Файл: Формирующее оценивание Что такое формирующее оценивание1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учеников или уровень их фрустрации(неудовлетворенности) содержанием курса.
Начиная работать с недельными отчётами, надо решить, как оценивать содержащуюся в них информацию. Здесь может быть полезным анализ уровней сложности вопросов, которые они указывают, отвечая на 2-ю и 3-ю часть задания. Можно условно выделить четыре таких уровня:
Пример недельного отчета 1: Основы физики
1. Что я выучил на этой неделе?
Физика состоит из нескольких основных разделов: механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и ядерной физики. Дальше мы погрузились в изучение механики, изучение движения как изменения положения тела по отношению к другому движению. Когда мы говорим о движении, мы учитываем две модели: одна касается неизмеряемых объектов, а другая систем отсчёта.
Неизмеряемые объекты
- это тела, размеры которых меньше, чем расстояние, которое они покрывают. Вторая модель утверждает, что мы в каждом случае должны устанавливать систему отсчёта. Например, мы не можем сказать, что человек, сидящий на стуле неподвижен. Поскольку в действительности он находится в движении относительно, например, астронавта, стоящего на Луне, так как находится на Земле, которая постоянно движется. При этом сидящий человек действительно неподвижен относительно земли. Поэтому необходимо всегда указывать, по отношению к чему мы описываем положение объекта, иначе говоря, систему отсчёта.
Мы остановились на кинематике, разделе механики, который описывает, как объекты движутся. Как мы можем описать движение? Мы можем сделать это благодаря двум измеряемым величинам – скорости и ускорению. Скорость представляет собой кратчайшее расстояние между конечным и начальным положением тела, пройденное за определённое время ( ). Ускорение представляет собой вектор, репрезентирующий изменение скорости за определённый отрезок времени .
и т.д.
Пример отчета 2: Принципы экологии
2. Что осталосьнеясным для тебя?
Я не понимаю процессов естественного отбора и того, как он связан с происхождением видов. Я не понимаю теории альтруизма и его связи с естественным отбором. Те вещи, которые я не понимаю, когда о них рассказывает учитель, часто проясняются во время их обсуждения на следующих уроках.
3. Какие вопросы ты задал бы, если бы был преподавателем, чтобы определить, как ученики поняли материал?
− Как закон Гаусса относится к теории естественного отбора и приспособления?
− Как изменения окружающей среды Х связаны с видами Z ?
− Каковы последствия появления проектов, оказывающих влияние на окружающую среду, без анализа живых организмов, существующих в этой среде?
12. Опросники, выявляющие установки и отношения учеников к учебной деятельности
Этот тип опросников даёт информацию о том, как ученики воспринимают происходящеена уроках,включаяобщееотношениек уроку,предмету,ксобственному учению. Получив информацию можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика.
Опросники могут быть разнообразны по форме, но, как правило, состоят из ряда утверждений,которые ученикдолжен рассмотретьи
определитьстепеньсвоего согласия или несогласия с ними поопределённой шкале.
Опросник обеспечивает информацию о том, как ученик воспринимает происходящее в классе, о его эмоциях, чувствах, отношениях. Например, с его помощью отслеживается восприятие учеником:
− содержания курса;
− специфических компонентов курса, связанных с освоением определенных способов деятельности (например, лабораторных работ в курсе физики, работы с контурными картами в рамках курса истории);
− элементов курса, которые облегчают или затрудняют его усвоение.
Опросники помогают, в том числе, выявить эффект от внедряемых в процесс обучения инноваций.
В зависимости от содержания вопросов, учитель может получить информацию об учебномстиле ученика,отехспособах работы,которыеонпредпочитает. Это позволяет выбратьтеформыобучения,которыеотвечают потребностям ученика. Он также может сделать вывод о том, какие элементы содержания и преподавания являются наиболее существенными для обучения.
Преимущество опросника в том, что он побуждает учениковк рефлексии собственного учебногостиля,своихсильныхислабыхсторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы.
Однако необходимо тщательно продумывать вопросы
, включаемые в опросник. Они должны позволять отследить (измерить) именно то, что хотелось бы, т.е.быть валидными. Разумеется, при составлении опросника надо учитывать возрастные особенности учеников, включая различный темп работы.
Чтобы получить при опросе качественные данные, ученикам должна быть гарантирована анонимность, то есть исключена идентификация отвечавших во время анализа. Если надо сопоставить результаты опроса с успеваемостью, то провести опрос и проанализировать результаты должен, в идеале, не преподаватель, а нейтральный для учеников человек.
Опросник можно использовать вначалекурса,чтобы установить,какиеформы учебнойдеятельнодеятельности, сточкизрения учеников,являютсядляних наилучшими,иопределитьихотношениекпредмету. Это поможет выбратьстратегию преподавания. Другая возможность – использовать опросник, чтобы сравнить отношения учеников в начале и в конце курса. К нему можно обратиться и в любой момент по ходу курса для коррекции его содержания и методов преподавания.
Пример: фрагмент из опросника отношений
Пожалуйста, используйте предложенную шкалу,чтобы отразить ваше согласие или несогласиес каждым утверждением.
Начиная работать с недельными отчётами, надо решить, как оценивать содержащуюся в них информацию. Здесь может быть полезным анализ уровней сложности вопросов, которые они указывают, отвечая на 2-ю и 3-ю часть задания. Можно условно выделить четыре таких уровня:
-
Минимальный уровень сложности: Вопросы, связанные с запросом элементарной фактической информации (например: "Что такое физический маятник?"). -
Низкий уровень: Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию("Какая разница между простым маятником и физическим маятником?"). -
Средний уровень: Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках(«Как можно доказать, что период для простого маятника не зависит от амплитуды его отклонения?»). -
Высокий уровень: вопросы, требующие объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся, как правило, со слова «Почему?»
Пример недельного отчета 1: Основы физики
1. Что я выучил на этой неделе?
Физика состоит из нескольких основных разделов: механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики и ядерной физики. Дальше мы погрузились в изучение механики, изучение движения как изменения положения тела по отношению к другому движению. Когда мы говорим о движении, мы учитываем две модели: одна касается неизмеряемых объектов, а другая систем отсчёта.
Неизмеряемые объекты
- это тела, размеры которых меньше, чем расстояние, которое они покрывают. Вторая модель утверждает, что мы в каждом случае должны устанавливать систему отсчёта. Например, мы не можем сказать, что человек, сидящий на стуле неподвижен. Поскольку в действительности он находится в движении относительно, например, астронавта, стоящего на Луне, так как находится на Земле, которая постоянно движется. При этом сидящий человек действительно неподвижен относительно земли. Поэтому необходимо всегда указывать, по отношению к чему мы описываем положение объекта, иначе говоря, систему отсчёта.
Мы остановились на кинематике, разделе механики, который описывает, как объекты движутся. Как мы можем описать движение? Мы можем сделать это благодаря двум измеряемым величинам – скорости и ускорению. Скорость представляет собой кратчайшее расстояние между конечным и начальным положением тела, пройденное за определённое время ( ). Ускорение представляет собой вектор, репрезентирующий изменение скорости за определённый отрезок времени .
и т.д.
Пример отчета 2: Принципы экологии
2. Что осталосьнеясным для тебя?
Я не понимаю процессов естественного отбора и того, как он связан с происхождением видов. Я не понимаю теории альтруизма и его связи с естественным отбором. Те вещи, которые я не понимаю, когда о них рассказывает учитель, часто проясняются во время их обсуждения на следующих уроках.
3. Какие вопросы ты задал бы, если бы был преподавателем, чтобы определить, как ученики поняли материал?
− Как закон Гаусса относится к теории естественного отбора и приспособления?
− Как изменения окружающей среды Х связаны с видами Z ?
− Каковы последствия появления проектов, оказывающих влияние на окружающую среду, без анализа живых организмов, существующих в этой среде?
12. Опросники, выявляющие установки и отношения учеников к учебной деятельности
Этот тип опросников даёт информацию о том, как ученики воспринимают происходящеена уроках,включаяобщееотношениек уроку,предмету,ксобственному учению. Получив информацию можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика.
Опросники могут быть разнообразны по форме, но, как правило, состоят из ряда утверждений,которые ученикдолжен рассмотретьи
определитьстепеньсвоего согласия или несогласия с ними поопределённой шкале.
Опросник обеспечивает информацию о том, как ученик воспринимает происходящее в классе, о его эмоциях, чувствах, отношениях. Например, с его помощью отслеживается восприятие учеником:
− содержания курса;
− специфических компонентов курса, связанных с освоением определенных способов деятельности (например, лабораторных работ в курсе физики, работы с контурными картами в рамках курса истории);
− элементов курса, которые облегчают или затрудняют его усвоение.
Опросники помогают, в том числе, выявить эффект от внедряемых в процесс обучения инноваций.
В зависимости от содержания вопросов, учитель может получить информацию об учебномстиле ученика,отехспособах работы,которыеонпредпочитает. Это позволяет выбратьтеформыобучения,которыеотвечают потребностям ученика. Он также может сделать вывод о том, какие элементы содержания и преподавания являются наиболее существенными для обучения.
Преимущество опросника в том, что он побуждает учениковк рефлексии собственного учебногостиля,своихсильныхислабыхсторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы.
Однако необходимо тщательно продумывать вопросы
, включаемые в опросник. Они должны позволять отследить (измерить) именно то, что хотелось бы, т.е.быть валидными. Разумеется, при составлении опросника надо учитывать возрастные особенности учеников, включая различный темп работы.
Чтобы получить при опросе качественные данные, ученикам должна быть гарантирована анонимность, то есть исключена идентификация отвечавших во время анализа. Если надо сопоставить результаты опроса с успеваемостью, то провести опрос и проанализировать результаты должен, в идеале, не преподаватель, а нейтральный для учеников человек.
Опросник можно использовать вначалекурса,чтобы установить,какиеформы учебнойдеятельнодеятельности, сточкизрения учеников,являютсядляних наилучшими,иопределитьихотношениекпредмету. Это поможет выбратьстратегию преподавания. Другая возможность – использовать опросник, чтобы сравнить отношения учеников в начале и в конце курса. К нему можно обратиться и в любой момент по ходу курса для коррекции его содержания и методов преподавания.
Пример: фрагмент из опросника отношений
Пожалуйста, используйте предложенную шкалу,чтобы отразить ваше согласие или несогласиес каждым утверждением.
| | Абсолютно не согласен | Не согласен | В одинаковой степени могу согласиться и не согласиться этим высказыванием | Абсолютно согласен | Согласен | Неприменимо | Не знаю |
Лабораторные работы | ||||||||
1 | Я часто не понимаю того, что стоит за экспериментом. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | Я люблю лабораторные, в которых я сам могу найти в эксперименте ответы на имеющиеся вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | Это курс даёт мне возможность поучаствовать в разработке эксперимента, чтобы получить ответы на имеющиеся вопросы. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | Мне ясно, как лабораторная работа связана с курсом в целом. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5 | Выполняя лабораторную работу в классе, я как будто действую по рецепту из поваренной книги. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6 | Учебник с Руководством по проведению лабораторной хорошо написан, всё понятно. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Я хорошо учусь, если ... | ||||||||
1 | Выполняю домашние задания. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | Использую диаграммы и таблицы. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | Работаю с компьютером. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | Читаю учебник. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5 | Выполняю работу с напарником. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
6 | Получая помощь от взрослого. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
7 | Делая что-либо руками. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | Слушая рассказ учителя. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
9 | Делаю записи по ходу урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
11 | Читаю и перечитываю материал. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Я знаю, что понимаю материал, когда... | ||||||||
1 | Я могу работать над проблемой с учебником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | Я могу применять изученное в новых ситуациях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3 | Я получаю хорошую отметку на экзаменах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | Я могу объяснить изученный материал кому-либо другому | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5 | Я вижу, как различные понятия связаны друг с другом. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |