Файл: 1 Общие закономерности действия экологических факторов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обращение с такими отходами регулируется многими законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая Федеральные законы «Об охране окружающей среды».
В соответствии с законом, все отходы, которые получаются в результате осуществления различными предприятиями и организациями своей деятельности, должны быть отнесены к определённому классу опасности, которую они могут представлять по отношению к окружающей среде.
Определение качественного и количественного анализа состава отходов и расчет класса опасности отходов необходимы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы производства и потребления.
Класс опасности отходов – характеристика относительной экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его возможного негативного воздействия на окружающую среду.
На сегодняшний день законом устанавливается пять классов отходов, различающихся по степени опасности для окружающей природной среды (ОПС) в ходе непосредственного или опосредованного влияния на неё. Классы опасности отходов устанавливаются в соответствии с принятыми Критериями.
-
1 класс – чрезвычайно опасные отходы; -
2 класс – высокоопасные отходы; -
3 класс – умеренно опасные отходы; -
4 класс – малоопасные отходы; -
5 класс – практически неопасные отходы.
Так, к первому классу опасности относятся чрезвычайно опасные отходы, степень вредоносного влияния которых очень высокая. Критерием определения отходов, как чрезвычайно опасных, является то, что экосистема получает необратимые нарушения, и её восстановительный период попросту отсутствует. Соответственно, к пятому классу относятся практически неопасные отходы, степень негативного воздействия которых на ОПС очень низкая и экологическая система практически не получает никаких нарушений. Сам процесс отнесения отходов к какому-либо классу может осуществляться двумя путями: экспериментальным и расчетным методами.
При определении порядка сбора отходов должно обеспечиваться соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов в мире и в России является их размещение на специально оборудованных объектах (полигонах, свалках). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для обладания информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр указанных объектов.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду должен проводиться мониторинг состояния окружающей природной среды. Обязанность его проведения возложена на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании которых находятся указанные объекты. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель.
К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Транспортирование опасных отходов
Данные действия совершаются в соответствии со следующими требованиями:
-
наличие паспорта опасных отходов -
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; -
соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; -
наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Особые требования российское законодательство предъявляет к трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов».
Закон содержит некоторые особые требования относительно обращения с опасными отходами (ст. 14). В зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.
Организационно правовые меры для обеспечения правильного обращения с отходами:
-
лицензирование; -
нормирование; -
учет и отчетность; -
ведение государственного кадастра; -
контроль (государственный, производственный и общественный); -
юридическая ответственность,
так же применяются меры экономического регулирования обращения с отходами.
7 Методы подготовки отходов к переработке
Миллионы тонн промышленных отходов образуются в результате жизнедеятельности крупнейших индустриальных центров России. К ним ежесуточно добавляются отходы коммунально-городского хозяйства, включая твердые бытовые отходы. Совокупный рост объемов ТПО и ТБО составляет примерно 5% в год. С другой стороны, при развитии мощностей по переработке отходов существенно возрастает потребность в площадках для новых установок. Уже в настоящее время проблема размещения стала основным сдерживающим моментом в развитии производств по переработке ТПБО. В большинстве стран Европы и Северной Америки управление потоками ТПБО включает ряд обязательных этапов. К их числу относятся: программы по снижению объемов образования ТПБО, широкое внедрение их вторичного использования, применение соответствующих фракций ТПБО в качестве сырья для основных производственных процессов, утилизация энергетического потенциала отходов, захоронение остатков ТПБО, не обладающих никакими полезными свойствами на экологически нейтральных полигонах.
Фактически формула обращения с ТПБО в развитых странах воплощает принцип устойчивого развития и может быть кратко представлена следующим перечнем операций:
-
редукция; -
вторичное использование; -
переработка; -
извлечение энергии; -
захоронение остатков.
Полнота осуществления данной формулы в различных странах определяется конкретными экологическими, сырьевыми, демографическими и другими условиями. В целом европейскими странами принята в настоящее время стратегия, в соответствии с которой возобновляемые источники энергии, к числу которых относятся ТПБО, должны составлять в их энергобалансе 10-15% к 2010 году.
В РФ создано московское государственное предприятие МГП «Промотходы». Основными направлениями деятельности МГП являются:
-
создание общегородской системы централизованного удаления и переработки всех видов отходов промышленных предприятий, а также экологически опасных отходов и вторичных материальных ресурсов от объемов коммунального и жилого секторов г. Москвы; -
развитие системы экологического контроля, правового регулирования, нормативно-методического и информационного обеспечения обращения с отходами; -
координация работ, направленных на сокращение промышленных отходов города и др.
В связи с разнообразием веществ и материалов, подпадающих под категорию ТПБО, и различными технологиями и переработки до настоящего времени не существует единого подхода к созданию типового перерабатывающего завода. Сейчас стратегии управления ТПБО осуществляются посредством химико-технологических систем удаления отходов, которые фактически являются инструментом их воплощения. Структура такой ХТС является прямым отражением экономической и экологической политики государства.
Так, во многих регионах РФ, странах СНГ, части Восточной Европы и в развивающихся странах реальные ХТС включают две основных системы - источник ТПБО и свалку. В большинстве экологически развитых стран ХТС удаления ТПБО включают спектр методов и производств, позволяющих осуществлять индивидуальную переработку и обезвреживание различных ингредиентов. Вместе с тем, все современные ХТС включают полигоны захоронения ТБО, куда поступают непрореагировшие остатки от переработки отходов.
Таким образом, при выборе методов и оборудования переработки твердых отходов существенную роль играют их состав, количество, цена и экологическая безопасность. В РФ вторичную переработку осуществляют по четырем основным вариантам: обезвреживание, извлечение полезныхвеществ, уничтожение и захоронение.Анализ соответствующих процессов позволил сформировать основное требование к их разработке: технологический процесс должен потреблять минимальное количество реагентов и энергозатрат, а продукт вторичной переработки должен обладать потребительской ценностью.
8 Экологический мониторинг окружающей среды, его цели и задачи, уровни мониторинга
Для точного понимания термина «экологический мониторинг» необходимо уточнить, что представляют из себя мониторинг как таковой и социально-экологический мониторинг, поскольку социально-экологический мониторинг исторически не может быть ничем иным, как порождением экологического мониторинга.
В первую очередь мониторинг (в буквальном смысле слова -«отслеживание») - это процесс обнаружения ряда объектов и значений ряда параметров для этих объектов. Потому на первых порах его осуществления необходимо четко выяснить - что необходимо «отслеживать», изучать.
Экологический мониторинг как одна из разновидностей мониторинга как такового является основным методом получения информации об экологической обстановке в исследуемом регионе. Базисной информацией экологического мониторинга являются данные, поступающие из таких наук, как биология и география. Поэтому наибольшее внимание исследователей, занимающихся экологическим мониторингом, сосредоточивается на природных аспектах изучаемых процессов и явлений. При проведении экологического мониторинга изучается их соответствие закономерностям общей экологии.
На основе этой функции данного исследовательского метода и ряда других, упомянутых в научной литературе, экологический мониторинг можно определить как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологический мониторинг включает в себя мониторинг окружающей среды, мониторинг источников антропогенного воздействия, биологический мониторинг и решает задачи в рамках таких направлений научно-исследовательской работы, как:
• организация единой системы сбора и обработки данных наблюдений; обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений, ведение специальных банков и баз экологических данных;
• гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;
• оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды;
• информационное обеспечение органов власти и управления комплексной информацией о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсах, а также о проблемах обеспечения экологической безопасности населения.
В соответствии с общенаучным определением мониторинга можно вывести понятие социально-экологического мониторинга. Обнаружение ряда объектов и значений в ходе социально-экологического мониторинга относится к взаимоотношениям социума и окружающей среды, а потому оно должно основываться на достаточно обоснованной экологической информации, интерпретируемой через максимально приближенные к практике (прикладные) социологические концепции.
Другими словами, экологический мониторинг – это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем ее параметров, имеющих значение для человека и сохранения самой среды.4
Всесторонний экологический мониторинг позволяет независимо отслеживать состояние природы и степень антропогенного воздействия на нее, а иногда и источники отдельных воздействий. В России он осуществляется Единой государственной системой экологического мониторинга (ЕГСЭМ).