Файл: Правописание не с именами прилагательными.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Правописание НЕ с именами прилагательными
Цели: познакомить учащихся с правописанием частицы НЕ с именами прилагательными;

уметь правильно применять правило для написания НЕ с именами прилагательными;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Планируемые результаты:

Личностные: познавательный интерес к изучению правописания частицы НЕ с именами прилагательными.

Регулятивные: осознавать и понимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.

Познавательные: выполнять учебные действия , анализировать , обобщать и делать выводы.

Коммуникативные: участвовать в групповом обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других ,с пониманием относиться к ошибкам одноклассников ,соблюдать правила речевого этикета.



Ход урока:

Этап 1. Оргмомент.

Этап 2. Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению нового.
На доске записаны словосочетания, нужно раскрыть скобки, объяснить написание.
(Не) пришел в школу, (не) навидеть ложь, (не) брежность в одежде, (не) удача в делах, (не) внимание, а рассеянность.
Как может употребляться частица НЕ с существительными и глаголами?

Обратите внимание на доску. Что это за схема? (Правописание НЕ с существительными)



  1. если слово не употребляется без НЕ 1. если есть противопоставление с а

(неряха) (не правда, а ложь)

  1. если можно подобрать синоним без НЕ

(несерьезность)
А еще правописание каких частей речи подчиняется этим правилам? (имя прилагательное, наречие)

Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка? (имя прилагательное) Что такое имя прилагательное? Как изменяются прилагательные?
Этап 3. Мотивация обучающихся и целеполагание.

Мы с вами знаем правила правописания НЕ с прилагательными? (нет)
Значит ,над какой темой мы будем сегодня работать? Сформулируйте тему урока.

Для чего мы изучаем правописание НЕ с прилагательными? (Чтобы правильно писать имена прилагательные, быть грамотным человеком)
Этап 4. Деятельность обучающихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Как же научиться правильно писать НЕ с прилагательными? Что нужно делать?

(Будем учиться составлять предложения с НЕ;

Будем учиться анализировать и правильно применять правило)
Доказываем, что правила правописания НЕ с существительными, можно применить и к прилагательным.
а) Ненастные дни, нечаянная встреча, неуклюжий медвежонок, неряшливый ученик, работа небрежна.

Как мы напишем частицу НЕ в этих словах? Почему? (Потому что эти слова без НЕ не употребляются.

Приведите свои примеры (запишите в схему).

Какую оценку можно поставить за работу у доски? Почему? Оценка.
б) Неприятная погода, невеселое настроение, неразговорчивый юноша, небольшая поляна, неглубокое озеро.
Как мы напишем НЕ с прилагательными в данных словосочетаниях? Почему? (Потому что эти слова можно заменить синонимами без НЕ)

Приведите свои примеры (запишите в схему).

Какую оценку можно поставить за работу у доски? Почему? Оценка.
в) не сложное, а простое задание

не тяжелый, а легкий рюкзак

не глупый, а умный ребенок

не грустное, а веселое щебетание
Почему мы так написали имя прилагательное с НЕ? (Потому что есть противопоставление с а)

Приведите свои примеры.
Мы с вами доказали, что правило написания частицы НЕ с существительными распространяется и на правописания не с прилагательными.
- Насколько верны наши выводы, давайте сверимся по учебнику. Откройте §50, (прочитайте про себя)
Что вы можете добавить к данному правилу? Что нового вы узнали?

(НЕ с полными и краткими прилагательными пишется раздельно, если к прилагательному относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не)
Давайте внесем эту новую информацию в схему.

Итак: Опираясь на схему, составьте полный ответ о правописании НЕ с прилагательными.
Ребята, как … отвечал? Поставьте оценку, прокомментируйте свой ответ.
Ребята, правила мы знаем. Значит ли это, что мы научились грамотно писать? (Нет) Как же нам быть? Что вы предлагаете? (Поработать над предложениями)
Этап 5.Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.



Работа по группам

1 Раскрыть скобки, объяснить НЕ с прилагательными.

(Не) доброе слово больнее огня жжёт.

Живи (не)прошлым ,а настоящим.

2 Раскрыть скобки, объяснить Не с прилагательными.

Изредка с (не)высоких гор задувал ветер, доносился запах трав.

Справа и слева от тропинки попадались совсем(не) высокие деревца.

3 Машины скрылись в (не) проглядной темноте.

Это был вовсе(не) плохой поступок.

4 Весной природа Башкортостана поражает нас (не)обыкновенной красотой.

Его рассказ был нисколько (не) интересным.

5 Заменить прилагательные синонимами с Не

Путь по размокшим дорогам был трудным.

За окном послышались медленные шаги прохожих.

(Оценивают работу по группам остальные ученики)
Этап 6.Первичная проверка уровня освоения новых знаний и сформированности умений их практического применения.
Работа с текстом

О том, что началась война ,мы услышали по радио. Печальный ,негромкий голос из репродуктора сообщил ,что фашистская Германия атакует Брестскую крепость. Маленькие, несмышлёные ,мы понимали, что случилось что-то страшное, потому что люди перестали улыбаться, разговаривали шёпотом. Для нас началась взрослая непонятная жизнь. Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Тридцать два дня продолжались нелёгкие бои.

«Я умираю ,но не сдаюсь. Прощай, Родина!»-написал на стене штыком один из её защитников. Это были слова клятвы и прощания .Сдержали солдаты клятву, не сдались они ненавистному врагу.

О каком времени говорится в тексте?

Какие чувства возникают у вас после его прочтения? Почему?
Да, ребята, прошло почти 70 лет со дня Великой Победы. Но мы никак не можем забыть о тех страшных днях в истории нашей Родины, потому что война – это страшное горе, это смерть, это слезы, поэтому нам нужен только мир.
Я читаю еще раз текст, а вы выписываете слова на изучаемую орфограмму.

Слово – правило. (Почему?)

– Отвечает один ученик (оценки ставит класс)

– Хорошо! Молодцы!
Этап 7.Рефлективная деятельность обучающихся и учителя.

Наш урок завершается. Какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать, как правильно писать НЕ с прилагательными)
Кто не допустил ни одной ошибки при выполнении всех упражнений на правописание НЕ с прилагательными? Поднимите руки.
Какие правила вы использовали при выполнении этих упражнений? (Правописание НЕ с прилагательными). Итак, каковы же эти правила?
– Проговорите друг другу!

Кто уверен, что теорию и упражнения усвоил твердо? На «отлично?» Руки!

На «хорошо». Руки.
Теперь Я знаю…, Я могу…,Я понял…
– Ну что ж, хорошо. На следующем уроке мы еще будем закреплять навыки правописания НЕ с именами прилагательными.
Этап 8. Домашнее задание.

1) базовый уровень §50, упражнение№305.

2) повышенной сложности

Выпишите из произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца» 3-5 предложений на правописание НЕ с именами прилагательными.

3) максимальной сложности. Составьте 3-5 предложений на правописание НЕ с именами прилагательными.