Файл: Сборник диагностических методик, используемых в работе с детьми с зпр в начальной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Протокол исследования
по проективной методике «Рисунок семьи»
Ф.И.________________________________Класс_________________________
Дата___________Время выполнения___________Психолог____________________
Возраст ребенка___________Самочувствие________________________________
№ | Выделяемые признаки. Содержание действий и поступков ребенка | Отметка о наличии признаков | Выводы |
1. | Реальное количество членов семьи ребенка. | | Нарушение межличностных отношений. |
2. | Наличие изолированных членов семьи, кто именно. | | |
3. | Последовательность изображения фигур и предметов. | | Значимость, эмоциональная близость |
4. | Расстояние между изображенными фигурами членов семьи. | | Эмоциональная общность. Конфликтные отношения, недостаток эмоционального контакта, неудовлетворенность. |
5. | Наличие барьеров, ограничений, рамок в рисунке. | | |
6. | Преобладание людей, предметов. Наличие животных. | | |
7. | Совместная деятельность членов семьи на рисунке. | | Психологическое спокойствие. |
8. | Изображение членов семьи со спины, в профиль. | | Враждебность в семейной ситуации. |
9. | Наличие агрессивных поз (руки в стороны, пальцы растопырены). | | Враждебность. |
10. | Размер изображений фигур (очень маленькие, очень большие). | | Тревожность, неуверенность, низкая самооценка. Значимость. |
11. | Особенности изображения глаз (преувеличенные, чрезмерно прорисованные, очень маленькие, зачерченные). | | Тревожность, нежелание видеть что-либо. |
12. | Особенности изображения ног (отсутствие ног или ступней, примитивное их изображение). | | Низкая бытовая ориентация, уход от реальности. |
13. | Особенности изображения рук (отсутствие рук, ладоней, чрезмерное их преувеличение у какого-либо члена семьи). | | Проблемы в общении с членами семьи. |
14. | Особенности изображения ушей (отсутствие, очень маленькие). | | Нежелание слушать, слабое вербальное восприятие. |
15. | Декорирование (особо четкое прорисовывание деталей). | | Значимость объекта. |
16. | Украшательство (изображение необязательных деталей). | | Демонстративность. |
17. | Наличие линии основания под изображением фигур. | | Тревожность. |
18. | Частые стирания деталей, фигур изображенных людей. | | Негативные или позитивные переживания по отношению к объекту. |
19. | Перерисовывание с лучшим или худшим результатом. | | Показатель положительного или негативного отношения к объекту. |
20. | Возвращение к доработкам уже нарисованных фигур, деталей. | | Показатель значимости объекта. |
21. | Само исправления. | | Показатель тревожности. |
22. | Особенности штриховки (размашистая, жесткая, насыщенная). | | Тревожность. |
23. | Особенности изображения линий (слабая, прерывистая, с сильным нажимом). | | |
24. | Неравномерный нажим карандашом. | | Эмоциональная неустойчивость. |
25. | Зачеркивание изображений. | | Показатель эмоционального отношения к объекту. |
26. | Пауза более 15 сек (в начале, середине работы). | | Эмоциональное отношение к объекту, проблемная сфера. |
27. | Спонтанные комментарии ребенка в процессе работы. | | |
28. | Эмоциональные реакции на какой-либо объект. | | |
29. | Степень аккуратности исполнения работы. | | |
Беседа с ребенком по рисунку
1.Кто изображен на твоем рисунке? ______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Что они делают? _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Кто из них самый счастливый и почему? _________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Кому грустно и почему? _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы: _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
3.Рисуночный тест «Три дерева»
Э.Клессманн
Этот тест создан для диагностики детей и подростков, но взрослым он тоже вполне подходит. С помощью данной методики мы можем проанализировать внутрисемейные отношения, их особенности, наличие скрытых конфликтов, о которых детям трудно рассказывать словами. Кроме диагностических задач, использование таких рисуночных проективных тестов на первых консультациях помогает специалисту устанавливать прочный контакт с клиентом. Предлагаю вам попробовать выполнить тест самим. Это лучший способ понять и разобраться, что именно и как мы будем интерпретировать.
Инструкция к проективной методике «Три дерева»
Предварительно расспросите испытуемого:
как его зовут, каков состав его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет.
Затем положите перед ним горизонтально лист бумаги формата А4 и попросите нарисовать «любые три дерева». После того, как рисунок будет готов, похвалите ребенка и его рисунок. Затем попросить у ребенка разрешения подписать деревья (взрослые подписывают самостоятельно). Ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву.
— Молодец, замечательные получились деревья. Назови их.
Давай мы подпишем деревья цветными карандашами?
—А какое дерево тебе больше всех нравится?
—Какое дерево самое большое?
—Какое самое маленькое?
—Какое самое молодое?
—Какое самое старое
— Какое дерево самое красивое?
Вопросы идут в строгой последовательности: от легких и приятных к неприятным и тревожным. Таким образом создается ряд сравнений, естественно воспринимаемых, на которые у испытуемого не будет возникать негативных чувств. Вопросы «Какое дерево тебе больше всего нравится» и «Какое дерево самое красивое?» также специально разделены, чтобы не возникало недоумение, ведь на первый взгляд они похожи. С разрешения ребенка мы все данные им характеристики подписываем ПОД соответствующим деревом на рисунке.
Дальше задается вопрос:
— Представьте, что вы садовник. Что бы вы сделали с каждым из деревьев?
Если вопрос не понят, можно уточнить, что деревьям нужен полив, удобрение почвы, пересадка или, например, кому-то нужно подрезать ветки или дать ему больше солнца и тепла. Обязательно скажите, что с какими-то деревьями можно ничего не делать, им и так хорошо.
— Как вы думаете, кем из членов вашей семьи может быть каждое из деревьев?
Последний вопрос теста: ребенка просят сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи. Чтобы избежать прямых сравнений, и чтобы возникшие ассоциации были глубокими, не поверхностными, можно предложить испытуемому выполнить какое-нибудь дополнительное задание, тест, упражнение. Затем ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи и подписать подходящим цветом.
Интерпретация проективной методики «Три дерева»
Важный момент: проективные методики не могут иметь однозначных интерпретаций. Необходимо учитывать и поведение испытуемого, детали его рассказа о семье, эмоциональные и телесные реакции во время выполнения заданий. От исследователя в данной ситуации требуется и опыт, и интуиция. Выводы не должны быть поспешными.
В момент рисования ребенок бессознательно передает в образах деревьев важные для него черты близких. В особенностях рисунка, его цветовой гамме, обозначенных характеристиках нарисованных объектов
зашифрованы актуальные в данный период отношения, мотивы, восприятия, которые чаще всего не осознаются. Автор методики швейцарский психотерапевт R.J. Corboz писал, что методика родилась из практического опыта. Дети, готовившие подарок на День матери, обычно рисовали 3 дерева. Стало очевидно, что в этих рисунках ярко передавались аспекты внутрисемейных отношений, когда деревья соотносились с триадой «мама-папа-ребенок».
Для интерпретации помимо рисунка важны комментарии испытуемого к нему. Почему выбраны именно эти члены семьи? Кто из членов семьи оказался исключенным? Почему?
Анализируется величина деревьев, расстояние между ними, наличие других объектов.
Девочка 5 лет кроме деревьев («мама, папа, я») нарисовала рядом собой веселого пса. «Это мой старший брат». Задание позволяло рисовать только 3 дерева, поэтому четвертый значимый член семьи был нарисован в образе собаки.
Для интерпретации отношений важно обратить особое внимание на те действия, который испытуемый выполнял в качестве садовника. Они указывают на потребности членов семьи, как их понимает ребенок, а также те действия, которые он хочет осуществить по отношению к близким.
ДОПОЛНЕНИЕ
Алгоритм по проведению методики «Три дерева»
1. Беседа с ребенком.
— какая у тебя семья:
— как кого зовут, сколько кому лет:
Мама ____________________________________________________________________
Папа ____________________________________________________________________
Братья, сестры _____________________________________________________________
Бабушка _________________________________________________________________
Дедушка _________________________________________________________________
Другие ___________________________________________________________________
— кем работают члены семьи:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
— какая квартира, есть ли у тебя своя комната:
__________________________________________________________________________
2. Нарисуй, пожалуйста, три дерева цветными карандашами.
3. Беседа по рисунку:
— Молодец, красивые деревья. Назови их. Можно мы подпишем деревья цветными карандашами?
— А какое дерево тебе больше всех нравится? (Можно подписать его?)
__________________________________________________________________________
— Какое дерево самое большое (оценка в уровне притязаний)?
__________________________________________________________________________
— Какое самое маленькое?
__________________________________________________________________________
— Какое самое молодое?
__________________________________________________________________________