ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 903
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
381
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Объектом исследования являются факторы, влияющие на формирова- ние жилища человека, а предметом исследования традиционные жилища
Пензенской области.
Под жилой средой понимается сложная структура, которая формиру- ется под воздействием множества факторов, объективных и субъективных.
Внешние условия являются объективными показателями, влияющими на жилище. Субъективными показателями считаются факторы, влияющие на жилую среду посредством взаимодействия с человеком или социумом.
Таким образом, у исследований к настоящему времени определились несколько основных направлений, влияющих на формирование жилой среды: природа и ее развитие; общество и его развитие; техника и научно- технический прогресс.
Природно-географические факторы включают: климат, а именно тем- пературно-влажностный и ветровой режимы, инсоляция и освещение тер- ритории; рельеф; растительный и животный мир; водные ресурсы; грун- ты, геологическая и тектоническая структура и полезные ископаемые.
Социальные факторы создания жилой среды формируют такие состав- ные элементы: население, его количество и социально-демографическая структура, то есть темпы роста, миграции, половой и вековой состав, раз- мер и структура семей и т. п.; тип государственного устройства, социаль- но-экономические связи и отношения социальных групп; образование, эстетические и моральные ценности социальных групп.
Научно-технические факторыформирования жилища включают: на- копление информации и степень развития науки; энергетическое обеспе- чение; материальные ресурсы; градостроительные морфологические про- блемы; экологические проблемы.
Природно-географическая характеристика Пензенской области помо- жет нам рассмотреть механизмы формирования её традиционного жили- ща. Территория Пензенской области составляет 43 тысяч кв. км. в юго- западной части Среднего Поволжья (рис. 1). На северо-востоке лесом занято более 40 % территории, а на юго-западе преобладает степь. Климат умеренно континентальный, с довольно жарким летом и холодной зимой.
Наиболее крупные реки Сура, Мокша и Хопер. Именно здесь начался процесс формирования мордовского народа [1].
Для мордвы XVI–XVII веков были характерны такие типы поселений, как деревни. В дальнейшем появляются выселки, поселки и хутора. Как пра- вило, поселение начинало строиться вблизи рек, так как там находятся удоб- ные для обработки земли, пойменные луга для выпаса скота (рис. 2). Кроме того, реки служили основными путями, которые связывали поселения между собой. Наиболее распространенным типом селений здесь являются долин- ный или овражно-речной, также встречались поселения с линейной, круго- вой, кучевой, радиальной и уличной планировками. Кучевая или гнездовая планировка (с. Армиево Шемышейского р-на) связана с обычаем близких родственников селиться рядом гнездами. С середины XIX века у мордовско- го народа стала преобладать уличная планировка. При такой планировке все дома выходили фасадом на улицу и строились в ряд по черте [1].
382
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Рис. 1. Географическое положение Пензенской области на территории
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 38
Российской Федерации
Рис. 2. Поселения мордвы на территории Пензенской области вблизи рек Мокша, Сура, Волга
Главным строительным материалом являлось дерево. В это вре- мя основным жилищем была курная изба, топившаяся печью без тру- бы, по-черному, затем курные избы начали заменяться белыми (с топ- кой по-белому, т. е. печь была с трубой) и лишь в конце I тыс. н. э. они стали заменяться наземными бревенчатыми срубами – избами (рис. 3).
383
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
До начала ХХ века они строились без фундамента, лишь под углы дома ста- вились столбы. Наиболее распространенной была рубка в «простой угол» или
«в обло». Сруб состоял из 14–16 венцов. Пол настилался так, чтобы могло образоваться подполье, крыши домов покрывались дранью, корой и соломой.
Избы имели двураздельную планировку – изба + сени. Справа или слева от входа в дом располагалась печь, ее устье (топка) обращалось к передней сте- не (рис. 4). По диагонали от печи находился красный угол. Здесь стоял стол с двумя прикрепленными к стенам лавками. Под потолком над входом, от печи до боковой стены устраивались полати. По боковым и передней стенам дома, выше окон, прикреплялись полки, служившие для хранения мелкой домашней утвари и посуды. Стены и потолок не оклеивались. С дальнейшим разрастанием хозяйства или увеличением членов семьи пристраивались до- полнительные объемы. Элементы конструкции избы позволяют достраивать или разбирать элементы, не изменяя всю конструкцию [2].
Рис. 3. Наружный типовой вид избы и инвентарь крестьянина Герасимова. с. Успенское Мокшанского уезда. 1923 г. Из фондов ПГОКМ
Рис. 4. Внутренний вид избы крестьянина Сарайкина с. Пазелки, Городищенский уезд.
Из фондов ПГОКМ
384
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Отметим, что размеры, архитектурные украшения, планировка и вну- треннее убранство определялось не только традицией, но и экономиче- скими возможностями семьи, размещение поселений на местности, тип заселения определялись природными условиями края, особенностями хо- зяйства и историческими традициями [4].
Таким образом, были выявлены основные факторы, повлиявшие на формирование жилища народов мордвы Пензенской области, такие как, природные условия, преобладающие занятия и направления хозяйства, имущественные и классовые отношения, формы семейного быта, обще- ственные обычаи и традиции, эстетические представления мордовского народа. Все это имеет отражение как в планировочной структуре населен- ных пунктов, так и в архитектуре традиционных жилищ.
Список литературы
1. Первушкин В.И. Мордва Пензенской области / В.И. Первушкин, В.Я. Про- шкин; под общей ред. д-ров ист. наук, проф. В.И. Первушкина и В.А. Юрченкова.
Пенза, 2010 (дата обращения: 01.11.22; 12:00).
2. Белорыбкин Г.Н. Жилище русское / Пензенская энциклопедия. М.: Научное из- дательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 (дата обращения: 26.11.22; 14:50).
3. Гидион 3. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. М.В. Леоне- не, И.Л. Черня. Москва, Стройиздат, 1984 (дата обращения: 05.11.22; 19:20).
4. Карташова К.К. Формирование архитектурно-планировочной структуры го- родского жилища на социально демографической основе: автореф. дис. … д-ра архитектуры / К.К. Карташова. М., 1986 (дата обращения: 01.12.22; 17:00).
5. Народы России. Этнография восточных славян: очерки традиционной куль- туры. М., 1987 (дата обращения: 01.12.22; 11:30).
УДК 72.01
С. И. Семенов
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,
Нижний Новгород, Россия
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ФЕНОМЕН МЕСТА: GENIUS LOCI
Дух места – не является дословным переводом Genius Loci, но близок к нему: Genius Loci с латинского – гений места, иначе дух покровитель.
Глубокое изучение понятия Genius Loci в контексте своей эпохи пока- зывает, насколько сильно смысл его отличается от Духа места. Genius
Loci – несёт в себе и «дух» и «место», иначе «характер» и «простран- ство». Потому начать изучать концепцию Феномена места я хочу начать с античного Genius Loci.
Сервий, комментарий к «Георгикам» Вергилия, I, 302: «Гением древние называли природного бога каждого места или вещи, или человека». Гений места – дух места, дух-хозяин – существует много иных имен этого кон- цепта в разных культурах, который мы можем увидеть в прошлых тради- циях различных культур. В Римской империи это были антропоморфные существа, их атрибутом были фиал и рог изобилия. Такая группа представ- ляла собой одно целое: момент жертвоприношения, обряда, результатом которого было получение защиты, помощи или приобретение благ.
385
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Locus имеет индоевропейское происхождение, его идея сводится к выделенности, подготовленности места, в данном случае это про- странство как нечто осмысленное и выделенное, как своего рода прото- структура, служащая для того, чтобы либо разместить в ней нечто, либо сама по себе являющаяся некоторой упорядоченной единицей. Поэтому в словах Genius Loci заключено конкретное выделенное пространство, обладающее собственной логикой и смыслом, в котором пребывает осо- бый обобщенный субъект.
Наличие в месте предметов для ритуала означает одновременно свой- ство genius, как сакрального присутствия и также свойство locus, как выде- ленной и сакральной территории. Не каждое пространство есть locus, чтобы стать им, территория должна быть «обставлена», подготовлена, «упорядо- чена», ей должен быть придан статус структуры с организацией, смыслом и логикой. В таком случае в пространстве и дает знать о себе как сущность genius (дух). Существует интерпретация концепции Genius Loci как некоего цельного, и значение обоих слов, его составляющих, выводится исходя из цельной семантики. Locus становится самим собой только в присутствии genius, и напротив – genius проявляет себя только в контексте locus; оба слова семантически утверждают друг друга и поясняют.
Приведенное описание – один из примеров трактовки этой концеп- ции. У различных народов было своё понимание Genius Loci. Говоря о концепции духов-хозяев у народов северо-восточной Евразии, этнолог
Лот-Фальк использовал термин «евразийский феодализм». Мир природы представляет собой феодальную страну, где все места и вещи, к ним от- носящиеся находятся в ведении определенной духовной сущности. Аутен- тичным место становится, если есть его хозяин. Ручьи, озера и источники охранялись духами воды, пещеры и горы духами земли. Существует до- статочно много легенд, поверий и сказок, в которых древние люди верили в духов места и поклонялись им. Genius loci были богами для древних людей и управляли священными местами.
В качестве примера верований в духов возьмем европейские культуры.
Один из самых старых языческих культов – друиды древней Британии, они поклонялись старым богам в рощах деревьев, где происходили их собрания.
Природа была для них храмом, сами деревья были объектами поклонения.
В языческие святые дни деревья украшали лентами, а у подножия деревьев оставляли подношения. Кельты также верили, что в деревьях есть духи, и потому известно семь священных кельтских деревьев: дуб, ясень, бузина, тис, ольха, орешник и яблоня. Предполагается, что само слово «Друид» происходит от греческого слова, означающего дриада – дух дерева. Каждая священная река, источник, гора или роща деревьев были населены духами места, поэтому genius loci были обожествлены.
У древних греков и римлян примеры поклонения духам места можно увидеть в произведениях искусства на стенах их домов. Считалось, что эти домашние духи – духи места, принятые в дом. Римляне их называли Ла- рами – хранителями священных мест, домашнего очага и дома. Древние римляне проводили фестивали, чтобы отпраздновать и почтить различные
386
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Lares, в том числе фестиваль Compitalia. Были лары для рек, городов
Рима, перекрестков, мореплавателей, дорог, полей и много других.
Норвежцы также почитали Genius Loci. Их духи были описаны в са- гах – это были духи земли: гномы, великаны, эльфы и другие существа, защищающие горы, скалы, холмы и священные леса. Скандинавский на- род испытывал сильные чувства к своим духам места, что нашло отраже- ние в законах тех Темных веков, который гласил, что любая лодка, вхо- дящая в порт, должна снимать любые вырезанные головы дракона перед выходом на берег, чтобы не злить местных духов-хранителей земли.
История, легенды и мифы полны различных существ всех видов во всех культурах. Эти создания – воплощения духов-хозяев и хранителей священ- ных мест и природы в дохристианское время. С утверждением Христианства языческие создания, духи мест стали демонизироваться Церковью и унич- тожаться (например, в сказках о святых и христианских рыцарях, которые побеждают великих драконов, защищающих сокровища – или же иначе свя- щенные места). Концепция Genius Loci стала со временем исчезать из жизни людей, чему способствовала как религия, так и государственность.
Между духами-хранителями рек, лесов, долин, ущелий, гор, озер и т. д. существовала определенная иерархия, схожая с иерархией в государствах.
Так люди жили внутри духовного «государства», взаимодействуя с ее уров- нями, через подношения даров и жертвоприношения, соблюдая законы и порядки природы (лесов, гор, озер и т. д.). При становлении государств
«феодализм духов» переходит в феодализм государственный, и аристокра- ты становятся зримым выражением духов-хозяев. Отныне дары и жертвы
(налоги и подношения) приносятся людям – аристократии, которая вла- деет землями. При этом в сознании населения, элита, вставшая на место духов-хозяев, продолжает быть сакральной, на этом и строится ранговая система, приписывающая верхним уровням духовные и божественные свойства. В Римской империи этому придали правовое выражение, ото- ждествив с Императором «высшее божество» Империи, которому подчи- нялись отдельные духи места. При Императоре Августе был создан культ genii loci – соотнеся его с частями государства и переименовав в genii
Augusti, иначе говоря, подчинив духов места сакральной воле Императора, который стал духом, а местом была вся Империя.
При этом структура мира духов воспроизводила римский государствен- ный порядок. Иерархия духов места распространялась на жилища, нахо- дящиеся под покровительством пенатов и лар, для которых устраивались специальные святилища в доме. Уровнем выше в иерархии шли «жертвен- ные лары». Между духами места и «высшими» божествами существовала следующая иерархия: римские божества считались духами высшего стату- са, и им были подчинены низшие духи.
Внутри самой Римской империи также концепция Genius Loci имела отличия в зависимости от периода империи и от распространения тех или иных взглядов. Многие философы и школы древности описывали концеп- цию, и у каждого было своё восприятие и описание Genius Loci. Напри- мер, неоплатоники имели следующий взгляд: в месте находится явление,