Файл: Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
кривые затрат и прибыли. Число этапов ЖЦТ может быть ограничено четырьмя, но иногда

вводятся этапы разработки товара, насыщенности рынка и реанимации спроса.

Данная модель (ее называют «традиционный», или

«идеальной») исходит из того, что выведенный на рынок товар сразу признан покупателями, со второго этапа покупателей-

«новаторов» сменяет «раннее большинство» покупателей, что позволяет стабилизировать спрос и обеспечивает устойчивую продажу товара и прибыль. Однако по мере насыщения рынка продажа (спрос) становится неустойчивой, а на четвертом этапе она падает. Сокращается и прибыль. Перед фирмой альтернатива: или уходить с рынка, заменяя товар новым, или с помощью маркетинговых рычагов восстановить (реанимировать) спрос на какое-то время.




Рис. 3.2. Модель жизненного цикла товара
Для каждого этапа ЖЦТ на основе изучения рыночной конъюнктуры и прогнозной информации, разрабатываются адекватные маркетинговые мероприятия:

  • 1-й этап - активная реклама, конкурентная борьба за рынок, использование монопольного преимущества, если товар уникален, управление ценой, продолжение мероприятий по продвижению товара;

  • 2-й этап - переход к умеренной (информационной) рекламе,

поиск новых сегментов рынка, в отдельных случаях меры по ограничению спроса;

    • 3-й этап - постепенное снижение цен или внедрение удешевленных модификаций товара, борьба с усиливающейся конкуренцией, расширение сервиса, совершенствование рекламы, разработка нового товара;

    • 4-й этап - вариант 1: уход с рынка, распродажа остатков по сниженным ценам, вывод на рынок нового товара; вариант 2: поддержка угасающего спроса путем снижения цен, активной рекламы, методов стимулирования спроса, переход к 5-му этапу;

    • 5-й этап - поддержка рынка до тех пор, пока есть возможность получать прибыль, затем осуществляются мероприятия 1-го варианта 4-го этапа.


Существует множество вариантов ЖЦТ. Продолжительность и тенденции каждого этапа - результат влияния комплекса факторов и маркетинговых действий. Так, взлет спроса может сохраняться длительное время (кривая бума), а может смениться новым ростом (кривая увлечения). Периоды роста и спада сменяются новым ростом (кривая возобновления, или кривая ностальгии). Сезонная кривая может проявиться во всех случаях цикличного спроса. Товар может потерпеть поражение сразу после выхода на рынок (кривая провала).

Задание №1.



Исследуйте предприятие, производящее следующие виды продукции в соответствии с вариантом. Некоторые данные о реализации товаров заводом и конкурентами, как и о развитии рынка, представлены в приложении 4.

Ответьте на следующий вопрос: какова ваша оценка состояния каждого производства? Используйте для анализа состояния и оценки перспектив метод БКГ.

Пример. Завод по производству мебели реализует на рынке четыре группы товаров: гарнитуры для гостиной, мебель для детских комнат, кухонную мебель, спальную мебель, которые изготавливаются на обособленных производствах. Исходные данные по рынку мебели представлены в таб. 3.1.

Таблица 3.1. Исходные данные по реализации продукции.

Производство

Реализация по заводу, млн. руб.

Число конкурентов

Реализация тремя основными

конкурентами, млн. руб.

Годовой рост объема рынка, %

Гостиная мебель

210

12

380, 260, 170

6

Детская мебель

160

14

125, 90, 85

14

Кухонная мебель

45

24

210, 180, 145

8

Спальная мебель

14

11

80, 33, 27

12


На основе таблицы 3.1 можно получить таблицу 3.2 и построить пузырьковую диаграмму (рисунок 3.3)

Таблица 3.2. Позиционирование производств на рынке.

Производство

Реализация по заводу, млн. руб.

Относительная доля рынка

Годовой рост объема рынка, %

Гостиная мебель

210

1,04

6

Детская мебель

160

2,49

14

Кухонная мебель

45

0,67

8

Спальная мебель

14

0,37

12

где Относительная доля рынка = Реализация по заводу (3/Число конкурентов)*(Реализация тремя основными конкурентами)





Рис. 3.3. Анализ продуктового портфеля предприятия по методу БКГ

Из данной диаграммы можно сделать вывод о том, что к

«звездам» относится детская мебель , даёт высокие прибыли, но и требует средств для поддержания роста. Гостиная мебель

«дойная корова», которая близка к «Мёртвому грузу». В данном случае "Дойная корова" требует вложения для поддержания своего роста. Спальная мебель – «трудное дитя», имеет шансы на успех, но требует значительных средств для поддержания роста. Этот продукт находится в процессе внедрения на данный рынок. В этом случае надо либо повышать данную долю, либо уходить. Кухонная мебель – «мертвый груз».

Задание №2.



Предприятие выпускает определенный вид продукции, которая делится на несколько групп. Данные об объемах производства за три года представлены в Приложении 5. По соответствующим данным необходимо провести анализ продуктового портфеля предприятия с помощью матрицы БКГ.

Пример.Пусть предприятие выпускает следующую продукцию: вареные колбасы, сосиски, сардельки, полукопченые колбасы, варено-копченые колбасы, сырокопченые колбасы. Данные об объемах производства представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Объём продаж по видам продукции и месяцам, кг


В-1

Вар колбасы

Сосиски

Сардельки

П/к колбасы

В/к колба- сы

С/к колбасы

Всего колбас

2000 г






















январь

15368

12456

13142

11289

9780

10160

72195

февраль

16290

13079

13144

11890

9774

10701

74878

март

16198

12767

12831

11607

9719

10446

73568

апрель

15906

13017

13082

11833

9544

10650

74032

май

16860

13667

13736

12425

10116

11182

77986

июнь

16765

13342

13409

12129

10059

10916

76620

июль

16463

13602

13670

12366

9878

11129

77108

август

15829

13577

13645

12343

9497

11108

75999

сентябрь

16779

12892

12956

11720

10067

10548

74962

октябрь

16684

13537

13604

12306

10010

11075

77216

ноябрь

16383

13214

13280

12013

9830

10812

75532





В-1

Вар колбасы

Сосиски

Сардельки

П/к колбасы

В/к колба- сы

С/к колбасы

Всего колбас

декабрь

15752

13472

13539

12247

9451

11023

75484

Итого

195277

158622

160038

144168

117725

129750

905580

2001 г






















январь

16152

13456

13955

12456

9556

12110

77685

февраль

16233

13792

13930

12537

9740

12413

78645

март

16314

13523

13659

12293

9788

12171

77748

апрель

16395

13861

14000

12600

9837

12475

79168

май

16477

13591

13727

12354

9886

12232

78267

июнь

17040

13931

14070

12663

10224

12538

80466

июль

17126

13792

13930

12537

10275

12413

80073

август

17211

14137

14279

12851

10327

12723

81528

сентябрь

16879

13861

14000

12600

10127

12475

79942

октябрь

16963

13927

14066

12660

10178

12534

80328

ноябрь

17048

14275

14418

12976

10229

12848

81794

декабрь

17133

13997

14137

12723

10280

12597

80867

Итого

200971

166143

168171

151250

120447

149529

956511

2002 г






















январь

16725

13825

14101

12925

10567

11633

79776

февраль

16641

13963

14033

12757

10795

11482

79671

март

16558

13860

13929

12663

10715

11396

79121

апрель

16475

13998

14068

12789

10822

11510

79662

май

16223

13894

13964

12694

10741

11425

78941

июнь

16142

14033

14103

12821

10849

11539

79487

Итого

98764

83573

84198

76649

64489

68985

476658