Файл: Занятие 9. Журналистика как область творческой деятельности План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работа сделана:
Студенткой
1 курса специальности
«Журналистика»
Попсуевой И.Д.
Семинарское занятие №9.
Журналистика как область творческой деятельности
План.
-
Виды журналистской деятельности и формирование информационной политики.
Ответ:
Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. Конечно, в реальной практике они переплетаются и в творческой деятельности конкретных журналистов оказываются неотделимыми одна от другой. И тем не менее каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило, все же относится к одному из них.
Редакторская (лат. redactus «приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замечания и проч.), работой над формой произведения. Содержательную сторону работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблематикой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства. В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование (обязательно с согласия и желательно при участии автора) может носить различный характер - от работы по полному согласованию с позицией редакции до рекомендательных советов (когда редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией газеты или программы). Определение же самой информационной политики, формирование облика издания и программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ, а затем и компоновка номеров и выпусков - это уже редакторская деятельность «высшего уровня». Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его
ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).
Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции, позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и определен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в программные задачи и способы их реализации в связи с изменением социальной реальности. Специальные задачи у организаторской деятельности: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информационной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы корреспондентского корпуса, отслеживание поведения аудитории и снабжение сведениями о ее интересах и реакции на выступления СМИ, запросах и пожеланиях работников подразделений редакции, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п.
Авторская (от лат. auctor «создатель»; не от греч. autos «сам») деятельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка произведений в номер или программу, и составление сборника произведений, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной долей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непременно специализироваться в той или иной области (тематической, проблемной, жанровой, стилевой и т.д.). Только в том случае, если сотрудники редакции могут «закрыть» все направления и необходимые формы ее деятельности на достаточно высоком уровне и при взаимозаменяемости (если возникнет необходимость), можно говорить о сформированном творческом коллективе.
Важнейшим объединяющим фактором в деятельности редакции является принятая информационная политика.
Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы, направления. Основные черты этого направления определяются учредителем при разработке концепции СМИ в ходе подготовки к его регистрации. Учредитель может осуществлять эту деятельность самостоятельно или в сотрудничестве с будущими руководителями издания или программы. Последний вариант предпочтительнее, так как позволяет подключить к сложному делу формирования направления профессионалов и еще до регистрации создать ядро будущей редакции, одновременно удостоверившись в том, насколько их творческий уровень соответствует успешному ведению СМИ, а социальная позиция отвечает взглядам учредителя.
-
Формы реализации информационной политики.
Ответ:
Пропаганда – деятельность по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей. Также: любая форма информационной деятельности, распространение всяческих знаний, представлений, взглядов; любая форма идеологической, массово-политической работы.
Агитация – распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующее позиции аудитории по конкретным ситуациям современной жизни. Основываясь на сведениях, журналист как агитатор в соответствии ос своей позицией дает представление о них, с помощью прямых оценок или через подачу фактов, формирующих отношение к ним.
Необходимо стремиться к наиболее максимальной степени отделения фактов от мнений. Факт – то, что было в действительности – нужно излагать точно, полно, беспристрастно. Мнения – комментарии, оценки, прогнозы – напрямую зависят от позиции журналиста или его издания.
Контрпропаганда – сторона информационной политики СМИ, которая является как бы ответной реакцией на деятельность других СМИ.
Направления:
1. все формы позитивной пропаганда и агитации своего издания
2. прямые выступления с критикой против СМИ, проводящих непринимаемую информационную политику
3. «контрагитации» - полемические замечания по выступлениям других СМИ
Организация может иметь разные формы воплощения: от придания определенного смысла повседневным проявлениям жизненной активности до формирования активного стиля поведения в ходе выборов. Тем самым журналистика формирует гражданскую активность аудитории и ее направленность.
-
Типы и методологические основы творчества.
Ответ:
Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематические линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчества, выработанных человечеством, - научного, художественного, публицистического. Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. И хотя разные издания (и программы) в качестве основных используют либо научные, либо художественные, либо публицистические формы творчества
, в каждом из них может быть найдено место для любой из форм.
К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго (хотя и популярно) излагаемые сведения, важные для формирования научной картины мира. Это - мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и другие документы, разнообразные сведения из различных областей науки (от философии до экологии, от литературоведения до психологии). Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходящих процессов и тенденциях социального развития, о характере современной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономической, политической, социальной и других областях жизни. Поэтому значительную долю пропагандистских акций призваны обеспечивать именно научно-теоретические, научно-исторические, научно-идеологические, научно-популярные произведения.
Вот почему все большее значение приобретает привлечение к участию в журналистике ученых разных профилей, которые могут составить авторский актив издания (программы) или работать «на журналистику» по спорадическим заказам. Вместе с тем среди сотрудников СМИ становится все больше журналистов, имеющих ученые степени и звания в области экономики и юриспруденции, международных отношений и истории, биологии и медицины, экологии и т.д. Это и пришедшие в журналистику ученые, и журналисты, ставшие учеными - кандидатами и докторами наук. Однако задачи, решаемые журналистикой с помощью ученых, столь обширны и столь значимы, что и от «рядовых» журналистов требуется овладение навыками работы с научной литературой, банками данных, оперативной научной информацией. Проникновение в язык науки, строгость обращения с научными понятиями, данными, концепциями, повседневное деловое общение с учеными - все это важные качества журналистов, необходимые в повседневной работе. Но при этом журналист должен непременно оставаться журналистом, «обслуживающим» массовую аудиторию, умеющим видеть и показывать связь научного знания с актуальными вопросами современности.
Художественный тип творчества также широко представлен в журналистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения занимают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности (как самих журналистов, так и привлекаемых деятелей литературы и искусства) определяются способностью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, прошлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.
Поэтому так важно, чтобы в журналистике работали художественно образованные и одаренные сотрудники. Ведь отбирать и тем более специально заказывать произведения этого типа творчества можно лишь обладая знаниями и художественным вкусом, совмещенными с журналистским видением проблем современности. Кроме организации «трансляции» произведений искусства перед журналистом стоит задача подготовки комментариев, вводящих читателя (зрителя) в тему, связывающих публикацию рассказов, повестей, романов, стихотворений, передачу спектаклей, фильмов и концертов, репортажей с выставок, музеев и частных собраний коллекционеров с актуальными вопросами дня. Органическое введение в структуру номера или программы художественных произведений - непростая задача, требующая соединения журналистских качеств и художественного вкуса. Тем более это необходимо, когда на основе художественных произведений создаются специальные передачи (музыкально-поэтические композиции, радиофильмы о творчестве и жизни композиторов, музыкантов, телесериалы о художниках, скульпторах, архитекторах, «путешествия» по музеям, архитектурным ансамблям и т.д.).
В связи с этим в журналистике (особенно на телевидении и радио) формируется особый отряд творческих кадров - это люди, приобретшие «вторую специальность» искусствоведов, деятелей искусств, а также профессиональные журналисты, приобщившиеся к миру искусства.
Однако при всей значимости научных и художественных произведений ведущее место в журналистике занимают произведения публицистического типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творчества сформировалась для «обслуживания» общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что публицистика в той или иной мере и форме несет информацию, связанную с мировоззрением, миросозерцанием и историческим сознанием, то ее роль для журналистики оказывается тем более значимой.
Публицистика (лат. publkus «общественный, народный, публичный») как тип творчества «сопровождает» всю историю человечества (беря начало в синкретизме мышления и форм словесного общения в первобытном обществе), хотя само слово «публицистика» вошло в употребление в первой половине XIX века в России. При этом понятие «публицистика» до сих пор разными учеными трактуется по-разному. Одни публицистикой считают все произведения общественно-политической тематики;