Файл: Министерство дошкольного и школьного образования республики узбекистан.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ДОШКОЛЬНОГО
И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР
ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
11 КЛАССА СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ташкент-2023
Автор-составитель:
В.Н. Федорко – учитель географии высшей категории школы № 233
Алмазарского района г. Ташкента, доктор философии (PhD) по географическим наукам.
Рецензенты:
1. Ш. Курбанов – доцент кафедры экономической и социальной географии
Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, доктор философии (PhD) по географическим наукам.
2. С. Боранбаева – учитель географии высшей категории школы № 166
Яшнабадс кого района г. Ташкента.
ГЕОГРАФИЯ
11 класс
Учащиеся общеобразовательных школ по окончании 11 класса должны овладеть определенными компетенциями по географии.
В целях оценки знаний, умений и навыков учащихся по географии в
2022-2023 учебном году в 11 классах проводится переводной экзамен по географии в форме устного опроса по экзаменационным билетам.
Каждый учащийся выбирает 1 экзаменационный билет. Для подготовки учащимся дается 20 минут. В каждом билете даются 3 задания.
Первое из них является теоретическим вопросом по темам курса географии
10 класса, второе задание связано с раскрытием содержания двух терминов, рассматриваемых в курсе географии 10 класса, третье же представляет собой практическое задание, решаемое с помощью географической карты.
Ответ на каждый вопрос билета оценивается по 5-балльной шкале.
Итоговая оценка выводится как среднее арифметическое оценок за ответы на
3 вопроса. Например, за ответ на 1-й вопрос – 3 балла, за ответ на 2-й вопрос
– 5 баллов, за ответ на 3-й вопрос – 4 балла; средний балл: (3+5+4) : 3 = 12 : 3
= 4.
Баллы, выставляемые учащимся за ответы, должны отражать объективный уровень их владения необходимыми компетенциями по предмету.
Критерии оценки ответа на теоретический вопрос
№
Критерии оценки
Балл
1. Ответ по содержанию является подробным, не допущено смысловых ошибок
5 2. Основное содержание вопроса раскрыто в общих чертах, допущены смысловые ошибки
4 3. Содержание вопроса раскрыто поверхностно, допущены грубые смысловые ошибки
3 4. Учащийся попытался ответить, но ответ ошибочный по смыслу
2 5. Учащийся не ответил на вопрос
1
Критерии оценки ответа на задание по раскрытию содержания
терминов
№
Критерии оценки
Балл
1.
Содержание обоих терминов раскрыто полностью
5 2.
Содержание одного термина раскрыто полностью, а другого частично, либо содержание обоих терминов раскрыто частично
4 3.
Содержание одного из терминов раскрыто, а второго нет
3 4.
Поверхностно раскрыто содержание лишь одного из двух терминов
2
5.
Содержание обоих терминов совершенно не раскрыто
1
Критерии оценки выполнения практического задания по работе с
картой
№
Критерии оценки
Балл
1.
Географические объекты показаны на карте верно и точно, пояснено их географическое положение, географические координаты определены без существенных ошибок
5 2.
Географические объекты показаны на карте верно и точно, пояснено их географическое положение, географические координаты определены с существенными ошибками
4 3.
Географические объекты показаны на карте приблизительно, их географическое положение не пояснено, географические координаты определены с грубыми ошибками
3 4.
Географические объекты показаны на карте неверно, их географическое положение не пояснено, географические координаты не определены
2 5.
Задание выполнено полностью неверно
1
Примечание. Необходимые учебные принадлежности для выполнения практических заданий
(политическая карта мира, политико- административная карта Узбекистана) заранее готовятся учителем
Билет № 1
1. Система географических наук и её структура. Практическое значение географических знаний.
2. Разъясните смысл терминов «сейсмический пояс» и «миграция».
3. Покажите на политической карте мира государства, входящие в группу
«Большой семёрки». Какое из них является полуостровным государством?
Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 2
1. Тектонические движения литосферы и их последствия.
2. Разъясните смысл терминов «демографический взрыв» и «урбанизация»
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана крайние точки республики. Какая из них расположена дальше других от экватора?
Определите географические координаты этой точки.
Билет № 3
1. География международных миграций, их основные факторы и следствия.
2. Разъясните смысл терминов «снеговая линия» и «эрозия».
3. Покажите на политической карте мира государства Центральной Азии и их столицы. Какая из столиц государств этого субрегиона расположена дальше остальных от экватора? Определите географические координаты этого города.
Билет № 4
1. Великие географические открытия и их значение.
2. Разъясните смысл терминов «антропогенный ландшафт» и «гейзер».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области республики, граничащие с Таджикистаном. Какой из них самый маленький по площади? Определите географические координаты центра этой области.
Билет № 5
1. Учёные Востока, внесшие большой вклад в развитие средневековой географии.
2. Разъясните смысл терминов «эксклав» и «депопуляция».
3. Покажите на политической карте мира государства, входящие в
Шанхайскую организацию сотрудничества. Какое из них самое большое по площади. Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 6
1. Форма Земли и её географические следствия, их проявления в повседневной жизни.
2. Разъясните смысл терминов «геохронологическая шкала» и «Галактика».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана 6 экономических районов республики. Какой из них находится в крайней восточной части нашей страны? Определите географические координаты центра одной из областей, входящих в этот экономический район.
Билет № 7
1. Факторы развития и основные отрасли сельского хозяйства Узбекистана.
Изменения и реформы в отрасли за годы независимости.
2. Разъясните смысл терминов «гляциология» и «экспозиция склона».
3. Покажите на политической карте мира любые 5 островных стран Азии.
Определите, в каком полушарии относительно экватора расположена каждая из этих стран. Определите географические координаты столицы одного из этих государств.
Билет № 8
1. Причины землетрясений. Сейсмические пояса. 12-балльная сейсмическая шкала.
2. Разъясните смысл терминов «глобальные города» и «демографическая политика».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области, по территории которых протекает река Сырдарья. Центр какой из этих областей находится ближе других к Гринвичу? Определите географические координаты этого города.
Билет № 9
1.
Содружество независимых государств. Шанхайская организация сотрудничества.
2. Разъясните смысл терминов «высотная поясность» и «памятник природы».
3. Покажите на политической карте мира государства Южной Азии. Столица какого из этих государств расположена ближе других к экватору.
Определите географические координаты этого города.
Билет № 10
1. Антропогенные ландшафты и их типы.
2. Разъясните смысл терминов «субурбанизация» и «дефляция».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана крайние точки нашей республики. В какой из них Солнце восходит раньше всего?
Определите географические координаты этой точки.
Билет № 11
1. Теория демографического перехода. Демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах.
2. Разъясните смысл терминов «мониторинг окружающей среды» и
«демографическая политика».
3. Покажите на политической карте мира 10 крупнейших стран мира по площади. Какая из этих стран не имеет выхода к Мировому океану?
Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 12
1. Геополитическое положение Республики Узбекистан.
2. Разъясните смысл терминов «геохронология» и «экологическая экспертиза».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана два города
Навоийской области, расположенных в пустыне Кызылкум. Какой из них расположен дальше от Гринвича? Определите географические координаты этого города.
Билет № 13
1. Современная геохронологическая шкала и её ступени.
2. Разъясните смысл терминов «экономико-географическое микроположение» и «внутренняя миграция».
3. Покажите на политической карте мира внутриконтинентальные государства Африки, расположенные в Северном полушарии. Столица какого из этих государств расположена дальше от нулевого меридиана?
Определите географические координаты этого города.
Билет № 14
1. Политическая карта Центральной Азии, экономико-географическое и геополитическое положение её государств.
2. Разъясните смысл терминов «геосистема» и «геоморфология».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области нашей республики, которые граничат и с Казахстаном, и с Таджикистаном.
Центр какой из этих областей расположен ближе других к Гринвичу?
Определите географические координаты этого города.
Билет № 15
1. Развитие транспорта Узбекистана в период независимости, экономическое значение отрасли.
2. Разъясните смысл терминов «внешняя миграция» и «абразия».
3. Покажите на политической карте мира государства Центральной Америки.
Столица какого из этих государств расположена дальше от Гринвича?
Определите географические координаты этого города.
Билет № 16
1. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, их географические следствия, наблюдаемые в повседневной жизни.
2.
Разъясните смысл терминов
«экономико-географическое макроположение» и «делимитация».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области нашей республики, граничащие с Туркменистаном. В какой из них раньше других восходит Солнце? Определите географические координаты её центра.
Билет № 17
1. Географическое положение, политическая карта и население Океании.
2. Разъясните смысл терминов «мониторинг окружающей среды» и «карст».
3. Покажите на политической карте мира государства Северной Европы.
Какая из них расположена к западу от нулевого меридиана? Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 18
1. Государства Южной Европы, их природные условия и ресурсы, международная специализация.
2.
Разъясните смысл терминов
«географическая оболочка» и
«выветривание».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области нашей республики, по территории которых протекает река Зарафшан. Центр какой из этих областей расположен дальше других от столицы нашей республики? Определите географические координаты этого города.
Билет № 19
1.
Геоэкологические проблемы и их территориальные уровни.
Геоэкологические проблемы мира.
2. Разъясните смысл терминов «геотехсистема» и «медицинская география».
3. Покажите на политической карте мира государства Южной Америки, пересекаемые экватором. Столица какого из этих государств находится в
Северном полушарии. Определите географические координаты этого города.
Билет № 20
1. Развитие промышленности Узбекистана в период независимости, новые отрасли и крупные предприятия.
2. Разъясните смысл терминов «мантия» и «секторность».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана регионы нашей республики, граничащие с Казахстаном. В центре какого из них
Солнце заходит позже, чем в остальных? Определите географические координаты этого города.
Билет № 21
1. Природные условия и ресурсы государств Центральной Азии, их хозяйственное значение.
2. Разъясните смысл терминов «трансграничная река» и «маятниковая миграция».
3. Покажите на политической карте мира государства Африки, омываемые
Средиземным морем. Какое из них частично расположено в Азии?
Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 22
1. Политическая карта и население Латинской Америки.
2. Разъясните смысл терминов «геоид» и «фация».
3. Покажите на политической карте мира государства Азии, пересекаемые экватором. Столица какого из них находится в Южном полушарии?
Определите географические координаты центра этой столицы.
Билет № 23
1. Глобальная энергетическая проблема, её решения, понятие об альтернативной энергетике.
2. Разъясните смысл терминов «перигелий» и «широтная зональность».
3. Покажите на политической карте мира государства Латинской Америки, полностью расположенные на материке Северная Америка. В столице какого из этих государств Солнце заходит позже, чем в остальных? Определите географические координаты этого города.
Билет № 24
1. Внутреннее строение Земли.
2. Разъясните смысл терминов «сель» и «антропогенный ландшафт».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области нашей республики, граничащие с Кыргызстаном. Какая из них самая крупная по площади? Определите географические координаты центра этой области.
Билет № 25
1. Экономико-географическое положение Узбекистана: положительные и отрицательные черты.
2. Разъясните смысл терминов «биогеография» и «орбита».
3. Покажите на политической карте мира два государства Латинской
Америки, не имеющих выхода к океану. Столица какого из них расположена ближе к экватору? Определите географические координаты этого города.
Билет № 26
1. Особенности процесса урбанизации в разных регионах мира. Проблемные аспекты урбанизации.
2. Разъясните смысл терминов «афелий» и «ритмичность».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области нашей республики, граничащие только с одним государством. В какой из них Солнце заходит позже остальных? Определите географические координаты центра этой области.
Билет № 27
1. Особо охраняемые природные территории и их виды.
2. Разъясните смысл терминов «городская агломерация» и «вахтовые миграции».
3. Покажите на политической карте мира государства Восточной Азии.
Какое из них является внутриконтинентальным государством? Определите географические координаты этого города.
Билет № 28
1. Геополитические эпохи. Особенности Потсдамской эпохи.
2. Разъясните смысл терминов «высотная поясность» и «геохронологическая шкала».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана самый крупный по площади регион республики. Какой город является административным центром этого региона? Определите географические координаты этого города.
Билет № 29
1. Закономерность азональности, её факторы.
2. Разъясните смысл терминов «рурбанизация» и «государство-анклав».
3. Покажите на политической карте мира государства Вест-Индии. Какое государство Вест-Индии является крупнейшим в регионе по площади?
Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 30
1. Миграция и её виды.
2. Разъясните смысл терминов «периодичность» и «тугаи».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана 3 региона нашей республики, состоящие преимущественно из пустынно-пастбищных территорий. Центр какого из этих регионов расположен дальше других от экватора? Определите географические координаты этого города.