Файл: Занятие по теме Психологическая безопасность личности в современном медиапространстве. План занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра психологии и дефектологии ОГАОУ ДПО «БелИРО»

Автор-составитель : доцент, кандидат педагогических наук Нагель Оксана Петровна


2.3. Практическое занятие по теме «Психологическая безопасность личности в современном медиапространстве».
План занятия:

  1. Психологическая безопасность личности.

  2. Медиапространство как среда социализации.

  3. Риски и угрозы медиапространства.

  4. Технологии критического мышления при анализе медиаконтента.

  5. Правила психологической гигиены в сетевом общении.


Ход занятия :

  1. Слушатель изучает информационный материал по теме занятия. (см. ниже).

  2. Выполняет практическое задание «Анализ социального медиапроекта проекта «Вместе»


1. Психологическая безопасность личности.

Психологическая безопасность личности - это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность и возможность развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.

Одной из основных функций психологической безопасности является обеспечение психического здоровья личности. Психологическая безопасность —совокупность условий, при которых внутренняя природа человека раскрывается максимально [12].


Рис. 1. Модель психологической безопасности личности.
О нарушении психологической безопасности свидетельствует появление чувства тревоги в связи с переживанием различных угроз и рисков.

Человеку удалось преодолеть многие из тех опасностей, которые угрожали его существованию в предыдущие века. Увеличилась продолжительность жизни благодаря развитию медицины. Большая часть населения земли стала жить в большем достатке, в более толерантном мире, чем когда-либо прежде (Стивен Пинкер «Лучшее в нас» 2020).


В современном технологизированном мире угрозы качественно изменились, стали все больше приобретать информационный характер. Социальные конфликты, терроризм, стрессы становятся частыми, практически повседневными явлениями жизни современного человека.


Виды социальной поддержки, обеспечивающие психологическую безопасность личности.

1. Эмоциональная поддержка - отвечает за чувства близости с другим человеком, за ощущение безопасности и восприятия человеком себя как нужного и ценного.

2. Информационная поддержка - проявляется помощи при понимании причин возникновения той или иной ситуации; она нужна для поиска личностью своих ресурсных возможностей.

3. Инструментальная поддержка представляет собой обучение конкретным действиям по решению конкретной проблемы [12].

2. МЕдиакомпетентность личности как условие психологической безопасности в эпоху цифровизации.
Медиа — это понятие, включающее в себя средства коммуникации, способы передачи информации, а также образовываемую ими среду (медиапространство). Современные медиа не столько документируют, сколько конструируют реальность.


Рис. 2. Медиапространство и образующие его каналы информации.
Современные дети – самая многочисленная (22,6 млн.) и самая медийная часть российского социума [1]. Начиная с 9-10 летнего возраста основным источником информации ребенка становится Интернет. И с этого возраста заканчивается абсолютный контроль родителей над качеством потребляемого контента.

Годовой отчет Левада- центра свидетельствует, что по сравнению с 1989 годом к 2019 году в два раза выросла «любовь» россиян к телевидению, одновременно с тем, что ровно в 2 раза произошло падение интереса россиян к «занятиям с детьми» [4].

Эти данные позволяют предположить, что основным «воспитателем взрослых» является телевидение. Опасение в этой связи вызывает старение педагогического сообщества в России: доля молодых педагогов, в возрасте до 29 лет, составляет только 5,5%. Указав данный факт, бывший министр просвещения Ольга Васильева отметила, что изменение динамики в положительную сторону к 2029 году маловероятно [2].

Пандемия создала условия для сближения медиапотребностей и интересов поколений. Интенсивная цифровизация общества вызывает потребность в пересмотре образовательной политики по вопросу медиаобразования, изучения медиапотребностей и интересов детей и подростков.




Рис. 3. Современная пирамида цифровых и медиа- потребностей личности («New

Маслоу»).
«Решение проблемы не в том, чтобы лучше сторожить детей, а чтобы просвещать и образовывать взрослых» констатировала 24 апреля 2019 года эксперт всероссийского проекта Травли.net доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман [8].

Зинченко Ю.П. указывает на противоречия между традиционной и цифровой социализацией. «У цифровизации, как у медали, две стороны: с одной стороны, это возможности, а с другой стороны, это риски, которые надо учитывать, уметь прогнозировать и минимизировать» [3].

Контролировать и регламентировать время нахождения современных подростков в интернете мы не можем, но обязаны развить и сформировать у личности навыки осознанного и безопасного потребления медиаинформации, навыки критического мышления [9-11].


Рис.4. Составляющие медиапространства (информационные источники)
В документах Совета Европы медиаобразование определяется как «обучение, призванное развивать медиакомпетентность: критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации» [7].

Международные организации (в том числе ЮНЕСКО) говорят о медиакомпетентности как способности людей критически осмыслять поступающую информацию, задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают. А одним из критериев - достоверность и авторитетность информационных источников.
«Медиакомпетентность личности включает:

  1. Доступ: способность умело находить и использовать средства массовой информации и делиться подходящей и ценной информацией с другими.

  2. Анализ и оценка: способность анализировать медиасообщение с точки зрения его качества, правдивости и достоверности; распознавать фейки и манипуляции.

  3. Творчество: способность создавать медиаконтент и уверенно выражать свои мысли, осознавая цель, аудиторию и технику композиции.

  4. Рефлексия: способность применять социальную ответственность и этические принципы к собственной «жизни в медиа».

  5. Действие: способность производить медиапродукт, и осознавать его влияние на других.




Нагель О.П. [9-11] в своих исследованиях предлагает следующие критерии оценки медиапродукта:

1) педагогический (гуманистические ценности);

2) психологический (персональная безопасность);

3) законодательный (соответствие законодательству РФ);

4) культурологический (транслировать ценности культуры);

5) информационный (достоверность информации).

Образовательный проект «Медиаграмотность для всех», посвящен интерактивным технологиям развития медиаграмостности детей и взрослых. Снабжен исчерпывающими методическими рекомендациями по выполнению каждого упражнения. Авторами является международная команда педагогов, тренеров, журналистов и исследователей. Данный проект доступен для бесплатного пользования. Основные темы проекта «Медиаграмотность»: 1) способы расшифровки манипуляций и выявления информационных вбросов в СМИ и  Интернете; 2) правовые основы, позволяющие купировать распространение экстремистской информации и явление кибербуллинга в социальных сетях; 3) критический анализ видеоинформации ютьюб каналов и телеканалов и др. [5].
Негативное воздействие информации





  1. РИСКИ И УГРОЗЫ Медиапространства.

  1. Информационный шум – создание вокруг события потока из множества сообщений о нем, которые содержат в меньшей степени факты, а в большей – трактовки, мнения, альтернативные версии, комментарии к альтернативным версиям, опровержения версий (или отдельных фактов), симбиоз реальных фактов события и вымышленных, фейковых.




  1. Информационные волны - обилие ярких, громких новостей о событиях, которые заполняют информационное пространство за короткий промежуток времени, называется «информационными волнами».




  1. Информационный троллинг - забалтыванию какой-то темы, словесному подшучиванию над кем-то или чем-то.







  1. Манипуляция в медиапространстве – способ управления читателем (потребителем контента) путем искажения фактов, создания и продвижения «выгодной» информации.

В жизни мы чаще всего сталкиваемся с психологическими манипуляциями, когда нас пытаются заставить делать что-то не по своей воле: например, испытывать чувство вины, делать чужую работу, уважать кого-то «по умолчанию» и т.д.
Из истории возникновения термина «манипуляция»:


Манипуляция – не всегда зло. Взрослые в общении с детьми, учителя в общении с учениками, генералы в общении с солдатами, правительство в общении с народом часто пытаются сделать все быстрее,донести решение или мысль, которые до этого были обдуманы целыми поколениями или специальными институтами. И либо они ленятся объяснять, либо считают, что объяснять – долго.

Как же отделить злонамеренные манипуляции от позитивных? Как самому управлять собственной жизнью, не полагаясь на мнение окружающих?

Выход для любого думающего человека – подключить критическое

мышление.



  1. Технологии критического мышления при анализе медиаконтента.







    1. Технология

Чек-лист «Как узнать манипуляцию в СМИ?»




    1. Технология «Как правильно сомневаться»




    1. Технология «Мастер ЙОДА»