ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18.01.21
Тема 1.1. 2 Социально-демографические проблемы
современной России
План
-
Общая характеристика понятия инвалидность -
Общая характеристика понятия пожилой возраст.
-
Общая характеристика понятия инвалидность
Понятия инвалидности, инвалида и ограничения жизнедеятельности сформулированы в следующих нормативно-правовых актах: федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 7 июля 1999 г. № 172-ФЗ), приказе Минздрава РФ № 30 и постановлении Минтруда РФ № 1 от 29 января 1997 г. «Об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы».
Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Классификация нарушений основных функций организма человека:
· нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);
· нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);
· нарушения статодинамической функции;
· нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Комплексная оценка качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение следующих четырех степеней нарушений:
1) незначительные нарушения функций;
2) умеренные нарушения функций;
3) выраженные нарушения функций;
4) значительно выраженные нарушения функций.
Основные категории жизнедеятельности человека классифицируются по способности:
· к самообслуживанию;
· к самостоятельному передвижению;
· к обучению;
· к трудовой деятельности;
· к ориентации;
· к общению;
· контролировать свое поведение.
Можно выделить три степени ограничений жизнедеятельности человека:
1) способность к самостоятельным действиям с использованием вспомогательных средств, специального режима учебного процесса и т.д.;
2) способность к самостоятельным действиям с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
3) неспособность к самостоятельным действиям и полная зависимость от других лиц.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
-
Общая характеристика понятия пожилой возраст
Пожилой возраст характеризуется нарастанием признаков старения и заболеваний, свойственных этому возрасту.
Процесс старения - генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.
В то же время старение реально создает много психологических трудностей: ведь это годы «вынужденной праздности», часто проводимые в отрыве от работы с ощущением контраста «той» и «этой» жизни, которая многими воспринимается как унизительная. Вынужденное безделье часто становится патогенным фактором в соматическом и психическом отношении, поэтому многие стараются остаться трудоспособными, трудиться и приносить посильную пользу.
Выделение периода старения и старости связано с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин.
Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия процесс старения замедляется. Человек 55-60 лет может совершенно не ощущать себя старым и по социальным функциям может находиться в когорте взрослых - зрелых людей. Так же и само старение внутри указанных фаз не является однородным: кто-то устает от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70 может быть полным сил и жизненных планов.
Старению подвержены все телесные органы и системы организма, даже при оптимальных генетических и средовых условиях. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам. Иссушение кожи, в свою очередь препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры и поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.д.
Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе его инволюции (неизбежной старости). Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к пониманию старения как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма. С физиологической и психологической точек зрения, старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни.
Сложность процесса старения выражается в усилении и специализации действия закона гетерохронии, в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры и функции, которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в его наиболее общих проявлениях. Хотя эволюционно-инволюционные процессы присущи всему онтогенезу в целом, именно в период старения разнонаправленность определяет специфику как психического, так и непсихического развития. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер.
Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные явления старения. Таким образом, можно сказать, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования.
Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период онтогенеза должно усиливаться
ЗАДАНИЕ:
-
Краткий конспект лекции в тетради. -
Дать определение понятиям:
- геронтогенез
- инволюция
- хронологический возраст
- гетерохрония
- эволюционно-инволюционные процессы
- деструктивные явления старения
- онтогенез
- структурообразование.