форму «контейнера» или «ко- робки», универсальной для размещения любого технологического процесса.
Зонирование промышленных территорий активно начало применяться в30-50-е годы XX в. И считается одним из важнейших достижений в про- мышленной архитектуре.
Все здания, сооружения, помещения и пространства промышленных предприятий объединили в три основные группы объектов: объекты про- изводственные, подсобно-производственные и вспомогательные.
В 70-ых г. большое влияние на архитектуру промышленных предприятий оказал стиль хай-тек.Его отличительной чертой было широкое наружное ис- пользование индустриальных элементов.Для данной архитектуры характе- рен вынос на фасад элементов транспортных и инженерных коммуникаций
(лестниц, лифтов и т. п.) – скульпторизация технических элементов.
В формировании среды и общего стиля застройки промышленных предприятий наряду с основными производственными корпусами важную роль могут играть: открыто расположенное технологическое оборудова- ние, а также технологические и инженерные сооружения, формы которых обладают архитектурным потенциалом.
Достаточно распространенной практикой стала маркировкаразличны- ми цветами разных инженерных систем, которая в дальнейшем стала ис- пользоваться как композиционный прием.