Файл: Клиническая картина Эмоциональная, познавательная и учебная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психология

Виды нарушений

Определение

Этиология

Клиническая картина

Эмоциональная, познавательная и учебная деятельность

УО

Гетерогенная группа состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта (когнитивных, речевых, социальных способностей), сопровождающееся нарушением адаптивного поведения, затрудняющим или делающим полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

1) неблагоприятная наследственность;

2) вредности, действующие в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы и др.);

3) родовой травматизм и асфиксия;

4) вредности, действующие в период раннего постнатального развития (мозговые заболевания инфекционного, интоксикационного, травматического характера, нарушения питания и др.).

тиологические факторы олигофрений:

5) эндогенные (наследственные);

6) экзогенные (воздействие различных химических препаратов, радиация и т.д.)

7) смешанный характер

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению.

Память Ученик становится забывчивым, часто не помнит некоторые моменты из жизни. У него в голове откладывается случайно увиденная информация, внешние примеры.

Ребенку сложно дается построение логических связей. Практически неразвита смысловая па

мять.

Внимание Испытывает трудности с распределением своего внимания, медленно переходит с одной задачи на другую.

Слабая концентрация внимания.

Мышление на протяжении всей жизни – наглядно-образное.

Сниженная активность мыслительных процессов, слабая регуляция мыслей.

Не сформированы навыки анализа, обобщения, сравнения и синтеза. Ребенок не может сам оценить выполненную задачу.

При проведении методик, направленных на выявление показателей умственной деятельности

Эмоциональность Эмоциональная сфера неразвита, подчиняется инстинктам.

Игровой способ обучения отвлекает от выполнения задания.

Обладает внушаемостью и слабой уверенностью в собственном мнении.

Не может контролировать свои эмоции, имеет нестабильное настроение

Способ выполнения задач- Нерациональные попытки манипуляции. Ребенок не может переносить дела на потом.

Обучаемость и отношение к помощи- Низкий уровень обучаемости и усвоения информации. Педагогическая запущенность. Испытывает трудности с использованием знаний в жизни.

Не принимает помощь взрослых, все задания делает сам.

Познавательная деятельность- Не проявляет интерес к познанию окружающего мира, имеет о нем искаженное представление.

Действует шаблонно, отсутствует тяга к новым занятиям.

Игры и развлечения - Не проявляет активность, при игре действует так же, как и остальные дети, подражая им.

Отсутствует сюжетный замысел, ограничивается предметно-игровой деятельностью.

Речь- Речь имеет грубые дефекты. Ребенок не понимает значения многих слов, неправильно произносит фразы, обладает небольшим словарным запасом, испытывает трудности с формулировкой предложений.

Также у этих детей неразвиты фонематический слух и звуковой анализ. Они не стремятся понять прочитанный текст и использовать речь в достаточном объеме.

Моторика- Ребенок испытывает трудности с координацией, медленно и неловко двигается. Не может быстро переключиться с одного действия на другое.

Обратимость симптоматики- Нарушения необратимы в связи с поражением коры головного мозга. Перечисленные симптомы будут проявляться в течение всей жизни.

ЗПР

Задержка психического развития, или сокращенно ЗПР, – это нарушение, при котором замедляется развитие памяти, внимания, эмоциональной сферы, мышления, социальной активности. Психические отклонения проявляются в дошкольном возрасте, но чаще всего родители замечают отклонения лишь в начальных классах

. это особый тип психического развития ребёнка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В истории изучения детей с задержкой психического развития данная категория детей обозначалась разными терминами: «отстающие в педагогическом отношении», «псевдонормальные», «запоздавшие» и др.

В этиологии ЗПР играют роль

конституциональные факторы, хронические

соматические заболевания, длительные

неблагоприятные условия воспитания и

главным образом органическая

недостаточность нервной системы, чаще

резидуального, реже – генетического характера

Задержка психического развития характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, незрелостью мыслительных процессов, недостаточностью целенаправленности интеллектуальной деятельности, ее быстрой истощаемостью, преобладанием игровых интересов, ограниченностью представлений об окружающем мире, чрезвычайно низкими уровнями общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности.

Память- Объем запоминаемой информации снижен. Ребенок обладает меньшей продуктивностью, обращает внимание только на что-то яркое, лучше воспринимает наглядный материал.

Внимание - Сниженная концентрация и неустойчивое внимание. Ребенок легко отвлекается на посторонние вещи и не может быстро переключиться с одного дела на другое.

Мышление- Скачкообразное развитие мыслительной деятельности – неравномерно формируется словесно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Ребенок имеет хорошие возможности для развития навыков анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, но возникают сложности с причинно-следственными связями.

Способ выполнения задач- Ребенок действует методом проб и ошибок, не знают верного решения ситуации. Поступает не всегда адекватно.

Обучаемость и отношение к помощи- Низкий уровень обучаемости.

Без проблем принимает помощь от взрослых во время выполнения заданий.

Более быстрый темп усвоения информации, возможность ее применения.

Познавательная деятельность- Избегает интеллектуальных заданий, обходит напряжение стороной, но при обучении проявляет интерес.

Необходимо исключать из воспитания наказания и ругань.

Большая возможность дальнейшего развития.

Эмоциональность- Ребенок имеет яркую эмоциональность, что позволяет привлекать его к обучению через заинтересованность задачей, например, с помощью игрового процесса. Однако развитие осложнено гиперактивностью или инфантилизмом.

Испытывает проблемы с адаптацией и планированием своих дел.

Изобразительная деятельность- Обладает данными навыками в разной степени.

Игры и развлечения- В игре действует активно, проявляет инициативу. В отличие от УО, игровая деятельность детей с ЗПР носит более эмоциональный характер. Они могут правильно подобрать способ достижения цели, однако отсутствует умственная сфера и замысел. Без должного обучения останавливаются на уровне сюжетной игры.

Речь- Ребенок воспринимает речь взрослых, включая рассказы и сказки.

Отсутствуют грубые ошибки в произношении и грамматике.

Даже если дети с ЗПР допускают нарушения при письме или чтении, то самостоятельно пытаются понять проблему и исправить ее. Обладают большим запасом слов, чем дети с УО. Способны пересказать услышанный текст.

Моторика- Движения чаще осознанные и скоординированные. Отличаются ловкостью и целенаправленностью действий.

Обратимость симптоматики- Приведение состояния ребенка в норму возможно при должной коррекционной и воспитательной работе. Можно проследить скачок в развитии. От детей с УО отличаются большей вероятностью обучения. При правильной коррекции дети с ЗПР способны поступить и обучаться в ВУЗе, обходиться без посторонней помощи в жизни.


Деменция

Это стойкое необратимое снижение интеллекта и деградация психики, что приводит к потере способности к социальной адаптации.

При слабоумии у ребенка появляются когнитивные расстройства, теряется способность к получению новых знаний и освоению новых видов деятельности, а также навыки, которые уже имеются.


Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.

Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.

Инфецирование ВИЧ. ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.

Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями

Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

Интеллектуальная деятельность нарушена во всех элементах: восприятия

расплывчаты, неопределенны и неточны; суждения поверхностны и случайны, в их построении

ведущая роль принадлежит несущественным, побочным ассоциациям; грубо расстроено

внимание. Особенно ярко внутренняя дезорганизованность проявляется в играх, которые

большей частью заключаются в бесцельной беготне, валянии по полу, бросании и разрушении

вещей.