Файл: Производство основа экономики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8 класс, обществознание

Тема: ПРОИЗВОДСТВО - ОСНОВА ЭКОНОМИКИ

Эпиграф к уроку:

Работа избавляет нас от трех

вели­ких зол: скуки, порока, нужды.

Франсуа Вольтер

Тип урока: комбинированный.

Цель: показать роль труда в жизни отдельного человека и общества и производства как составляющего основу экономики.

Учащиеся должны знать, что:

1) производство - это процесс воздействия человека на предме­ты и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению потребностей людей;

2) производство - стоит на «трех китах» - рабочая сила, пред­меты труда и средства труда;

3) научно-техническйй прогресс - это взаимодействие техники и науки в процессе совершенствования производства.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) экономика;

2) техника;

3) технология;

4) научно-техническая революция;

5) рабочая сила;

6) предметы труда;

7) средства труда;

8) научно-технический прогресс.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять свою точку зрения;

2) характеризовать технологии будущего;
Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания по теме: Рыночная экономика

Тест

I вариант

1. Что означает слово «экономика» в переводе с греческого:

а) рациональное распределение ресурсов

б) искусство ведения домашнего хозяйства

в) организация хозяйства

2. Экономика представляет собой процесс взаимодействия человека:

а) с природой и техникой

б) с техникой и людьми

в) со всей окружающей средой

3. Что изучает экономическая наука:

а) поведение человека в быту

б) методы рационального ведения хозяйства

в) природные явления

4. Рынок – это…

а) деятельность по продаже и покупке товаров

б) принцип организации экономической жизни

в) механизм, соединяющий производителя с потребителями

г) все перечисленное

5. Главным признаком рыночной экономики является:

а) использование новых технологий

б) забота о государстве

в) свободное ценообразование

6. Экономическая система, в которой решения о том, что, как и для кого производить, являются результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется:

а) командной б) традиционной в) рыночной


7. Закон спроса утверждает:

а) чем выше цена товара, тем меньше величина спроса

б) спрос зависит от предложения

в) величина спроса определяется предложением

8. В условиях рыночной экономики производитель не может самостоятельно решить вопрос:

А) что производить б) для кого производить

В) как производить г) какие платить налоги
II вариант

1.. Место где покупатели и продавцы обмениваются товарами и услугами в экономике, называется:

а) базар; б) ярмарка; в) рынок; г) магазин.

2. Какую главную проблему позволяет решать экономика.

а) наличие дешевой рабочей силы; б) ограниченности ресурсов;

в) социальных последствий НТР; г) загрязнения окружающей среды.

3. Основная цель рыночной экономики состоит в следующем:

а) защита окружающей среды

б) укрепление государства

в) удовлетворение потребности людей

4. Если большинство населения страны занято в с/х. и ведет его «дедовскими способами», то это, скорее всего.

а) традиционная система; б) рыночная система;

в) плановая система; г) смешанная система.

5. Если на рынке поднять цены на кондитерские изделия, то последствием этого, скорее всего, будет:

а) снижение предложения кондитерских изделии,

б) рост спроса на кондитерские изделия,

в) падение спроса на кондитерские изделия,

г) люди перестанут потреблять кондитерские изделия.

6. Если на рынке вырастут цены на фрукты, то:

а) желающих покупать их станет больше; б) желающих продавать их станет меньше;

в) желающих продавать их станет больше; г) ничего не изменится.

7. Что из перечисленного не будет последствием конкурен­ции:

а) снижение цен на рынке; б) улучшение качества продаваемых товаров;

в) расширится ассортимент товаров на рынке;

г) государство запретит расширение конкурентной борьбы.

8. Рост конкуренции среди покупателей возникнет, если:

а) произойдет снижение цен; б) вырастет качество производимых товаров;

в) возникнет дефицит товаров; г) вырастет производство товаров.


  1. Изучение нового материала.

ПЛАН

  1. Главный источник экономических благ.

  2. Товары и услуги.

  3. Факторы производства.

  4. Разделение труда и специализация.



1. Главный источник экономических благ.

Слово учителя.

Человек призван создавать, добывать, творить условия своего существования. Он должен производить, непрерывно воссоздавать все, что необходимо для обеспечения жизни.

Производство

главный источник жизнеобеспечения


фундамент лю­бой экономики


выпуск продукции, изготовле­ние материаль­ных ценностей


создание, преобра­зование любого экономического продукта


Производство — это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.

Экономика, ориентированная на удовлетворение конечных по­требностей людей, выпускает в большем количестве потребитель­ские товары и услуги.

Производство - стоит на «трех китах» - рабочая сила, пред­меты труда и средства труда.
«3 КИТА» Экономики




рабочая сила предметы труда средства труда
- Рассмотрите схему.

Вопросы:

- Что относится к рабочей силе, предметам труда, средствам труда.

Приведите примеры.

- Для чего необходимо производство?

- Вспомните пословицы и поговорки о труде.

- Чем является труд для вас?

Слово учителя.

В производстве важно, какие технологические процессы при­меняются.

Под техникой или техническими средствами в экономике понимаются виды применяемых в производстве машин, оборудо­вания, приборов, инструментов и их технические характеристики.

Технология - виды технологических процессов, способы пре­образования, обработки материалов, используемых в производстве, и получения готового продукта.

Техника и технология непрерывно совершенствуются. Боль­шую помощь в этом им оказывает наука. Достижения естественных и точных наук преобразуют технику и технологию производства.

Научно-технические прогресс - проникновение, продвижение научных достижений в технику и технологию, преобразование на их основе производственных процессов, освоение производства новых видов материалов, энергии, машин, товаров и услуг.


Ноу-хау - знаю как.

Наблюдается исчезновение одних профессий и появление других. В начале XX в. практически в каждом селе имелся мастер, изготавливающий конскую сбрую и седло, в городе профессия трубочиста была некогда массовой. Развитие техники способствовало появлению все новых сфер деятельности человека, которые оформляются к особые отрасли (например, информатика, биотехнологии и др.). Одной на массовых профессии в нынешнем столетии становится профессия программиста.

  1. Товары и услуги.

Слово учителя.

Целью и результатам производства является продукт. Продукт — результат экономической деятельности, воплощенный в вещах и услугах.

Он обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью, т. е, способностью быть полезным, нужным людям, и меновой стоимостью, т. е, способностью обмениваться на другие товары.

Натуральное хозяйство -ПЕРЕХОД- товарное хозяйство

Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы:

  1. средства производства (станки, рабочие здания, оборудование);

  2. предметы потребления (продукты питания, одежда).

Услуги — экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом. Услуга в отличие от товара не обладает вещественной формой, но от этого не становится менее значимой. Может ли современный человек обойтись без поездок в автобусе и посещения библиотеки, без разговоров с друзьями по телефону и консультации врача?

Разница между товарами и услугами в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент ее производства.

Задание: приведите примеры производства товаров и услуг.

  1. Факторы производства.

Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники. Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называется факторами производства (от лат. Factor — делающий, производящий).

С амостоятельная работа с текстом учебника. Заполнить таблицу.

Факторы производства


  1. Разделение труда и специализация.


Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определенным количеством людей.

Рассмотрим ситуацию. Мебельная мастерская получила заказ на изготовление стола. Процесс производства делится на отдельные виды работ, или операции: изготовление деталей изделия; обработка деталей; сборка изделия из деталей. Отдельный работник может сосредоточиться на одном виде работ или на одной операции, а остальные операции будут выполняться другими работниками.

Вопрос. Как вы думаете, такое разделение труда как влияет на производство?

Разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками, называется разделением труда.

Итак, если одни работник, выполняя все операции, делал в день не более 20 булавок, то 10 работников в условиях разделения труда изготавливали 48 000 булавок в день, подняв тем самым производительность труда на одного рабочего в 240 раз. Это позволило Л. Смиту утверждать, что «разделение труда в любом ремесле, и каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда».

Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация». Специализация — это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

Отдельные страны могут специализироваться преимущественно на производстве определенного круга товаров и услуг: Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок. Грузия производит виноградные вина, Турция славится организацией туризма и отдыха.
III. Закрепление.

  1. В чем заключается роль производства в экономике?

  2. Что составляет основу производства?

  3. Что значит «ноу-хау»?

4. В чем особенности услуги как товара?

5. Какие ресурсы необходимы для осуществления производства?

6. Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда?

IV. Итоги урока.

Домашнее задание: § 15; рубрика «В классе и дома» задания письменно в тетрадь.