Файл: Контрольная работа по дисциплине Литература Вариант 9 студент группы 1123з Алимурзаев И. А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отсчет просветительской деятельности К. Хетагурова принято вести с 1885-1891 гг., когда он жил во Владикавказе, после отчисления из Петербургской академии художеств. В 1891 г. впервые оказался в ссылке.
Из-за отсутствия периодической печати на осетинском языке, в Осетии он был известен в основном как поэт, в России - как публицист. Исследователи считают, что многогранный талант Хетагурова был пробужден и обострен переломным историческим моментом, как в судьбе российского государства, так и кавказского региона. Стремительный переход на рубеже XIX-XX столетий от патриархально-родовой системы к капиталистическим отношениям обусловил кардинальные изменения во всех сферах жизни. Любовь Коста к своей земле и людям была очень глубокой, насыщенной прогрессивным социальным содержанием. Стремление улучшить жизнь осетинского народа стала основным побуждающим стимулом его творчества.
Публицистика сконцентрировала в себе иерархию духовных ценностей автора, в которых этнический компонент находится в неразрывной связи с русской и мировой культурой. Изучение публицистики талантливого осетина позволяют определить систему его убеждений и принципов, побудительных причин его неутомимой общественной деятельности и огромного влияния, которое Хетагуров оказал на развитие Осетии при смене веков и формаций.
Появление К. Хетагурова было обусловлено требованиями времени и явилось важным историческим звеном в отношениях между царским правительством и коренной народностью региона. Отмена крепостного права, стремительно развивающийся капитализм, разрушение патриархальных отношений стали причиной кардинальных изменений в жизни осетинского народа, который был вовлечен в эти процессы, дезориентирован, нуждался в просветительской поддержке, социально-политической защите, отстаивании прав.
Активная публицистическая деятельность К. Хетагурова началась в 1893 г. в Ставрополе, где он вовлекается в бурную общественную работу и одновременно становится секретарем редакции «Северный Кавказ». Став главным редактором, он приглашает в газету новых работников, в основном - учителей и служащих. Благодаря влиянию К. Хетагурова, который «трудится как каторжный», популярность газеты стремительно растет.
Одной из главных целей издания становится агитация интеллигенции к тому, чтобы приобщать народ к культуре. Другое неисчерпаемое направление приложения сил публициста - государственное политическое и социальное устройство российского государства. Среди просветительских публикаций было много статей и заметок, объясняющих различные явления природы, новейшие достижения науки, медицинские новшества и открытия. Печатались библиографические и литературно-критические заметки и статьи.
Публицистика Хетагурова названа исследователем Н. С. Тихоновым «боевым видом деятельности, охватывающим все вопросы общественной жизни»: от строительства дорог, книготорговли, положения рабочих в России и во Франции, взяточничества государственных чиновников, до еды крестьян и проявления ксенофобии…
Одной из главных тем публицистики было освещение вопроса национальной специфики жизненного уклада осетин. Насаждение царским правительством новых норм существования без учета этнических привычек и предпочтений вызывало у коренного население отторжение и порождало конфликтные ситуации.
Трезво смотря в будущее, Хетагуров понимал неотвратимость вхождения горских народов в мировое социокультурное и экономическое пространство, поэтому объяснял осетинам отжившее, на его взгляд, значение некоторых обычаев и обрядов (огромный калым, кровомщение, разорительные поминки и абречество; статьи «Общественный приговор», «Владикавказские письма», «Накануне» и др.), чтобы путем постепенного изменения в мировоззрении помочь горцам в эпохальном приобщении к интернациональной культуре и соответствующему образу жизни. С другой стороны, публицист не мог удержаться от критики жестких бескомпромиссных шовинистических мер царского правительства, которые не только не способствовали их цели, а приводили к прямо противоположным результатам.
Этнической доминанте - свободолюбию как самому священному праву осетина - посвящены публикации, в которых называются и связанные с этим понятия чести, славы, позора. В суровых условиях горской жизни, с очень узким кругом развлечений, без излишеств, формировалась и возвеличивалась не материальная система ценностей. Сохранить свободу даже ценой жизни - было нормой, и вся жизнь, с ее традициями и обрядностью, законами и обычаями была проникнута этим. А произведения устного народного творчества, изобилующие подвигами героев, были первыми духовными и деятельностными ориентирами для настоящих горцев. Впитав национальную культуру с младенчества, в своем творчестве Коста был похожим на образы и символы национальной культуры.
Понятием свободы проникнута и другая приоритетная тема автора - тема единения людей, их разума и трудовых усилий в одно процветающее общество без учета национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, уровня нравственного и исторического развития (статьи «Наши муллы», «Письма из Владикавказа» и др., стихотворения «На Пасху», «Не упрекай меня, что я забросил лиру…» и др.). Хетагуров одинаково страстно выступал в защиту осетин, русских, украинцев, кабардинцев, ингушей, грузин. Он страстно отзывался и на международные события, такие как «дело Дрейфуса» и англо-бурская война (статья «Письмо в редакцию газеты «Юг», стих. «Вите» и др.).
В некоторых аспектах понятие свободы преломляется и соотносится не с личной свободой каждого, а с раскрепощением целого народа и независимостью от гнета поработителей. Жизнь человека находится в связи с судьбой народа и принадлежит ей. Высшее достоинство личности заключается в жертвенном служении высшим идеалам. Отсюда, проявление высшей константы каждого человека, вставшего на борьбу с угнетателями, - жертвенность и необходимость выбора. Этой вынужденной жертвенности, возвышающей личность, преодолевающую притяжение обыденных удовольствий, ради великой идеи освобождения, подчинена вся активная жизнь и творчество самого Хетагурова.
Хетагуров стоял во главе передовой осетинской интеллигенции, которую вовлекал в продвижение многих выше изложенных идей.
В технологическом аспекте публикации Коста Хетагурова называют образцом газетного стиля. Идиоматичность, присущая стилю Хетагурова, наделяет его публикации живым и этноколоритным стилем. Запоминаемость его текстов достигается разными приемами: в публикациях есть и беглые, но запоминающиеся характеристики, откровенные выпады критического и сатирического характера, и развернутые картины, и развернутая логическая аргументация, завершающая каждую статью, художественность и изобразительность. Чтобы избежать цензурных правок, Хетагуров нередко прибегал к эзопову языку. Он мастерски использовал эпитеты, сравнения, метафоры, метонимию, градацию, для усиления выразительности и экспрессии. В воссоздании картин жизни пользовался приемами детализации и жанром зарисовки.
Для выражения иронии и сарказма автор использовал ряд приемов создания художественной образности. Хетагуров прибегал к стилизации (древнерусского фольклора, сказочного повествования). Что выражалось и грамматическим строем предложения, и лексикой (см.: «Тартарен», «Чичиков», «Впечатления бытия» и др.). Хетагуров виртуозно владел словом, облекая в форму необходимые для выражения мысли.
Таким образом, тематика произведений талантливого публициста была разноплановой, соответствующей целям, которые ставил перед собой автор. В связи с этим трансформировался язык: его произведения по стилю приближались то к научным, то к художественно-беллетристическим. Автор добивался блестящих результатов. Многогранный талант - поэта, прозаика, художника - делал слово весомым и действенным, что является главным достоинством публицистики.
Заслуги Коста Хетагурова перед осетинским народом столь велики, что он до сих пор является его символом. Но и как российский публицист этот автор занимает видное место. И многие его идеи очень актуальны для нашего времени.
Появление К. Хетагурова было обусловлено требованиями времени и явилось важным историческим звеном в отношениях между царским правительством и коренной народностью региона. Отмена крепостного права, стремительно развивающийся капитализм, разрушение патриархальных отношений стали причиной кардинальных изменений в жизни осетинского народа, который был вовлечен в эти процессы, дезориентирован, нуждался в просветительской поддержке, социально-политической защите, отстаивании прав.
Тематика произведений талантливого публициста была разноплановой, соответствующей целям, которые ставил перед собой автор. В связи с этим трансформировался язык: его произведения по стилю приближались то к научным, то к художественно-беллетристическим. Автор добивался блестящих результатов. Многогранный талант - поэта, прозаика, художника - делал слово весомым и действенным, что является главным достоинством публицистики.
4. Рассказать о поэтическом отношении А.И.Куприна к любви как к высшей ценности.
Куприн изображает истинную любовь как высшую Ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия - писал Куприн, — всегда борьба и достижение всегда радость и страх, воскрешение и смерть».
Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном рассказе о скромном телеграфном чиновнике Желткове, который был столь безнадежно и самоотверженно влюблен в графиню Веру Шеину.
Патетическая, романтическая по характеру образного воплощения центральная тема любви сочетается в
«Гранатовом браслете» с тщательно воспроизведенным бытовым фоном и рельефно обрисованными фигурами людей, жизнь которых не соприкоснулась с чувством большой любви. Бедный чиновник Желтков, восемь лет любящий княгиню Веру Николаевну, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью», и товарищ прокурора, думающий, что любовь можно пресечь административными мерами, — люди двух различных жизненных измерений. Но жизненная среда не бывает у Куприна однозначной. Им особо выделена фигура старого генерала Аносова, который уверен, что высокая любовь существует, но она «должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире», не знающей компромиссов.
Важной вехой в творческом развитии художника была повесть «Олеся» (1898). Поиски социальных идеалов привели Куприна к изучению и изображению в последующем творчестве «естественного человека» — человека, отошедшего от системы социальных отношений. Излюбленными героями писателя становятся обитатели диких уголков России, которых не коснулось уродство современных социальных отношений. Эти люди близки к природе, они естественны в движениях своего сердца. Такова Олеся, которой автор любуется. Духовное богатство героини, поэтичность, глубину чувств автор рисует как естественную нравственную норму.
Любовь к жизни во всех ее проявлениях — одна из важнейших сторон в эстетической позиции художника. Это сочетание трагизма жизни и воспевание ее поэтических сторон с особой силой выразилось в повести «Поединок» (1905). Ее проблематика выходит далеко за пределы проблематики произведения из военного быта. В ней Куприн говорит о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета и неравенства, о взаимоотношениях личности и общества, об отношениях интеллигенции и народа.
В центре повести — осознание личностью окружающего мира и своего «я», духовное пробуждение. Осмысление Ромашовым армейских порядков, их антигуманного смысла — один из аспектов его нового взгляда на жизнь. Все, что свойственно юности — мечта о счастье, о любви, болезненно обостряется в постоянном общении с ограниченными, грубыми офицерами. Томящееся по красоте сердце «измеряет» реальность согласно своим внутренним законам. Вот почему молодому, неопытному в жизни человеку оказывается доступной, открытой подлинная правда о жизни и о человеке. Куприн ничуть не преувеличивает возможности своего героя. Особая прелесть и поэзия повести в том, что серьезные выводы созревают при чистом непосредственном мировосприятии «чистой» натуры. Ромашов подвержен «тоскливому чувству своего одиночества, затерянности среди чужих людей». Прекрасное он черпает в себе: в своих чувствах, в воспоминаниях.