Файл: Министерство дошкольного и школьного образования республики узбекистан.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ДОШКОЛЬНОГО
И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР
ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
11 КЛАССА СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
ЗА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ташкент-2023

Автор-составитель:
В.Н. Федорко – учитель географии высшей категории школы № 233
Алмазарского района г. Ташкента, доктор философии (PhD) по географическим наукам.
Рецензенты:
1. Ш. Курбанов – доцент кафедры экономической и социальной географии
Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, доктор философии (PhD) по географическим наукам.
2. С. Боранбаева – учитель географии высшей категории школы № 166
Яшнабадс кого района г. Ташкента.

ГЕОГРАФИЯ
11 класс
Учащиеся общеобразовательных школ по окончании 11 класса должны овладеть определенными компетенциями по географии.
В целях оценки знаний, умений и навыков учащихся по географии в
2022-2023 учебном году в 11 классах проводится переводной экзамен по географии в форме устного опроса по экзаменационным билетам.
Каждый учащийся выбирает 1 экзаменационный билет. Для подготовки учащимся дается 20 минут. В каждом билете даются 3 задания.
Первое из них является теоретическим вопросом по темам курса географии
10 класса, второе задание связано с раскрытием содержания двух терминов, рассматриваемых в курсе географии 10 класса, третье же представляет собой практическое задание, решаемое с помощью географической карты.
Ответ на каждый вопрос билета оценивается по 5-балльной шкале.
Итоговая оценка выводится как среднее арифметическое оценок за ответы на
3 вопроса. Например, за ответ на 1-й вопрос – 3 балла, за ответ на 2-й вопрос
– 5 баллов, за ответ на 3-й вопрос – 4 балла; средний балл: (3+5+4) : 3 = 12 : 3
= 4.
Баллы, выставляемые учащимся за ответы, должны отражать объективный уровень их владения необходимыми компетенциями по предмету.
Критерии оценки ответа на теоретический вопрос

Критерии оценки
Балл
1. Ответ по содержанию является подробным, не допущено смысловых ошибок
5 2. Основное содержание вопроса раскрыто в общих чертах, допущены смысловые ошибки
4 3. Содержание вопроса раскрыто поверхностно, допущены грубые смысловые ошибки
3 4. Учащийся попытался ответить, но ответ ошибочный по смыслу
2 5. Учащийся не ответил на вопрос
1
Критерии оценки ответа на задание по раскрытию содержания
терминов

Критерии оценки
Балл
1.
Содержание обоих терминов раскрыто полностью
5 2.
Содержание одного термина раскрыто полностью, а другого частично, либо содержание обоих терминов раскрыто частично
4 3.
Содержание одного из терминов раскрыто, а второго нет
3 4.
Поверхностно раскрыто содержание лишь одного из двух терминов
2


5.
Содержание обоих терминов совершенно не раскрыто
1
Критерии оценки выполнения практического задания по работе с
картой

Критерии оценки
Балл
1.
Географические объекты показаны на карте верно и точно, пояснено их географическое положение, географические координаты определены без существенных ошибок
5 2.
Географические объекты показаны на карте верно и точно, пояснено их географическое положение, географические координаты определены с существенными ошибками
4 3.
Географические объекты показаны на карте приблизительно, их географическое положение не пояснено, географические координаты определены с грубыми ошибками
3 4.
Географические объекты показаны на карте неверно, их географическое положение не пояснено, географические координаты не определены
2 5.
Задание выполнено полностью неверно
1
Примечание. Необходимые учебные принадлежности для выполнения практических заданий
(политическая карта мира, политико- административная карта Узбекистана) заранее готовятся учителем
Билет № 1
1. Система географических наук и её структура. Практическое значение географических знаний.
2. Разъясните смысл терминов «сейсмический пояс» и «миграция».
3. Покажите на политической карте мира государства, входящие в группу
«Большой семёрки». Какое из них является полуостровным государством?
Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 2
1. Тектонические движения литосферы и их последствия.
2. Разъясните смысл терминов «демографический взрыв» и «урбанизация»
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана крайние точки республики. Какая из них расположена дальше других от экватора?
Определите географические координаты этой точки.
Билет № 3
1. География международных миграций, их основные факторы и следствия.
2. Разъясните смысл терминов «снеговая линия» и «эрозия».
3. Покажите на политической карте мира государства Центральной Азии и их столицы. Какая из столиц государств этого субрегиона расположена дальше остальных от экватора? Определите географические координаты этого города.

Билет № 4
1. Великие географические открытия и их значение.
2. Разъясните смысл терминов «антропогенный ландшафт» и «гейзер».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области республики, граничащие с Таджикистаном. Какой из них самый маленький по площади? Определите географические координаты центра этой области.
Билет № 5
1. Учёные Востока, внесшие большой вклад в развитие средневековой географии.
2. Разъясните смысл терминов «эксклав» и «депопуляция».
3. Покажите на политической карте мира государства, входящие в
Шанхайскую организацию сотрудничества. Какое из них самое большое по площади. Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 6
1. Форма Земли и её географические следствия, их проявления в повседневной жизни.
2. Разъясните смысл терминов «геохронологическая шкала» и «Галактика».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана 6 экономических районов республики. Какой из них находится в крайней восточной части нашей страны? Определите географические координаты центра одной из областей, входящих в этот экономический район.
Билет № 7
1. Факторы развития и основные отрасли сельского хозяйства Узбекистана.
Изменения и реформы в отрасли за годы независимости.
2. Разъясните смысл терминов «гляциология» и «экспозиция склона».
3. Покажите на политической карте мира любые 5 островных стран Азии.
Определите, в каком полушарии относительно экватора расположена каждая из этих стран. Определите географические координаты столицы одного из этих государств.
Билет № 8
1. Причины землетрясений. Сейсмические пояса. 12-балльная сейсмическая шкала.
2. Разъясните смысл терминов «глобальные города» и «демографическая политика».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области, по территории которых протекает река Сырдарья. Центр какой из этих областей находится ближе других к Гринвичу? Определите географические координаты этого города.


Билет № 9
1.
Содружество независимых государств. Шанхайская организация сотрудничества.
2. Разъясните смысл терминов «высотная поясность» и «памятник природы».
3. Покажите на политической карте мира государства Южной Азии. Столица какого из этих государств расположена ближе других к экватору.
Определите географические координаты этого города.
Билет № 10
1. Антропогенные ландшафты и их типы.
2. Разъясните смысл терминов «субурбанизация» и «дефляция».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана крайние точки нашей республики. В какой из них Солнце восходит раньше всего?
Определите географические координаты этой точки.
Билет № 11
1. Теория демографического перехода. Демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах.
2. Разъясните смысл терминов «мониторинг окружающей среды» и
«демографическая политика».
3. Покажите на политической карте мира 10 крупнейших стран мира по площади. Какая из этих стран не имеет выхода к Мировому океану?
Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 12
1. Геополитическое положение Республики Узбекистан.
2. Разъясните смысл терминов «геохронология» и «экологическая экспертиза».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана два города
Навоийской области, расположенных в пустыне Кызылкум. Какой из них расположен дальше от Гринвича? Определите географические координаты этого города.
Билет № 13
1. Современная геохронологическая шкала и её ступени.
2. Разъясните смысл терминов «экономико-географическое микроположение» и «внутренняя миграция».
3. Покажите на политической карте мира внутриконтинентальные государства Африки, расположенные в Северном полушарии. Столица какого из этих государств расположена дальше от нулевого меридиана?
Определите географические координаты этого города.

Билет № 14
1. Политическая карта Центральной Азии, экономико-географическое и геополитическое положение её государств.
2. Разъясните смысл терминов «геосистема» и «геоморфология».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области нашей республики, которые граничат и с Казахстаном, и с Таджикистаном.
Центр какой из этих областей расположен ближе других к Гринвичу?
Определите географические координаты этого города.
Билет № 15
1. Развитие транспорта Узбекистана в период независимости, экономическое значение отрасли.
2. Разъясните смысл терминов «внешняя миграция» и «абразия».
3. Покажите на политической карте мира государства Центральной Америки.
Столица какого из этих государств расположена дальше от Гринвича?
Определите географические координаты этого города.
Билет № 16
1. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, их географические следствия, наблюдаемые в повседневной жизни.
2.
Разъясните смысл терминов
«экономико-географическое макроположение» и «делимитация».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области нашей республики, граничащие с Туркменистаном. В какой из них раньше других восходит Солнце? Определите географические координаты её центра.
Билет № 17
1. Географическое положение, политическая карта и население Океании.
2. Разъясните смысл терминов «мониторинг окружающей среды» и «карст».
3. Покажите на политической карте мира государства Северной Европы.
Какая из них расположена к западу от нулевого меридиана? Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 18
1. Государства Южной Европы, их природные условия и ресурсы, международная специализация.
2.
Разъясните смысл терминов
«географическая оболочка» и
«выветривание».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области нашей республики, по территории которых протекает река Зарафшан. Центр какой из этих областей расположен дальше других от столицы нашей республики? Определите географические координаты этого города.


Билет № 19
1.
Геоэкологические проблемы и их территориальные уровни.
Геоэкологические проблемы мира.
2. Разъясните смысл терминов «геотехсистема» и «медицинская география».
3. Покажите на политической карте мира государства Южной Америки, пересекаемые экватором. Столица какого из этих государств находится в
Северном полушарии. Определите географические координаты этого города.
Билет № 20
1. Развитие промышленности Узбекистана в период независимости, новые отрасли и крупные предприятия.
2. Разъясните смысл терминов «мантия» и «секторность».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана регионы нашей республики, граничащие с Казахстаном. В центре какого из них
Солнце заходит позже, чем в остальных? Определите географические координаты этого города.
Билет № 21
1. Природные условия и ресурсы государств Центральной Азии, их хозяйственное значение.
2. Разъясните смысл терминов «трансграничная река» и «маятниковая миграция».
3. Покажите на политической карте мира государства Африки, омываемые
Средиземным морем. Какое из них частично расположено в Азии?
Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 22
1. Политическая карта и население Латинской Америки.
2. Разъясните смысл терминов «геоид» и «фация».
3. Покажите на политической карте мира государства Азии, пересекаемые экватором. Столица какого из них находится в Южном полушарии?
Определите географические координаты центра этой столицы.
Билет № 23
1. Глобальная энергетическая проблема, её решения, понятие об альтернативной энергетике.
2. Разъясните смысл терминов «перигелий» и «широтная зональность».
3. Покажите на политической карте мира государства Латинской Америки, полностью расположенные на материке Северная Америка. В столице какого из этих государств Солнце заходит позже, чем в остальных? Определите географические координаты этого города.

Билет № 24
1. Внутреннее строение Земли.
2. Разъясните смысл терминов «сель» и «антропогенный ландшафт».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области нашей республики, граничащие с Кыргызстаном. Какая из них самая крупная по площади? Определите географические координаты центра этой области.
Билет № 25
1. Экономико-географическое положение Узбекистана: положительные и отрицательные черты.
2. Разъясните смысл терминов «биогеография» и «орбита».
3. Покажите на политической карте мира два государства Латинской
Америки, не имеющих выхода к океану. Столица какого из них расположена ближе к экватору? Определите географические координаты этого города.
Билет № 26
1. Особенности процесса урбанизации в разных регионах мира. Проблемные аспекты урбанизации.
2. Разъясните смысл терминов «афелий» и «ритмичность».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана области нашей республики, граничащие только с одним государством. В какой из них Солнце заходит позже остальных? Определите географические координаты центра этой области.
Билет № 27
1. Особо охраняемые природные территории и их виды.
2. Разъясните смысл терминов «городская агломерация» и «вахтовые миграции».
3. Покажите на политической карте мира государства Восточной Азии.
Какое из них является внутриконтинентальным государством? Определите географические координаты этого города.
Билет № 28
1. Геополитические эпохи. Особенности Потсдамской эпохи.
2. Разъясните смысл терминов «высотная поясность» и «геохронологическая шкала».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана самый крупный по площади регион республики. Какой город является административным центром этого региона? Определите географические координаты этого города.


Билет № 29
1. Закономерность азональности, её факторы.
2. Разъясните смысл терминов «рурбанизация» и «государство-анклав».
3. Покажите на политической карте мира государства Вест-Индии. Какое государство Вест-Индии является крупнейшим в регионе по площади?
Определите географические координаты столицы этого государства.
Билет № 30
1. Миграция и её виды.
2. Разъясните смысл терминов «периодичность» и «тугаи».
3. Покажите на политико-административной карте Узбекистана 3 региона нашей республики, состоящие преимущественно из пустынно-пастбищных территорий. Центр какого из этих регионов расположен дальше других от экватора? Определите географические координаты этого города.