Файл: Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кривые затрат и прибыли. Число этапов ЖЦТ может быть ограничено четырьмя, но иногда
вводятся этапы разработки товара, насыщенности рынка и реанимации спроса.
Данная модель (ее называют «традиционный», или
«идеальной») исходит из того, что выведенный на рынок товар сразу признан покупателями, со второго этапа покупателей-
«новаторов» сменяет «раннее большинство» покупателей, что позволяет стабилизировать спрос и обеспечивает устойчивую продажу товара и прибыль. Однако по мере насыщения рынка продажа (спрос) становится неустойчивой, а на четвертом этапе она падает. Сокращается и прибыль. Перед фирмой альтернатива: или уходить с рынка, заменяя товар новым, или с помощью маркетинговых рычагов восстановить (реанимировать) спрос на какое-то время.
Рис. 3.2. Модель жизненного цикла товара
Для каждого этапа ЖЦТ на основе изучения рыночной конъюнктуры и прогнозной информации, разрабатываются адекватные маркетинговые мероприятия:
поиск новых сегментов рынка, в отдельных случаях меры по ограничению спроса;
Существует множество вариантов ЖЦТ. Продолжительность и тенденции каждого этапа - результат влияния комплекса факторов и маркетинговых действий. Так, взлет спроса может сохраняться длительное время (кривая бума), а может смениться новым ростом (кривая увлечения). Периоды роста и спада сменяются новым ростом (кривая возобновления, или кривая ностальгии). Сезонная кривая может проявиться во всех случаях цикличного спроса. Товар может потерпеть поражение сразу после выхода на рынок (кривая провала).
Исследуйте предприятие, производящее следующие виды продукции в соответствии с вариантом. Некоторые данные о реализации товаров заводом и конкурентами, как и о развитии рынка, представлены в приложении 4.
Ответьте на следующий вопрос: какова ваша оценка состояния каждого производства? Используйте для анализа состояния и оценки перспектив метод БКГ.
Пример. Завод по производству мебели реализует на рынке четыре группы товаров: гарнитуры для гостиной, мебель для детских комнат, кухонную мебель, спальную мебель, которые изготавливаются на обособленных производствах. Исходные данные по рынку мебели представлены в таб. 3.1.
Таблица 3.1. Исходные данные по реализации продукции.
На основе таблицы 3.1 можно получить таблицу 3.2 и построить пузырьковую диаграмму (рисунок 3.3)
Таблица 3.2. Позиционирование производств на рынке.
где Относительная доля рынка = Реализация по заводу (3/Число конкурентов)*(Реализация тремя основными конкурентами)
Рис. 3.3. Анализ продуктового портфеля предприятия по методу БКГ
Из данной диаграммы можно сделать вывод о том, что к
«звездам» относится детская мебель , даёт высокие прибыли, но и требует средств для поддержания роста. Гостиная мебель –
«дойная корова», которая близка к «Мёртвому грузу». В данном случае "Дойная корова" требует вложения для поддержания своего роста. Спальная мебель – «трудное дитя», имеет шансы на успех, но требует значительных средств для поддержания роста. Этот продукт находится в процессе внедрения на данный рынок. В этом случае надо либо повышать данную долю, либо уходить. Кухонная мебель – «мертвый груз».
Предприятие выпускает определенный вид продукции, которая делится на несколько групп. Данные об объемах производства за три года представлены в Приложении 5. По соответствующим данным необходимо провести анализ продуктового портфеля предприятия с помощью матрицы БКГ.
Пример.Пусть предприятие выпускает следующую продукцию: вареные колбасы, сосиски, сардельки, полукопченые колбасы, варено-копченые колбасы, сырокопченые колбасы. Данные об объемах производства представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Объём продаж по видам продукции и месяцам, кг
вводятся этапы разработки товара, насыщенности рынка и реанимации спроса.
Данная модель (ее называют «традиционный», или
«идеальной») исходит из того, что выведенный на рынок товар сразу признан покупателями, со второго этапа покупателей-
«новаторов» сменяет «раннее большинство» покупателей, что позволяет стабилизировать спрос и обеспечивает устойчивую продажу товара и прибыль. Однако по мере насыщения рынка продажа (спрос) становится неустойчивой, а на четвертом этапе она падает. Сокращается и прибыль. Перед фирмой альтернатива: или уходить с рынка, заменяя товар новым, или с помощью маркетинговых рычагов восстановить (реанимировать) спрос на какое-то время.
Рис. 3.2. Модель жизненного цикла товара
Для каждого этапа ЖЦТ на основе изучения рыночной конъюнктуры и прогнозной информации, разрабатываются адекватные маркетинговые мероприятия:
-
1-й этап - активная реклама, конкурентная борьба за рынок, использование монопольного преимущества, если товар уникален, управление ценой, продолжение мероприятий по продвижению товара; -
2-й этап - переход к умеренной (информационной) рекламе,
поиск новых сегментов рынка, в отдельных случаях меры по ограничению спроса;
-
3-й этап - постепенное снижение цен или внедрение удешевленных модификаций товара, борьба с усиливающейся конкуренцией, расширение сервиса, совершенствование рекламы, разработка нового товара; -
4-й этап - вариант 1: уход с рынка, распродажа остатков по сниженным ценам, вывод на рынок нового товара; вариант 2: поддержка угасающего спроса путем снижения цен, активной рекламы, методов стимулирования спроса, переход к 5-му этапу; -
5-й этап - поддержка рынка до тех пор, пока есть возможность получать прибыль, затем осуществляются мероприятия 1-го варианта 4-го этапа.
Существует множество вариантов ЖЦТ. Продолжительность и тенденции каждого этапа - результат влияния комплекса факторов и маркетинговых действий. Так, взлет спроса может сохраняться длительное время (кривая бума), а может смениться новым ростом (кривая увлечения). Периоды роста и спада сменяются новым ростом (кривая возобновления, или кривая ностальгии). Сезонная кривая может проявиться во всех случаях цикличного спроса. Товар может потерпеть поражение сразу после выхода на рынок (кривая провала).
Задание №1.
Исследуйте предприятие, производящее следующие виды продукции в соответствии с вариантом. Некоторые данные о реализации товаров заводом и конкурентами, как и о развитии рынка, представлены в приложении 4.
Ответьте на следующий вопрос: какова ваша оценка состояния каждого производства? Используйте для анализа состояния и оценки перспектив метод БКГ.
Пример. Завод по производству мебели реализует на рынке четыре группы товаров: гарнитуры для гостиной, мебель для детских комнат, кухонную мебель, спальную мебель, которые изготавливаются на обособленных производствах. Исходные данные по рынку мебели представлены в таб. 3.1.
Таблица 3.1. Исходные данные по реализации продукции.
Производство | Реализация по заводу, млн. руб. | Число конкурентов | Реализация тремя основными конкурентами, млн. руб. | Годовой рост объема рынка, % |
Гостиная мебель | 210 | 12 | 380, 260, 170 | 6 |
Детская мебель | 160 | 14 | 125, 90, 85 | 14 |
Кухонная мебель | 45 | 24 | 210, 180, 145 | 8 |
Спальная мебель | 14 | 11 | 80, 33, 27 | 12 |
На основе таблицы 3.1 можно получить таблицу 3.2 и построить пузырьковую диаграмму (рисунок 3.3)
Таблица 3.2. Позиционирование производств на рынке.
Производство | Реализация по заводу, млн. руб. | Относительная доля рынка | Годовой рост объема рынка, % |
Гостиная мебель | 210 | 1,04 | 6 |
Детская мебель | 160 | 2,49 | 14 |
Кухонная мебель | 45 | 0,67 | 8 |
Спальная мебель | 14 | 0,37 | 12 |
где Относительная доля рынка = Реализация по заводу (3/Число конкурентов)*(Реализация тремя основными конкурентами)
Рис. 3.3. Анализ продуктового портфеля предприятия по методу БКГ
Из данной диаграммы можно сделать вывод о том, что к
«звездам» относится детская мебель , даёт высокие прибыли, но и требует средств для поддержания роста. Гостиная мебель –
«дойная корова», которая близка к «Мёртвому грузу». В данном случае "Дойная корова" требует вложения для поддержания своего роста. Спальная мебель – «трудное дитя», имеет шансы на успех, но требует значительных средств для поддержания роста. Этот продукт находится в процессе внедрения на данный рынок. В этом случае надо либо повышать данную долю, либо уходить. Кухонная мебель – «мертвый груз».
Задание №2.
Предприятие выпускает определенный вид продукции, которая делится на несколько групп. Данные об объемах производства за три года представлены в Приложении 5. По соответствующим данным необходимо провести анализ продуктового портфеля предприятия с помощью матрицы БКГ.
Пример.Пусть предприятие выпускает следующую продукцию: вареные колбасы, сосиски, сардельки, полукопченые колбасы, варено-копченые колбасы, сырокопченые колбасы. Данные об объемах производства представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Объём продаж по видам продукции и месяцам, кг
В-1 | Вар колбасы | Сосиски | Сардельки | П/к колбасы | В/к колба- сы | С/к колбасы | Всего колбас |
2000 г | | | | | | | |
январь | 15368 | 12456 | 13142 | 11289 | 9780 | 10160 | 72195 |
февраль | 16290 | 13079 | 13144 | 11890 | 9774 | 10701 | 74878 |
март | 16198 | 12767 | 12831 | 11607 | 9719 | 10446 | 73568 |
апрель | 15906 | 13017 | 13082 | 11833 | 9544 | 10650 | 74032 |
май | 16860 | 13667 | 13736 | 12425 | 10116 | 11182 | 77986 |
июнь | 16765 | 13342 | 13409 | 12129 | 10059 | 10916 | 76620 |
июль | 16463 | 13602 | 13670 | 12366 | 9878 | 11129 | 77108 |
август | 15829 | 13577 | 13645 | 12343 | 9497 | 11108 | 75999 |
сентябрь | 16779 | 12892 | 12956 | 11720 | 10067 | 10548 | 74962 |
октябрь | 16684 | 13537 | 13604 | 12306 | 10010 | 11075 | 77216 |
ноябрь | 16383 | 13214 | 13280 | 12013 | 9830 | 10812 | 75532 |
В-1 | Вар колбасы | Сосиски | Сардельки | П/к колбасы | В/к колба- сы | С/к колбасы | Всего колбас |
декабрь | 15752 | 13472 | 13539 | 12247 | 9451 | 11023 | 75484 |
Итого | 195277 | 158622 | 160038 | 144168 | 117725 | 129750 | 905580 |
2001 г | | | | | | | |
январь | 16152 | 13456 | 13955 | 12456 | 9556 | 12110 | 77685 |
февраль | 16233 | 13792 | 13930 | 12537 | 9740 | 12413 | 78645 |
март | 16314 | 13523 | 13659 | 12293 | 9788 | 12171 | 77748 |
апрель | 16395 | 13861 | 14000 | 12600 | 9837 | 12475 | 79168 |
май | 16477 | 13591 | 13727 | 12354 | 9886 | 12232 | 78267 |
июнь | 17040 | 13931 | 14070 | 12663 | 10224 | 12538 | 80466 |
июль | 17126 | 13792 | 13930 | 12537 | 10275 | 12413 | 80073 |
август | 17211 | 14137 | 14279 | 12851 | 10327 | 12723 | 81528 |
сентябрь | 16879 | 13861 | 14000 | 12600 | 10127 | 12475 | 79942 |
октябрь | 16963 | 13927 | 14066 | 12660 | 10178 | 12534 | 80328 |
ноябрь | 17048 | 14275 | 14418 | 12976 | 10229 | 12848 | 81794 |
декабрь | 17133 | 13997 | 14137 | 12723 | 10280 | 12597 | 80867 |
Итого | 200971 | 166143 | 168171 | 151250 | 120447 | 149529 | 956511 |
2002 г | | | | | | | |
январь | 16725 | 13825 | 14101 | 12925 | 10567 | 11633 | 79776 |
февраль | 16641 | 13963 | 14033 | 12757 | 10795 | 11482 | 79671 |
март | 16558 | 13860 | 13929 | 12663 | 10715 | 11396 | 79121 |
апрель | 16475 | 13998 | 14068 | 12789 | 10822 | 11510 | 79662 |
май | 16223 | 13894 | 13964 | 12694 | 10741 | 11425 | 78941 |
июнь | 16142 | 14033 | 14103 | 12821 | 10849 | 11539 | 79487 |
Итого | 98764 | 83573 | 84198 | 76649 | 64489 | 68985 | 476658 |