Файл: Старооскольский технологический институт им. А. А. Угарова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общего ресурса принтера; для стали – «стоимость производства конечного изделия» и содержание вредных примесей.
Исходные данные для расчета заносим в форму таблицы 5.5.
Таблица5.5
Далее определяем коэффициенты функции вида f= a*X1+b*X2+c. В меню открываем «Сервис», затем опцию «Поиск решения» или «Анализ данных», а в нем «Регрессия» в среде Excel. В качестве зависимых переменных выступает набор значений цены, независимые переменные – Х1 и Х2. В результате получаем значения коэффициентов a и b. Затем, подставив значения Х1 и Х2 в полученную функцию, получим искомую цену товара.
С помощью данного метода сложно получить реальный результат, так как для того, чтобы определить функцию зависимости цены при большом числе факторов-аргументов, необходимо проведение анализа значительного количества товаров-конкурентов.
Данный метод
предназначен устранить недостатки балльного метода, где преобладает субъективный подход и в зависимости от выбранного аналога разброс значений искомой цены очень большой.
Пусть имеется N товаров-конкурентов {xj, j=1,N} и каждому товару-конкуренту присущи S признаков, выраженных количественно. То есть имеется дискретный набор значений:
f1 ………fN1
…………. fs1……..fsN,
где fij – значение i-го признака для j-го товара-конкурента.
Каждый признак определенным образом влияет на конечную цену товара. Необходимо, зная цены товаров-конкурентов, рассчитать цену своего товара с учетом дифференциации свойств. Формулируется задача нечеткого математического программирования (НМП):
A1 = {[x1 m1(x1)],…..[xN m1(xN)]} ,
…………………………………… Ak = {[x1 mk(x1)],….[xN mk(xN)]}
где mi(xj) – функция принадлежности элемента xj – ко множеству Аi, характеризующая степень близости значения i-го критерия в рассматриваемой проблемной точке fij = fi (xj) к максимально допустимому значению данного критерия. Функции принадлежности строятся
с помощью процедуры, выбираемой
i
лицом, принимающим решение. На основе полученных значений m j для каждого товара-конкурента рассчитывается агрегирующая функция:
1 s
mj = m j*…*m j , где * - некоторая бинарная операция.
В качестве такой операции предпочтительно использовать функцию среднего геометрического.
Каждому j-му товару-конкуренту будет соответствовать единственный числовой параметр mj , j=1,N. Для определения цены собственного товара необходимо пересчитать цену товара- конкурента пропорционально полученным числовым параметрам mj , т.е.
Р Р
mj
н
н
где Рн – цена нового товара; Рб – цена базисного товара; m j – значение агрегирующей функции принадлежности у нового товара; mбj – значение агрегирующей функции принадлежности у базисного товара.
Примеррасчетаценыметодоммногокритериальногоранжирования.
Таблица5.6
У нас имеется 3 количественных признака. Для определения функций принадлежности для каждого из них найдем значения параметров, соответствующие узловым точкам функций принадлежности. Характеристика узловых точек и
соответствующие им значения параметров представлены в таблицах 5.7 и 5.8.
Таблица5.7
Таблица5.8
которыесоответствуют узловымточкам
Значения параметров устанавливаются экспертным путем или исходя из представлений о качестве.
Достаточно высокую точность дает построение прямолинейной функции y=a+b*x. С помощью MS Excel определим коэффициенты a и b. Так расчет коэффициентов a и b для параметра “мощность двигателя” выглядит следующим образом:
Результаты расчетов приведены в таблице
Исходные данные для расчета заносим в форму таблицы 5.5.
Таблица5.5
Исходные данные для расчета цены методом регрессионного анализа
Показатели | Код продукции | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Цена картриджа/ресурс картриджа (Х1) | | | | |
Общий ресурс принтера (Х2) | | | | |
Цена принтера | | | | |
Далее определяем коэффициенты функции вида f= a*X1+b*X2+c. В меню открываем «Сервис», затем опцию «Поиск решения» или «Анализ данных», а в нем «Регрессия» в среде Excel. В качестве зависимых переменных выступает набор значений цены, независимые переменные – Х1 и Х2. В результате получаем значения коэффициентов a и b. Затем, подставив значения Х1 и Х2 в полученную функцию, получим искомую цену товара.
С помощью данного метода сложно получить реальный результат, так как для того, чтобы определить функцию зависимости цены при большом числе факторов-аргументов, необходимо проведение анализа значительного количества товаров-конкурентов.
-
Методмногокритериальногоранжирования
Данный метод
предназначен устранить недостатки балльного метода, где преобладает субъективный подход и в зависимости от выбранного аналога разброс значений искомой цены очень большой.
Пусть имеется N товаров-конкурентов {xj, j=1,N} и каждому товару-конкуренту присущи S признаков, выраженных количественно. То есть имеется дискретный набор значений:
f1 ………fN1
…………. fs1……..fsN,
где fij – значение i-го признака для j-го товара-конкурента.
Каждый признак определенным образом влияет на конечную цену товара. Необходимо, зная цены товаров-конкурентов, рассчитать цену своего товара с учетом дифференциации свойств. Формулируется задача нечеткого математического программирования (НМП):
A1 = {[x1 m1(x1)],…..[xN m1(xN)]} ,
…………………………………… Ak = {[x1 mk(x1)],….[xN mk(xN)]}
где mi(xj) – функция принадлежности элемента xj – ко множеству Аi, характеризующая степень близости значения i-го критерия в рассматриваемой проблемной точке fij = fi (xj) к максимально допустимому значению данного критерия. Функции принадлежности строятся
с помощью процедуры, выбираемой
i
лицом, принимающим решение. На основе полученных значений m j для каждого товара-конкурента рассчитывается агрегирующая функция:
1 s
mj = m j*…*m j , где * - некоторая бинарная операция.
В качестве такой операции предпочтительно использовать функцию среднего геометрического.
Каждому j-му товару-конкуренту будет соответствовать единственный числовой параметр mj , j=1,N. Для определения цены собственного товара необходимо пересчитать цену товара- конкурента пропорционально полученным числовым параметрам mj , т.е.
Р Р
н б
mj
н
m j б
н
где Рн – цена нового товара; Рб – цена базисного товара; m j – значение агрегирующей функции принадлежности у нового товара; mбj – значение агрегирующей функции принадлежности у базисного товара.
Примеррасчетаценыметодоммногокритериальногоранжирования.
Таблица5.6
Исходные данные
Признак | Товары-конкуренты | |
1 | 2 | |
Мощность двигателя | 1300 | 1800 |
Цена бензина | 12 | 15 |
Расход бензина | 10 | 15 |
Цена товара | 150000 | х |
У нас имеется 3 количественных признака. Для определения функций принадлежности для каждого из них найдем значения параметров, соответствующие узловым точкам функций принадлежности. Характеристика узловых точек и
соответствующие им значения параметров представлены в таблицах 5.7 и 5.8.
Таблица5.7
Характеристика узловых точек функции принадлежности
Значение функции принадлежности | Характеристика качества изделия |
1,00 | Соответствует наилучшему уровню качества, повышение которого не имеет смысла |
0,8 | Отличное качество, соответствующее наилучшему мировому образцу |
0,63 | Средний уровень качества изделий-аналогов, представленных на данном товарном рынке |
0,5 | Удовлетворительное качество изделий, превышающее минимально допустимый уровень, но нуждающееся в улучшении |
0,37 | Минимально допустимый уровень качества |
0,2 | Плохое качество продукции, не соответствующее поставленным целям |
0,0 | Абсолютно неприемлемое качество |
Таблица5.8
Распределение значений параметров,
которыесоответствуют узловымточкам
Параметры | Значения параметров, соответствующие узловым точкам | ||||||
0,0 | 0,2 | 0,37 | 0,5 | 0,63 | 0,8 | 1,0 | |
Мощность двигателя | 1000 | 1200 | 1300 | 1500 | 1800 | 2100 | 2500 |
Цена бензина | 20 | 18 | 15 | 12 | 10 | 9 | 8 |
Расход бензина | 18 | 16 | 12 | 10 | 12 | 14 | 15 |
Значения параметров устанавливаются экспертным путем или исходя из представлений о качестве.
Достаточно высокую точность дает построение прямолинейной функции y=a+b*x. С помощью MS Excel определим коэффициенты a и b. Так расчет коэффициентов a и b для параметра “мощность двигателя” выглядит следующим образом:
-
заносим в столбец А значения узловых точек (0; 0,2; …1,0), затем в следующий столбец В значения параметров, которые соот- ветствуют узловым точкам (1000; 1200;…..2500). -
в меню выбираем “Сервис”, в нем опцию “Анализ данных”, в нем “Регрессия”. Здесь зависимая переменная – столбец А, незави- симая переменная – столбец В. Делаем расчет. -
появляется “Вывод итогов” – результат расчета. Здесь Y- пересечение – коэффициент а, переменная – коэффициент b.
Результаты расчетов приведены в таблице